Внеурочная деятельность 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Прокопчук Елена Евгеньевна

Программа дополнительного образования "Проектная деятельность" - это работа над проектами в 1 классе; "Школа светофорных наук" - программа занятий для детей 1 класса по правилам дорожного движения; "Разговор о правильном питании" - программа занятий о правильном питании и здоровой пище.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши, Россошанского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

Сухорукова Е.В.

Протокол №  1        от

«31__»___08___________2015г.

Согласовано

Зам.  директора по ВР

Т. И. Садовничая

 

«__»______________2015г.

Утверждаю

Директор МКОУ СОШ № 25 с УИОП

В.Ф. Ловцова

Приказ № от «__»_________2015г.

Программа

ДО  

«Проектная деятельность»

первый  год обучения

направление  деятельности :

                                                                        социальное

                                                                                                          Составил:

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                           Прокопчук Елена Евгеньевна

                                                     2015- 2016 учебный   год

Пояснительная записка

 «Расскажи – и я забуду,

 Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.»

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования;

программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию

процесса формирования универсальных учебных действий через проектную

деятельность.

Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности

обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой

последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это

решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде

некоего конечного продукта.

Метод проектов - это дидактическая категория, обозначающая систему приемов

и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями,

той или иной деятельностью.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная,

творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель,

согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего

результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является

наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности,

этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта,

доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ

и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая

его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование

способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более

приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям,

ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах,

потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в

которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного

выбора. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-

познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и

умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных

практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность

по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей

и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования,

определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования,

определение необходимых ресурсов.

Исходным этапом работы над проектом является предпроект. В ходе этого этапа

осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры,

планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта.

Актуальность курса.

Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует

воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению

мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного

замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные

стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях

неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке

нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и

осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной

деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки,

формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной

демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.

Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у

обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в

них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие

ценные личностные качества.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной

деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более

интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более

широком спектре.

Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и

метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом

формирует регулятивные умения.

Цель  программы - конкретное определение содержания, объема, спецкурса

для достижения учащимися высокого уровня владения универсальными учебными

действиями.

Задачи  рабочей программы - планирование, организация и управление

проектной деятельностью учащихся;

- научить самостоятельному достижению намеченной цели;

- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;

- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее

можно почерпнуть;

- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать

полученные знания и опыт;

- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Общая характеристика

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение

Стандартом придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на

конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных

связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование

деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для

решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны

быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из

простого транслятора знаний он становится действительным организатором

совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному

сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

В проектной деятельности складывается ситуация, в которой школьники сами

ставят цели проектирования. Проектирование - это обязательно практическая

деятельность, в которой новые способы деятельности не приобретаются, а

превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу,

ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства.

Проект - весь путь от идеи до получения продукта.

Особенности проектной деятельности:

1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными,

так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть

направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной

области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на

создание продукта, имеющего значимость для других;

2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно

которой он реализуется.

3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы

обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми

группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе

целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки

овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от

одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной

самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

4) организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных

видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть

востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные

пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Критерии оценки проектной деятельности:

- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической

направленности, значимости выполняемой работы.

- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.

- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.

- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления

проекта.

- Качество оформления.

- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и

убеждённость.

- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.

- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность,

контактность.

Этапы работы над проектом:

- предпроект;

- этап планирования работы над проектом;

- аналитический этап;

- этап обобщения;

- презентация полученных результатов.

Предпроект — это обмен знаниями по теме, интересами; высказывания

пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем

проекта; формулирование темы проекта для группы учащихся; формулирование тем

для работы подгрупп.

Основная цель этапа планирования — получение общего представления о

будущем направлении исследовательской работы.

Планирование работы над проектом: определение временных рамок,

ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о

выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных

оказать влияние на ход проекта.

В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии

по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить

инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.

Именно на этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению

исследования: Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять

текст? Как проводить анкетирование и тестирование? и.т.д.

Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное

получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор

информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с

другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными

консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов

средств массовой информации, Интернета.

Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются

самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное по-

лучение и анализ информации. Педагог при этом следит за ходом исследования, его

соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не

допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят

корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении

промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.

Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия,

связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологического опроса,

поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете.

Необходимым является также проведение библиотечного занятия. Основной его

целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение

умению пользоваться системой поиска литературы.

Одно из занятий аналитического этапа должно быть посвящено обучению

умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании

занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план

своего будущего проекта и составить список используемой литературы и других

источников информации.

Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и

интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для

подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов,

спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.).

Задача педагога на этом этапе — предоставить учащимся максимальную                  самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм

представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают

возможность раскрыться каждому ученику.

По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на

следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что

было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто

мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают

ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и

достойно выступить перед экспертным советом.

Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и

способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также

накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная

презентация участниками результатов работы надо проектом; совместная

презентация результатов на различных конкурсах проектов.

Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в

той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано

на приобретение навыков представления итогов своей деятельности.

Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые

вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике

ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над

проектом. Задача педагога — объяснить участникам проектной группы основные

правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки

конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в

группе многих точек зрения на решение проблемы.

Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения

посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в

которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не

информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный,

нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания,

рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию),

необходимых для исследовательской деятельности.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в

возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения

методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно

поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);

рефлексии и интерпретации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых

общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог);

чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и

самоорганизации.

Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие

способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в

том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при

решении того или иного социокультурного вопроса.

Структура проектной деятельности:

1. Ориентация на получение конкретного результата

2. Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной

степени конкретизации

3. Относительно жесткая фиксация срока достижения результата

4. Предварительно планирование действий по достижению результата

5. Программирование – планирование во времени с конкретизацией

результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего

результата проекта

6. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией

7. Получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной

ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап.

2. Организационный этап:

2.1. Планирование деятельности.

2.2. Выполнение проекта.

3. Этап представления готового продукта.

4. Этап оценки процесса и результатов работы.

Организация работы над проектом.

Для организации групповой работы класс делится на группы по 5 - 7 человек.

Задание даётся всей группе, а не отдельному ученику.

Цели организации работы в группе:

1. Создание учебной мотивации;

2. Пробуждение в учениках познавательного интереса;

3. Развитие стремления к успеху и одобрению;

4. Снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это

порицание;

5. Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

6. Формирование умения общаться и взаимодействовать с другими

обучающимися.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из

участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного

выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в

зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и

учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные

результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их

компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование

умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности

творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как

показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия

детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет

обучающихся на совместное выполнение задания. Во время работы обучающихся в

группах учитель может занимать следующие позиции — руководителя, «режиссёра»

группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом,

отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем

за работой группы.

Описание места предмета в учебном плане.

Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 18  часов

(0,5 часа  в   неделю) в 1 классе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

Предметные УУД:

владеть основными понятиями курса.

Личностные УУД:

1. Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

2. Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в

будущем в общественной и государственной жизни;

3. Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных

сторон жизни общества;

4. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;

6. Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде,

необходимости ее сохранения и рационального использования.

Метапредметные  УУД:

1. планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели,

методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

2. выявлять и формулировать проблему;

3. планировать этапы выполнения работ;

4. выбирать средства реализации замысла,

5. работать с разными источниками информации;

6. обрабатывать информацию;

7. структурировать материал;

8. контролировать ход и результаты выполнения проекта;

9. представлять результаты выполненного проекта

10. выдвигать гипотезу

11. находить доказательства

12. формулировать вытекающие из исследования выводы;

13. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые

средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

14. осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других

участников;

15. самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,

определять сферу своих интересов.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.

1. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. –

2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-192с.

2. Компьютер

3. Проектор

4. Канцтовары, ватман

5. Экран

6. Принтер.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Название занятий

Дата

план

факт

1

  Проект? Проект!

04.09

2

  Как выбрать тему  проекта?

18.09

3

  Какими могут быть  проекты?

