Театральная деятельность - инструмент духовного здоровья школьника
статья (1 класс) на тему

Ивкина Наталья Юрьевна

Театральная деятельность помогает решить многие педагогические вопросы. Театральную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.  Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_deyatelnost.rar2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Театральная деятельность – инструмент духовного здоровья школьника.

   Сегодня государством заявлен запрос  не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств:

        Самостоятельностью в принятии решений

        Умением отвечать за свои решения

        Способностью нести ответственность за себя, своих близких

        Готовностью действия в нестандартных ситуациях

       Обладанием приемами учения и готовность к постоянной переподготовке

        Обладанием набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний

        Толерантностью, т.к. жизнь в социуме – поиск разумных компромиссов.

Социальный заказ образованию регламентирован документами:

1. Профессиональный стандарт педагога

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4классы)

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): на экране

3.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Духовно-нравственное развитие граждан России является  первостепенной задачей  современной образовательной системы  и представляет собой социальный заказ для общего образования.

Школа – это первый социальный институт, именно здесь ребенок получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. И моя задача, как педагога начальных классов, не только дать знания, но и помочь становлению личности, дать ценностные ориентации нашего общества.

Моя педагогическая деятельность неразрывно связана с театральным творчеством.

Театрализованная игра развивает следующие качества детей:

.

и помогает решить многие педагогические вопросы. Театральную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.  Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью- это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Приведу примеры из практики

Незнайка и его друзья

Ведущей деятельностью для младшего школьника является учение. Очень важно, чтобы ребенок понял значимость знаний, которые даются на уроках. Дети на примере Незнайки видят, насколько смешным выглядит безграмотный человек в разных жизненных ситуациях.

                                             

Куйгорож.

(Пьеса по мотивам мордовской народной сказки)

В Мордовии делается акцент на продолжение и развитие национальных традиций. Нравственные ориентиры, отраженные в  самобытной культуре мордвы, актуальны по сей день. Народное творчество – неиссякаемый источник культурных ценностей. Мы не могли оставить без внимания народную сказку..Куйгорож. Получение легкой добычи, нежелание трудиться, зависть чужому успеху, тщеславие – можно ли назвать эти пороки устаревшими?

         

Двенадцать месяцев

Жизнь постоянно предлагает на выбор. Кто ты сейчас: злая мачеха, ленивая падчерица, капризная королева, мудрый солдат?… И, наконец,  понимаем, что счастливой нашу героиню сделало не  волшебство, а  ее трудолюбие,  и доброе сердце.

Вместе со зрителями мы радуемся торжеству справедливости. Победа на сцене – победа в жизни..                                                            

Мальчиш-Кибальчиш

Безусловно, время требует от человека, чтобы он усвоил большой объем  информации, обладал широким кругозором, был образованным, мобильным и стрессоустойчивым. И когда Интернет характеризует нашего современника как  прагматичного раскованного карьериста, становится немного страшно. Многовековой исторический опыт показывает, что во все времена,  высшие  ценности  остаются неизменными: Доброта, Любовь, Сочуствие, Сострадание и умение прийти на помощь, Дружба, Милосердие. Именно они не позволят рухнуть нашему «супер-высокотехнологичному», «супер-развитому», «супер-скоростному» миру.

И я на своем месте, хочу внести свою посильную лепту, чтобы дети усвоили наряду с качествами «успешного человека», качества Настоящего Человека. На примере Спектакля «Мальчиш-Кибальчиш» по произведениям Гайдара «Тимур и его команда» и «Мальчиш-Кибальчиш»

Солдатская кукла

(По сценарию  М.М. Шелехова)

Современный сценарист Михаил Михайлович Шелехов фантазийно, сквозь призму детского восприятия, рассказывает о страшных военных событиях. Сюжет пьесы не оставляет равнодушными ни юных артистов, ни зрителей. И осторожная слеза так и катится, трогает сердце, не успевшее зачерстветь в пылу гонки за успехом и комфортом.

«Алена»

Композиция

Россия – великая страна, и у нее великая История. Нам известны множество имен героев, которые внесли свой вклад в становление нашей Родины и мы гордимся ими. История Мордовии втекает маленьким ручейком в большую реку Истории России. У нашей малой родины тоже есть герои, которые не оставались в стороне во времена тяжких годин, не были равнодушными к судьбе народа. Ценой собственной жизни, не отступив от своих идеалов, они хотели сделать этот мир лучше.

В Саранске есть улица Алены Арзамасской. Кто она? Работая над театрализованной постановкой «Алена» мы больше узнали об этой героической женщине, мордовской «Орлеанской деве»  и своим  трудом внесли свой вклад,   чтобы события той эпохи не канули в лету.

.

На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления театрально-фольклорная студия «Ладушки» (на 2 года)

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном у...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс

    Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средств...

Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность – инструмент духовно - нравственного развития личности ребёнка»

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организа...

«Театрально – игровая деятельность в духовно – нравственном развитии младшего школьника» (из опыта работы)

Выступление на заседании методичсекого объединения учителей начальных классов....

Роль театральной деятельности в жизни младшего школьника

Статья о том, как театральная деятельность влияет на формирование личности начиная со школьной скамьи....

Элементы театральной педагогики в духовно - нравственном воспитании младших школьников

     Использование элементов театральной педагогики, позволяет решать многие воспитательные задачи, формировать духовно-нравственных ориентиры и развивать коммуникативные качеств...