рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию в 5-7 классах "Взрослеем вместе"
рабочая программа на тему

Максимова Надежда Львовна

программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя: 

 - принцип целостности в воспитании

 - воспитание творческой личности ребенка

 - принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели

 - принцип сотрудничества.

цель программы - воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma2017-2018.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии

рассмотрено                          согласовано                                         утверждаю

ШМО                                    Зам.директора по ВР                             Директор

Руководитель:___________      ______Михайлова С.Д.                    ________Фондеркина А.С.

« __» «__» 2017г                    «__» «__»2017 г                                 «__» «__»2017г

Приказ№___

Рабочая программа

По гражданско-патриотическому

воспитанию в 5-7 классах

«Взрослеем вместе»

Воспитательная рабочая программа

Разработана на основе рекомендаций

АНМЦ «Развитие и коррекция»:

Е.Д. Худенко,  Г.Ф .Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова

«Организация и планирование воспитательной

 работы в специальной (коррекционной)

школе-интернате»

Воспитатель:    Максимова Н.Л.

2017-2018 уч.год

 

П. Саланчик

Чувашская Республика

Структура программы

  1.    Пояснительная записка

- Обоснование актуальности программы

- Принципы воспитательной программы

- Цель программы

- Задачи программы воспитания

- Срок реализации

- Основные направления

- Критерии и способы изучения эффективности программы

2.    Содержание воспитательной деятельности

- 1 ступень – 5 класс

- 2 ступень – 6 класс

  1. ступень – 7 класс
  1.    Прогнозируемые результаты

1 Пояснительная записка.

Воспитание имеет целью сделать человека

Самостоятельным существом,

 то есть существом со свободной волей.

                                                                 Гегель Г.Ф.

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения  становится для всех народов одной из самых актуальных.

Воспитание – это целенаправленное управление  процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме.

Процесс воспитания реализуется во взаимодействии и сотрудничестве взрослых и детей. Школа выполняет крайне важную роль в разрешении множества проблем: недостаточно высокий уровень культуры человеческого общения, объективно узкий спектр воспитательных услуг школы, разные подходы в семейном воспитании…. Решение этих проблем начинается с  осознания современных целей воспитания: «Воспитание человека культуры: гуманной, духовной, творческой, свободной личности, способной к самоопределению». Это сверхцель. Вместе с тем определяются  конкретные, реально достижимые цели, которые формулируются так6 «Воспитание интеллектуально-развитой, творческой личности, способной к самоопределению и саморазвитию». И именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Обязанность педагога в этом процессе – вовремя распознать интересы и потребности ребёнка, индивидуальные особенности его развития и создать комфортные условия для их реализации.

Всё вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации целевой воспитательной программы «Взрослеем вместе», главное в которой – системный подход к формированию личности ребёнка, создание условий для его самопознания и самовоспитания.

Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы:

         - Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и  иррационального. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача воспитателя.  

          - Принцип воспитания творческой личности ребёнка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, его  надо найти. Поэтому важным здесь является стимулирование внутренних сил ребёнка, создание условий для раскрытия его творческих способностей.

          - Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается  включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через своё участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает их, позволяя раскрыться в любых ситуациях.

            - Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. Главным субъектом воспитания является ребёнок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника . Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации. Воспитателю необходимо направлять деятельность воспитанника, пробудить потребность к самопознанию, самореализации своего «я» и желание думать, действовать самостоятельно. «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам» (М.Монтессори)

              - Принцип сотрудничества. Состоит в единстве целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнёрства, уважения и доверия. Разговор с ребёнком идёт с позиции : «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как это достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося, с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными  задачами и сам процесс их реализации.

Формы организации воспитания: игровые, творческие, ситуативные, состязательные, позволяющие воспитанникам познать собственное «я», осознать своё место  в детском коллективе, а затем и в жизни.

Результат воспитания --- воспитанность как целостное жизненное поведение

Цель программы: воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и  активной гражданской позицией.

Задачи программы воспитания:

               1 Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

                2 Формировать гражданско-патриотические качества личности.

                3 Воспитывать желание и стремление у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся: дискуссии, диспуты, образовательные интеллектуальные игры; соревнования, викторины, экскурсии..

Срок реализации: программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Разработана для обучающихся в 5-7 классах и рассчитана на три года.

Состоит из трёх ступеней:

Первая ступень: - 5 класс

Вторая ступень – 6 класс

Третья ступень – 7 класс

Работа каждой ступени строится по циклическому принципу.

Основное направление воспитательной программы:

«Взрослеем вместе» (гражданско-патриотическое воспитание)

Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания.

Для исследования эффективности программы воспитания «Взрослеем вместе» целесообразно использовать следующие критерии:

  1. Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в классе;
  2. Уровень воспитанности;
  3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
  4. Формирование мотивации к обучению;
  5. Умение общаться, сознавать свои поступки.

Для изучения эффективности программы воспитания используются различные источники диагностики; беседы с учащимися; наблюдения; интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию

  1. Содержание воспитательной деятельности

Направление «Взрослеем вместе» (гражданско-патриотическое)

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания  гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи:

  1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины.
  2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народгным традициям.
  3. Прививать детям чувство гордости за свою страну.
  4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия свонго выбора.
  5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.