02.10

4

  Учимся выбирать дополнительную информацию. Экскурсия в библиотеку.

16.10

5

  Тема  проекта.

30.10

6

 Деление класса на команды.

13.11

7

 Деление класса на команды. Распределение обязанностей.

27.11

8

 Работа с командой социологов-аналитиков.

11.12

9

 Работа с командой социологов-аналитиков.

25.12

10

Работа с журналистами.

22.01

11

 Работа с журналистами.

05.02

12

 Работа с экономистами.

19.02

13

 Работа команды дизайнеров.

04.03

14

 Работа команды дизайнеров.

18.03

15

Подготовка проекта. Изготовление кормушки.

01.04

16

Подготовка проекта. Изготовление кормушки.

15.04

17

Защита проекта.

29.04

18

Организация выставки  творческих работ.

13.05

Литература

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»

Дополнительная литература для обучающихся:

  • 1.  Большая Детская энциклопедия.  

Рекомендуемая  литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.  Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.   Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши, Россошанского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

Сухорукова Е.В.

Протокол №          от

«__»______________2014г.

Согласовано

Зам.  директора по ВР

Т. И. Садовничая

 

«__»______________2014г.

Утверждаю

Директор МКОУ СОШ № 25 с УИОП

В.Ф. Ловцова

Приказ № от «__»_________2014г.

Программа

 по внеурочной деятельности

 кружка  «Школа светофорных наук»

                                                         первый  год обучения

                                                                                                         Составил:

                                                                                                      учитель начальных классов

 Прокопчук Елена Евгеньевна

                                                   2014- 2015 уч. год

  1.  Пояснительная записка

 

Бурное развитие техники в последние годы привело к стремительному росту числа дорожно-транспортных происшествий. Создание машин, механизмов, транспортных средств наряду с бесспорными положительными результатами принесли человеку немало бед и страданий. Дорожно - транспортные происшествия — это всегда большая беда, наносится непоправимый ущерб здоровью людей.

Проблемой общегосударственного масштаба является травматизм школьников, который наносит вред здоровью детей, лишает их жизни. В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция постоянного роста уровня травматизма школьников. Ежегодно в России регистрируется более 2 млн. таких случаев.

По данным энциклопедии школьника под редакцией Шойгу С.К. «чаще всего травмируются школьники в возрасте 9—14 лет. 47% травм происходит с детьми этой возрастной категории. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков. Травмы у мальчиков наблюдаются в 2—3 раза чаще, чем у девочек».

Наиболее типичными случаями смертельного травматизма является дорожно-транспортное происшествие. По тяжести последствий этот вид стоит на первом месте среди всех видов травматизма. ДТП становится причиной смерти или очень серьезных травм школьников, их длительного лечения. Летальность здесь достигает 15%, в то время как при общем травматизме этот показатель равен 0,6%.

Проблема профилактики транспортного травматизма в нашей стране является исключительно актуальной. В ее решении принимают участие как представители исполнительных органов власти и общественных организаций, сотрудники ГИБДД, педагоги, так и сами школьники.

Основные причины дорожного травматизма школьников:

- нарастание концентрации транспорта на улице;

-  недисциплинированность школьников, их желание выделится среди сверстников, незнание опасности;

- недостаточный надзор за детьми по пути в школу;

- незнание Правил дорожного движения, правил поведения на улице;

- неправильное пользование общественным транспортом;

- игры и шалости на проезжей части улицы;

- неисправность транспорта, недостаточная квалификация водителя.

Цель программы

Создание условий для формирования у подрастающего поколения устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, саморазвития, самопознания, самореализации личности.

Задачи программы:

- Основная задача образовательной программы «Школа светофорных наук» — изучение Правил дорожного движения и применение их в практических жизненных ситуациях.

-Формирование у обучающихся потребности в соблюдении ПДД.

- Вовлечение наибольшего числа воспитанников в изучение и пропаганду здорового образа
жизни, овладение методами предупреждения ДДТП.

-Ознакомление с профессиями сотрудников органов внутренних дел  (профессиональная ориентация).

- Организация массовых мероприятий по пропаганде безопасного дорожного движения
- Овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных
происшествиях.

