ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья (1 класс) на тему

Фадеева Валерия Борисовна

 Игровая методика театральных занятий дает ему эту возможность и ребенок многократно может проигрывать сюжеты любимых сказок, историй, чтобы пережить еще и еще раз удовольствие победы своего успеха хоть в чем-нибудь. Этот тренинг обогащает внутренний мир ребенка. Но так как воображение младшего школьника еще не такое устойчивое и оперирование образами является для него довольно трудной задачей,  для этого я с помощью  подбора иллюстраций, репродукций, предметов, вещей, таблиц, картинок развиваю и тренирую репродуктивного воображения учащихся, которое постепенно развивает   продуктивное воображение. Чем больше наглядных пособий, тем ярче, интереснее и содержательнее детские выступления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фадеева Валерия Борисовна

Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия № 4

 имени братьев Каменских» г. Перми

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ – КАК СПОСОБ  РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

  Сталь Анатольевич Шмаков писал: « Все дети – замечательные актеры, лицедеи с сотнями масок. С помощью воображения они выстраивают образ средств и результатов своей предметной деятельности, создают программы своего поведения, придумывают заменители деятельности, т. е. представляют результаты деятельности, творчества еще до их начала. И если про человека говорят, что он без воображения, без полета мысли, значит, он в детстве не доиграл, мимо него прошел «театр жизни».

Воображение у младшего школьника развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они не были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые он получает в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее его опыт, тем выше потенциал его воображения.

 Игровая методика театральных занятий дает ему эту возможность и ребенок многократно может проигрывать сюжеты любимых сказок, историй, чтобы пережить еще и еще раз удовольствие победы своего успеха хоть в чем-нибудь. Этот тренинг обогащает внутренний мир ребенка. Но так как воображение младшего школьника еще не такое устойчивое и оперирование образами является для него довольно трудной задачей,  для этого я с помощью  подбора иллюстраций, репродукций, предметов, вещей, таблиц, картинок развиваю и тренирую репродуктивного воображения учащихся, которое постепенно развивает   продуктивное воображение. Чем больше наглядных пособий, тем ярче, интереснее и содержательнее детские выступления.

  И еще очень важный момент театральных занятий, которые работают на развитие воображения ребенка. Психологи установили такую интересную закономерность: пока образ не сформирован или недостаточно отчетлив, попытки вербализовать его (описать словесно) ведут к его распаду, а при повторном воссоздании облечение его в словесную форму ведет к повышению устойчивости этого образа. Это говорит о том, что в закреплении образов важную роль играет речь. Поэтому наша задача – научить ребенка грамотно и точно излагать свои мысли и переживания. С другой стороны, надо иметь в виду, что уровень развития речи и способность воображать прямо не связаны,  друг с другом, и слабое развитие речи не означает слабости воображения. Поэтому на уроках театра, созданные образы не распадаются, ребенок всегда их  может реализовать  с помощью невербальных средств общения, т.е.  бессловесного поведения. А  если  эти образы бессловесного поведения переплетаются с музыкой и с изодеятельностью,  то мы увидим огромное количество таких неожиданных,  необычных, нестандартных, и оригинальных образов, что каждый раз убеждаешься -  в искусстве человек развивается и развивает свой талант.

На театральных занятиях ребенок беззаботен, психологически раскован и поэтому более чем когда способен на полное выражение своего индивидуального «Я». Ребенок с помощью театральной игры может показать умение брать на себя ответственность, делать правильный выбор,  и познавать окружающий мир, своих сверстников,  самого себя.

Знакомство учеников с позицией актера-творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Так как специфика театрального обучения детей состоит в том, что каждый школьник-исполнитель пробует, учится вести себя в соответствии с выдуманными или предложенными обстоятельствами, используя в своей работе инструменты, которые ему дала природа: тело, движение, речь, голос, жест, мимика. А так же ум, память, воображение, наблюдательность, эмоциональность и т. п.

Для тренировки воображения используем разнообразные игровые задания, например:

  • Для создания и вербализация образа  применяем упражнения - «Картинка за окном» - на первом этапе дается задание записать или рассказать, что ребенок видит за окном, за спиной педагога, за спиной собеседника-партнера, на столе, на картине, по дороге в школу и т.д. Описание должно быть понятным, четким, взаправдашным, чтобы слушатель мог дать потом отчет о том, что у него за спиной, а все другие по его рассказу проверить качество описания. На 2 этапе – дети рассказывают то, что увидели за словом, фразой, текстом. На 3 этапе – за словами пьесы, драматургии. Видение от реальности, живописности должно дойти до видения сюжета, логики поведения, характера, образа.