Формы:

  1. Организация и проведение тематических воспитательских часов и бесед.
  2. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
  3. Организация и проведение встреч с участниками войны.
  4. Организация и проведение конкурса рисунков.

Первая ступень – 5 класс

Направление

Тематика мероприятий

Форма проведения

«Взрослеем вместе»

«Права и обязанности»

Час общения

«Как я выполняю свои поручения и обязанности»

Час общения

«Растительный и животный мир родного края»

Экскурсия на природу

«Юные защитники Отчизны»

Чтение и обсуждение рассказов о войне

«Символы государства»

Классный час с презентацией

«Мы в ответе за свое здоровье»

Открытый воспитательский час

«Их подвиг вечен»

Урок мужества

                 Вторая ступень -6 класс

Направление

Тематика мероприятий

Форма проведения

«Взрослеем вместе

«Конституция – наш закон»

Беседа

Административные правонарушения и подросток

Беседа-диалог

Что  такое  ДТП?

Беседа

«Этих дней не смолкнет слава»

Чтение и обсуждение рассказов о ВОВ

«Они приближали победу)

Чтение и обсуждение  воспоминаний фронтовиков

                  Третья ступень -7 класс

Направление

Тематика мероприятий

Форма проведения

«Взрослеем вместе»

«Я гражданин Российской Федерации»

Дискуссионный практикум

«Это страшное слово – наркомания»

Беседа-диалог

«Малая моя родина»

Беседа

«Есть такая профессия- Родину защищать»

Беседа-диалог

«9  Мая  - День Победы»

Беседа

  1. Прогнозируемые результаты

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определённой модели:

 - Умения и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.

 - Активная гражданская позиция.

 - Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

 - Творческий подход к любым видам деятельности.

 - Коммуникабельность, умение общаться.

 - Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.

 - Ответственное отношение к своей судьбе, и судьбе окружающих.

 4. Работа с родителями.

Работа с родителями строится исходя из следующих принципов:

 - принцип взаимной доброжелательности и дипломатичности в общении с родителями;

 - принцип взаимной поддержки и помощи;

 - принцип терпения и терпимости по отношению друг к другу;

 - обращение к чувству родительской любви и уважение её;

 - позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Основополагающим является лозунг: «Мы – вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.

Задачи:

 - организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

 - организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;

 -  создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-    воспитательного процесса: педагогов, детей и родителей;

 - обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы реализации (индивидуальные, групповые, коллективные):

 - анкетирование;

 - диагностика;

 - индивидуальные беседы;

 - консультации;

 - родительские собрания;

 - посещение семей;

 - проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

Направления взаимодействия с родителями:

  1. Просветительское – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, способность повышению психолого-педагогической грамотности родителей: лекции, дни открытых уроков, выступление психолога, родителей, имеющих положительный опыт воспитания.
  2. Консультативное – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков: индивидуальные тематические консультации, консультации по запросу.
  3. Коммуникативные – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культурного взаимодействия с ребёнком, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в организации жизнедеятельности группы, оформлении комнат, проведении классных дел, совместное посещение культурно-исторических мест и т.д.

       Работа в этой области строится согласно обозначенным в программе основным направлениям.

         Родители оказывают помощь в  вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни класса и школы.

  1. Библиография
  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию»,. Учебно-методическое пособие для учителей и классных руководителей. – Воронеж. ЧП Лакоценин С.С. , 2006г.
  2. «Мастер-класс для заместителя директора школы по воспитательной работе»: Организация и планирование работы. Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко, М.,»Знание», 2006 г.
  3. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя» М.,»Вако», 2003г.
  4. Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности», М. «Вербум», 2001г.
  5. Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2001г.
  6. Гауткина Л.Д. «Настольная книга классного руководителя», М., Центр «Педагогический поиск», 2000г.
  7. Селенко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», №6 1999г.
  8. ФридманЛ.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988г.
  9. Щуркова Н.Е.»Программа воспитания школьников», М., Педагогическое общество России, 1998г.
  10. Журнал «Классный руководитель», №7\2006г., №3\2007г., №4\2008г.
  11. Н.Ф.Дик «Правовые классные часы в 5-7 классах, из-во  «Феникс», Ростов-на- Дону 2007г.
  12. М.А. Алоева «А у нас – классный час» (5 -8 классы), из-во «Фениккс», Ростов-на-Дону, 2009г.
  13. О.А. Петрова «Новые классные часы» 5 класс, из-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 г.
  14. О.А. Петрова «Новые классные часы» 6 класс, из-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008 г.

Индивидуальная работа с воспитанниками

Цель:

- воспитание потребности в личной гигиене.

- способствование воспитанию чувства ответственности при соблюдении режимных моментов.

1)Ефремова Саша –вести постоянную работу по привитию навыков аккуратности во внешнем виде

Беседы: «По одежде встречают…»

                  «Гигиена волос»

                   «Девочки – будущие хозяйки»

2)Торейкин Даниил –вести работу по привитию умения следить за одеждой, обувью.