-Развитие внимательности, сосредоточенности, сообразительности, творческих и
мыслительных способностей детей.

2.Общая характеристика

Программа составлена в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны и развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания как важнейшей ценности, духовно-нравственного единства общества.

   Программа разработана с использованием инвариантных блоков, предусматривает изучение Правил дорожного движения, оказание первой доврачебной медицинской помощи, основ страхования, подготовку юных инспекторов движения, проведение различных мероприятий и соревнований поданной тематике с детьми младшего и дошкольного возраста. Много внимания уделяется совместной работе с сотрудниками ГИБДД.

   Существенным отличием является привлечение школьников младших классов, проведение для них интересных занятий и игр юными инспекторами движения.

   Темы и разделы каждого года обучения взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний. Работа по программе дает возможность учащимся не заучивать механические ответы на вопросы, а изучать и понимать требования Правил и безопасности дорожного движения.

     Все занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий. Активизируют познавательную деятельность, различные формы самостоятельной работы: участие в обсуждении и решение проблемных ситуаций, выполнение на схемах тренировочных упражнений, выполнение заданий с вариантами ответов по каждой теме, ответы на вопросы тестов, контрольных билетов, написание рефератов, докладов, проведение практических занятий в «Автогородке безопасного движения».

   В основе работы с детьми лежат личностно-ориентированные педагогические технологии развивающего обучения с формированием общечеловеческих, культурных ценностей, направленных на развитие способностей, познавательной активности, любознательности, коммуникативности, интереса к разным видам творческой деятельности, на развитие физического, стрессоустойчивого психологического здоровья и эмоционального благополучия.

3. Место учебного курса в учебном плане. 

Занятия проходят во внеурочное время один  раз  в 2  недели.

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 18 часов в год – в 1классе

4.Описание ценностных ориентиров содержания курса 

   Оценка эффективности осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих в себя: целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

   Результативность реализации программы измеряется степенью инструкторской подготовленности членов объединения ЮИД и их стремлением к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.

  В результате реализации изменяются качества воспитанника: возникает стремление к самореализации и жизненному самоопределению; умение применять свои знания по Правилам дорожного движения, помогать людям в трудных дорожных ситуациях, правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах, сознательное следование нормам и Правилам дорожного движения, готовность к самосовершенствованию; знание основ правоведения; уважение государственных законов и правил; самостоятельность и организованность в опасных ситуациях; умение ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность.

5.Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:                                                                                                                                   -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

   -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  -  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

   -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 -  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами являются:

      -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

   -использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

 -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    -определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметными результатами

Приобретение, обучающимися, знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам.

Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи.

Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства.

Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.

Обучающиеся знают:

   - основные понятия и термины, используемые в Правилах;

   - обязанности пешеходов и пассажиров;

   - значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков;

   - назначение дорожной разметки;

   - подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств;

   - знаки: «Обгон», «Встреченный разъезд»;

   - как распознать и предвидеть опасность;

   - основные приёмы оказания помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.

Умеют:

- самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств;

- ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации;

- определять безопасные места для игр и езды на велосипеде;

- соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;

- правильно, чётко и интересно объяснять младшим школьникам. Как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки;

- оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.

6. Содержание учебного курса.

1. Изучение ПДД.

- Анализ детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия, их причин в районе.

- Основные понятия и термины, используемые в правилах.

- обязанности пешеходов. Движение пешеходов в населённых пунктах и вне, переход проезжей части, движение организованных групп детей;

- обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте;

- сигналы светофора и регулировщика. Их истории. Основные типы светофоров. Значение сигналов светофора и регулировщика;

- дорожные знаки. Их истории. Группы дорожных знаков. Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков;

- дорожная разметка. Назначение и роль разметки в организации дорожного движения. Виды дорожной разметки;

- начало движения. Маневрирование. Подача сигнала указателями поворота или рукой. Перестроение транспортных средств. Расположение их на проезжей части;

- скорость движения. Ограничение скорости. Обгон, встречный разъезд;

- правила дорожного движения для велосипедистов.

