Внеурочная деятельность "Школа здоровья"
рабочая программа (2 класс) на тему

Бондарь Юлия Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здоровья", 2 класс. (Содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17-18_shkola_zdorovya.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья»

1. Содержание программы.

Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».

Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

Тема 4. Подвижные игры. (1час)

Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.

Тема 6. Почему болят зубы. (1час)

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации.  Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.

Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час)

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.

Тема 9. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

Тема 10. «Рабочие инструменты» человека. (1час)

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка  «Это полезно знать». Практическая работа.

Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час)

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)

     Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа.     Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование схемы. Тест.

      Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Тема 14. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».

Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час)

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

Тема 17. Сон – лучшее лекарство. (1час)

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

Тема 18. Как настроение? (1час)

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.  

Тема 19. Я пришёл из школы. (1час)

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Тема 20. Подвижные игры по выбору детей. (1час)

Тема 21-22. Я – ученик. (2 часа)

 Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

Тема 23-24. Вредные привычки. (2 часа)

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов.  Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.  

Тема 25. Подвижные игры. (1 час)

Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».

Тема 26. Скелет – наша опора. (1час) 

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.

Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час)

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час)

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час)

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Тема 30-32. Подвижные игры. Весёлые старты. (3 часа)

     Тема 33-34. Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

2. Планируемые результаты деятельности

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний

(об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых

формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и

повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном

образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и

повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и

позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к

социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,

образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в

которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение

приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного

общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают

воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в

нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему направлению – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психическому, нравственному, духовному и физическому здоровью, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают следующие универсальные учебные действия:

  • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к совместному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению;
  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
  • уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия в тех случаях, когда ребенку навязывается одна из вредных привычек (курение, принятие алкоголя или наркотических средств и т.д.)
  • осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции по здоровьесберегающему направлению – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят следующие универсальные учебные действия:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья;
  • выбирать условия проведения наблюдения или опыта, связанного с укреплением здоровья (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т.д.);
  • выбрать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с техническими картами и инструкциями;
  • использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;
  • описывать результаты, формулировать выводы при проектной и исследовательской деятельности;
  • выступать письменно и устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
  • иметь опыт восприятия картины мира.

Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в паре и группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д. Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия:

  • уметь представить себя устно и письменно, заполнить анкету, написать заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знания иностранного языка;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
  • выступать с устным сообщением с использованием мультимедийной презентации и без нее, уметь задать вопрос, представить и защитить результат проектной деятельности, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;
  • владеть способами коллективной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;
  • умениями искать и находить компромиссы;
  • иметь положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанные на знании истории и традиции различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
  • уметь осознанно воспринимать информацию из средств массовой информации;
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, факса, принтера, мультимедийного оборудования, интерактивной доски;
  • использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

  • знать духовно-нравственные основы жизни человека и общечеловеческой культуры;
  • знать культуру, традиции и обычаи своего народа;
  • иметь представление о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.;
  • иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде;
  • владеть эффективными способами организации своего свободного времени;
  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
  • позитивно относиться к своему здоровью;
  • владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
  • владеть навыками оказания первой медицинской помощи;
  • владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
  • иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
  • уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

Весь этот перечень можно дополнить следующими компетенциями:

  • способность к работе в группе ради достижения цели;
  • самоконтроль;
  • отсутствие чувства беспомощности;
  • способность слушать других людей и принимать во внимание, сказанное ими;
  • способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
  • умение контролировать свою деятельность;
  • умение абстрагировать;
  • внимание к проблемам, мешающим достижению поставленных целей;
  • терпимость к различным вероисповеданиям, стилям жизни окружающих;
  • самостоятельность мышление, креативность и оригинальность;
  • вовлечение эмоций в процесс деятельности;
  • критическое мышление;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение строить диалог;
  • настойчивость;
  • доверие;
  • готовность индивидуально решать сложные вопросы, поставленную задачу;
  • исследование окружающей среды;
  • готовность и способность обучаться самостоятельно;
  • отношение к правилам как указателям желательных способов действия;
  • персональная ответственность за порученное дело;
  • поиск и использование обратной связи;
  • способность принимать решения и отвечать за их результат;
  • уверенность в себе.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
  • Установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим.

Метапредметными результатами

 изучения курса «Школа здоровья» во 2-м классе является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как самостоятельно, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие умения объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами являются:

  • Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
  • Сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • Овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно – научных и социально – гуманитарных дисциплин;
  • Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • Владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни. Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

В ходе изучения основных разделов программы кружка «Школа здоровья» ученики научатся:

  • составлять режим дня;
  • соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;
  • управлять своими эмоциями;
  • выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;
  • включать в свой рацион питания полезные продукты;
  • соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
  • соблюдать правила пользования общественным транспортом;
  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.

Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

3. Тематическое планирование.

Дата

Тема занятия

Формы проведения занятий

05.09

Советы доктора Воды.

Теоретическое занятие

12.09

Друзья Вода и Мыло.

Творческое занятие

19.09

Глаза – главные помощники человека.

Комбинированное занятие

26.09

Подвижные игры

Занятие-игра

03.10

Чтобы уши слышали.

Практическое занятие

10.10

Почему болят зубы.

Творческое занятие

17.10

Чтобы зубы были здоровыми.

Практическое занятие

24.10

Как сохранить улыбку красивой.

Практическое занятие

31.10

Подвижные игры

Занятие-игра

14.11

«Рабочие инструменты» человека.

Практическое занятие

21.11

Зачем человеку кожа

Комбинированное занятие

28.11

Надёжная защита организма

Практическое занятие

05.12

Если кожа повреждена

Практическое занятие

12.12

Подвижные игры

Занятие-игра

19.12

Питание – необходимое условие для жизни  человека

Комбинированное занятие

26.12

Здоровая пища для всей семьи

Практическое занятие

09.01

Сон – лучшее лекарство

Комбинированное занятие

16.01

Какое настроение?

Практическое занятие

23.01

Я пришёл из школы

Комбинированное занятие

30.01

Подвижные игры

Занятие-игра

06.02

13.02

Я - ученик

Комбинированное занятие

20.02

27.02

Вредные привычки

Практическое занятие

06.03

Подвижные игры

Занятие-игра

13.03

Скелет – наша опора

Комбинированное занятие

20.03

Осанка – стройная спина

Практическое занятие

03.04

Если хочешь быть здоров

Творческое занятие

10.04

Правила безопасности на воде

Занятие-викторина

17.04

24.04

08.05

Подвижные игры

Занятие-игра

15.05

22.05

Обобщающие уроки «Доктора природы»

Комбинированное занятие

  Всего 35 часов, календарно-тематическое планирование рассчитано на 34 часа, т.к. 1 час приходится на праздничный день 01.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"

Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...

Презентация "Мы - за здоровый образ жизни" для проведения игры "Поле чудес" на внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Данная презентация позволяет провести занятие на внеурочной деятельности "Здоровей-ка" в игровой форме. Такие игры в нашем классе стали традиционными. Дети активно включаются в игру. легче запоминают ...

Внеурочное мероприятие Здоровому-все здорово!

Внеурочное мероприятие Здоровому-все здорово!...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».

Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...