 «На пять органов чувств», «шумы», «Что здесь лежит?» - игры на представление слуховых, осязательных, зрительных,   вкусовых образов.

  • Для оперирования в уме образами объектов в пространстве мы используем следующие игровые задания:  

«Откуда кусочек» - игра предназначена для развития умения представлять целый предмет на основе восприятия его частей, а также умения абстрагироваться от величины предмета и выделять его существенные признаки.

«Собери картинку» - игра на умение конструировать целое из частей. С помощью этой игры идет распределение детей на группы.

  •   Создание и реализация плана замысла можно предложить следующие задания:

«Зашифруй сказку», «Расшифруй сказку»,  - дети обучаются умению «читать» план-схему сказки, а так же параллельно идет развитие фантазии.

 «Предметы и вещи» -  нарисованы торшер,  зеркало, кружка, кресло, телефон.  Предлагаю установить сюжетную связь. (Можно выбрать два, три предмета). Сочинить этюд, или небольшой рассказ, сюжет которого будет построен на названных предметах или предметы займут центральное место.

  Используя, таблицы «Позы», «Мимика» «Жест» - дети устанавливают сюжетную связь через движение тела, лица, жеста. Строят сюжет этюда, при этом можно менять картинки местами и получаются интересные истории, на которых так же строятся этюды.

Порой рассказ дает большой простор для работы воображения, чем этюд, так как позволяет вводить дополнительные персонажи, изменять время и место действия, т.е. вносить в него то, что невозможно непосредственно показать, но этюд дисциплинирует и концентрирует воображение.

  • Чтобы развивать у детей способности интерпретировать, создавать метафоры, нонсенсы необходимо проводить такие  игровые упражнения, в которых дети тренировали бы смелость, изобретательность и фантазию.  

   «Чего на свете не бывает?». «Создадим новую игрушку, зверюшку, птицу, предмет». «Очевидно - невероятно»  «Кривая дорога». и т.п. Здесь помогает и нестандартное рисование с помощью пальцевой живописи, мятой бумаги, размытого рисунка, кляксографии, ниточки и т. п.

В игровом сюжете «Превратись сам» - С помощью тематических картинок, на которых изображены предметы, вещи, овощи и т.п.. Дети изображают предметы, которые нарисованы на картинках, меняя свою позу так, чтобы тело напоминало заданный предмет или овощ и т.п. Так на сцене появляются: Клумба с цветами. Лесная поляна. Магазин игрушек. Еда на столе. Вещи в шкафу. Обувь на полке. Дом. Берег моря. И как интересно они ведут беседы.

  • Помогают в тренировке воображения открытки, иллюстрации с изображением картин русских дореволюционных, советских художников. Дети, рассматривая их, определяют какие люди изображены, их характеры и взаимоотношения, их момент жизни, что ему могло предшествовать и что будет дальше.  Описание увиденного может стать базой для вычленения у детей представлений об особенностях логики действий, а также при определении характера героя дети начинают понимать, что  он влияет на поведения  людей. Дети фантазируют о возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах, и этюды на вольные темы становятся все интереснее.

   Считаю, что с помощью наглядного материала идет развитие воображения у детей  по определенной системе, что делает их образы более красочными, объемными, реалистическими, отсюда они становятся устойчивыми и точными. Обогащается речь, дети сочиняют  этюды, и эти этюды отличаются, по своему содержанию.

   Многие таблицы помогают проводить диагностику, изучать природу своих учеников, и параллельно изучать ученические коллективы.

Воспитание детей средствами театрального искусства – это глубокий посев, всходы он дает не сразу и руками эти всходы потрогать нельзя: материя очень тонкая.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятий исследовательской деятельности младших школьников

Реализация программы "Формирование личностных УУД в условиях перехода на ФГОС нового поколения" предполагает создание открытого социального пространства,когда каждый педагог родитель разделя...

«Театральная игра в жизни младшего школьника»

о театральной работе воспитателя с детьми с ОВЗ....

Театральная деятельность - инструмент духовного здоровья школьника

Театральная деятельность помогает решить многие педагогические вопросы. Театральную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условия...

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства...

Роль театральной деятельности в жизни младшего школьника

Статья о том, как театральная деятельность влияет на формирование личности начиная со школьной скамьи....

Театральные занятия в Группе Продленного Дня.

Данная статья раскрывает актуальность театральных занятий в группе продленного дня. Мы выясним, что именно дают театральные занятия ребенку, развивает ли его как личность, всесторонне ли развивает шко...