2. Первая доврачебная помощь.

   - понятие о ранах. Классификация ран и их осложнения. Профилактика осложнения ран, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке;

   - виды кровотечений и их характеристика. Первая медицинская помощь при кровотечении;

- первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении, укусах ядовитыми змеями, насекомыми;

- пропаганда Правил дорожного движения.

3. Агитационно-массовая работа.

Игровые программы: «Зелёный огонёк», «Знайте правила движения как  таблицу умножения». Конкурсные программы: «Школа дорожных наук», «В гостях у светофора». Беседа «А зелёный впереди – осторожно проходи»

- участие в массовых мероприятиях. Школьные соревнования: «Безопасное колесо». Конкурс знатоков Правил дорожного движения;

- экскурсии;

- начальная диагностика.

  7. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Дата

План

Факт

Раздел 1. Изучение ПДД

1

Основные понятия и термины, используемые в правилах.

Пропагандировать Правила дорожного движения.

2

Обязанности пешеходов, пассажиров.

 Анализировать детский дорожно-транспортный травматизм.

3

Обязанности пешеходов, пассажиров.

Оценивать обязанности пассажиров, правила поведения в общественном транспорте

4

Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками.

Пропагандировать Правила дорожного движения.

5

Дорожные знаки, разметка.

Оценивать обязанности пассажиров, правила поведения в общественном транспорте

6

Дорожные знаки, разметка.

Пропагандировать Правила дорожного движения.

7

Расположение транспортных средств на проезжей части.

Знакомиться с основными типами светофоров,  значением сигналов светофора и регулировщика

8

Скорость движения.

Анализировать детский дорожно-транспортный травматизм.

9

Правила дорожного движения для велосипедистов.

Анализировать детский дорожно-транспортный травматизм.

Раздел 2. Доврачебная помощь, агитационно-массовая работа.

10

Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.

Пропагандировать Правила дорожного движения.

11

Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.

Осваивать понятия о ранах. Классифицировать раны и их осложнения

12

Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.

Осваивать понятия о ранах. Классифицировать раны и их осложнения

13

Агитационно-массовая работа среди сверстников.

Оценивать обязанности пассажиров, правила поведения в общественном транспорте

14

Агитационно-массовая работа среди сверстников.

Пропагандировать Правила дорожного движения.

15

Агитационно-массовая работа среди сверстников.

Анализировать детский дорожно-транспортный травматизм.

16

Фигурное вождение велосипеда, вождение велосипеда в автогородке.

Знакомиться с основными типами светофоров,  значением сигналов светофора и регулировщика

17

Фигурное вождение велосипеда, вождение велосипеда в автогородке.

Оценивать обязанности пассажиров, правила поведения в общественном транспорте

18

Заключительное занятие. Подведение итогов за                           учебный год.

Пропагандировать Правила дорожного движения.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного

процесса.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Школа светофорных наук» необходимы следующие  принадлежности:

- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

- набор ЦОР по проектной технологии.

Список литературы для педагога

  1. Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  2. Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. – Л.: Лениздат, 1984.
  3. Жерендо К. Безопасность движения: прошлое, настоящее, будущее: Пер. с фр. / Под ред. В. И. Жулева. – М.: Юридический материал, 1983.
  4. Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. – М.: Знание, 1996.
  5. Клебельсберг Д. Транспортная психология. – М.: Транспорт, 2007.
  6. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. –  Изд. 2-е, испр. и дополн. – М.: Транспорт, 1990.
  7. Три сигнала светофора / Сост. Саулина. – М.: Просвещение, 2009.
  8. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. – СПб., 2001.

Список литературы для обучающихся

  1. Дорохов А.А. Зелёный, жёлтый, красный! – М.: Детская литература, 2004.
  2. Репин Я.С. Дорожная азбука - М.: Изд. ДОСААФ СССР, 1990.
  3. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Уч. Пособие по Правилам дорожного движения для учащихся начальной школы. – Ч. 1, 2.
  4. Три сигнала светофора / Сост. Саулина. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», 2014.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа     № 25 с углубленным изучением отдельных предметов        г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.  