Беседы: «Гигиена одежды»

                 «Гигиена обуви»

                  «Что значит «быть культурным»?

3)Орлов Дима – вести работу по привитию навыков честности во всём.

                   «Хочешь, чтоб тебя любили?»

                    «Правда и ложь»

                    «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Оказывать помощь в учёбе:

1) Работать над техникой чтения: Орлов Д.

2) Помогать по математике Орлову Д., Торейкину Д.

Циклограмма для воспитателя

Ежедневно

1.Выяснение причин отсутствия учащегося (если таковые имеются).

2.Организация питания учащихся.

3.Организация дежурства в спальных комнатах, игровой и кладовке.

4.Индивидуальная работа с учащимися.

5.Проверка внешнего вида воспитанников.

6.Организация и проведение самоподготовки

7.Организация дополнительной помощи отстающим

8.Чтение художественной литературы в свободное время с воспитанниками

Еженедельно

1.Проверка состояния шкафов в спальных комнатах, в игровой.

2.Проведение мероприятий в группе(по плану).

3.Работа с родителями (по ситуации).

4.Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

5.Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни воспитанника (если таковые имеются).

6.Работа на прикреплённом участке территории школы, сохранение чистоты и порядка.

Ежемесячно

1.Проведение или участие в различных школьных конкурсах или мероприятиях.

2.Оформление и запись в дневниках наблюдения.

3.Посещение открытых воспитательских часов, открытых школьных мероприятий.

4.Празднование дней рождения воспитанников

Один раз в четверть

1.Оформление спальных комнат, игровой.

2.Посещение совещаний воспитателей.

3.Посещение педагогического совета.

Ежегодно

1.Проведение открытого мероприятия.

2.Изучение результативности учебно-воспитательной деятельности воспитанников за каждый год для организации коррекционной работы

3 Составление плана работы.

Циклограмма для воспитанника

Ежедневно

- Выполнение утреннего и вечернего туалета.

- Выполнение утренней зарядки.

- Уборка в спальных комнатах, игровой, кладовке.

- Стирка личных вещей.

- Уход за обувью.

- Мелкий ремонт одежды.

- Уход за комнатными растениями.

- Совершение утренних  и вечерних прогулок на свежем воздухе.

- Выполнение домашних заданий.

- Чтение художественной литературы.

- Просмотр ТВ передач для общего развития, расширения кругозора.

Еженедельно

- Уборка закреплённой за группой  школьной территории

- Посещение школьной библиотеки

- Посещение бани

- Посещение прачечной

- Дежурство в столовой

- Генеральная уборка в спальных, игровой, кладовой комнатах

- Прохождение спортивного часа.

Ежемесячно

-Участие в различных школьных конкурсах и мероприятиях.

- Совершение прогулок и экскурсий на природу

Один раз в год

Участие в экологическом субботнике

Работа с родителями

Цели:

- Ознакомление родителей с особенностями детей и выбором коррекционных методов воспитания.

- Формирование у родителей доверительного отношения к учителям, воспитателям  школы-интерната.

- Изучение семей воспитанников. Оказание помощи родителям в воспитании детей. Формирование у родителей доверительного отношения к педагогу.

- Убедить родителей в необходимости диалога с детьми, поиска совместных вариантов решения совместных проблем.

- Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей.

- Найти пути привлечения семьи к активному участию в делах группы.

Содержание:

- Разработка и реализация единых требований семьи и школы. Показать родителям  возможности их детей.

- Привлечение родителей к участию в делах школы, класса, педагогическое просвещение родителей.

Формы и методы:

Индивидуальное консультирование родителей. Общешкольные и классные родительские собрания. Лектории для родителей. Совместное проведение праздников, трудовых мероприятий. Посещение семей воспитанников. Анкетирование по различным направлениям работы школы-интерната. Родительские встречи, консультации со специалистами школы-интерната. Разработка памяток для родителей.

Циклограмма:

Ежемесячно:

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через индивидуальные консультации, беседы по вопросам воспитания детей.

Ежегодно:

- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка.

Задачи воспитательной работы:

  1. Продолжить работу по сплачиванию коллектива.
  2. Воспитывать дисциплинированность, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
  3. Учить детей дружить, помогать друг другу.
  4. Развивать любовь к чистоте и порядку.
  5. Прививать любовь к учебе, труду и правильному образу жизни.
  6. Развивать чувство бережного отношения к школьному имуществу, личным вещам и вещам товарищей.
  7. Пропагандировать здоровый образ жизни, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
  8. Развивать творческие способности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников....

Конспект занятия к образовательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию "Народные промыслы России"

Тема: Народные промыслы россии Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России. Задачи:1.Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промы...

программа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников "Маячок"

Программа призвана формировать нравственную культуру учащихся;  способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье; воспитывать гармоничную, всесторонне разви...

Программа развития гражданско – патриотического клуба «СЛАВИЯ».

Данная программа ориентирована на пробуждение и развитие у дошкольников и детей младшего школьного возраста духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способнос...

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

Рецензия на программу по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"...