 Согласовано

заместитель директора по УВР

___________________

«____» ____________ 200__ г.

Утверждена приказом
директора школы
 _________________________
№ _______ от_________

Рабочая программа ДО

«Разговор о правильном питании»

(направление)

                                                          Срок реализации программы: 1 год

                                                                   Программа рассчитана на детей 8 – 9  лет

Автор: Прокопчук Е. Е. учитель нач. классов

  1. учебный  год        

1.  Пояснительная записка

Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества.

Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Разговор о правильном питании»

Содержание программы отвечает следующим принципам:

- возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения

   возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;

 - научная обоснованность;

 - практическая целесообразность;

 - динамическое развитие и системность;

 - необходимость и достаточность предоставляемой информации;

 - вовлечение в реализацию программы родителей;

 - культурологическая сообразность.

Для выполнения задач формирования правильного питания необходимо довести до сведения каждого ребенка важность соблюдения режима питания.

Основными формами реализации программы являются игровая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей и проектно-исследовательская работа.

Программа имеет большую практическую направленность.

Цель  программы:

- формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

Задачи:

-формирование и развитие представления  у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

- формирование у школьников знаний о правилах рационального  питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также  готовности соблюдать эти правила;

- освоение детьми   практических навыков рационального питания;

-  формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа  жизни;

- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;

- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

2.Общая характеристика

 Цель курса «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.

         Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

     Факультативный курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

        Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.

            В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.

3. Место учебного курса в учебном плане. 

Занятия проходят во внеурочное время один  раз  в 2  недели.

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 18 часов  в  год – в 1 классах. 

4.Описание ценностных ориентиров содержания курса 

Развитие познавательных интересов.

Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.

Развитие  самосознания младшего школьника как личности.

Уважение к себе.

Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.

Иметь и выражать свою точку зрения.

Целеустремлённость.

Настойчивость в достижении цели.

Готовность к преодолению трудностей.

Способность критично оценивать свои действия и поступки. 

Коммуникабельность

5.Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:                                                                                                                                   -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

      - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    -  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

     -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

   -  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами являются:

   -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

   -использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

 -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    -определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметными результатами

В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:

  • о правилах и основах рационального питания,
  • о необходимости соблюдения гигиены питания;
  • о полезных продуктах питания;
  • о структуре ежедневного рациона питания;
  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
  • об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

умения:

             Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

 Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.        

6. Содержание учебного курса.

Разнообразие питания

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

Гигиена питания и приготовление пищи

Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

Этикет

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вкусные традиции моей семьи.

Рацион питания

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.

Из истории русской кухни

Формы работы:

  1. Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
  2. Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
  3. Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Методы:

  1. Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
  2. Проблемный 
  3. Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
  4. Объяснительно-иллюстративный.

  7. Календарно-тематическое планирование

Дата

№п/п

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

план

факт

Раздел 1. Разнообразие питания

1

Если хочешь быть здоров

Формировать основные принципы гигиены питания.

2

Из чего состоит наша пища

 Рассмотреть проблему « Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»

3

Полезные и вредные привычки

Выявлять важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

4

Самые полезные продукты

Рассмотреть проблему « Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»

5

Как правильно есть (гигиена питания)

Знакомиться с традициями питания регионов, историей быта своего народа

6

Твой режим питания

Оценивать важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

7

Плох обед, коли хлеба нет

 Оценивать полезность продуктов , получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна.

8

Хлеб всему голова

Оценивать   полезность продуктов , получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна.

9

Полдник

 Выявлять важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

Раздел 2. Рацион питания

10

Время есть булочки

Оценивать   полезность продуктов , получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна.

11

Пора ужинать

Оценивать важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

12

Почему полезно есть рыбу

Формировать основные принципы гигиены питания.

13

Мясо и мясные блюда

Формировать основные принципы гигиены питания.

14

Где найти витамины зимой и весной

Оценивать   полезность продуктов , получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна.

15

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

Знакомиться с традициями питания регионов, историей быта своего народа

16

Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом

Знакомиться с традициями питания регионов, историей быта своего народа

17

Что готовили наши прабабушки.

Рассмотреть проблему « Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»

18

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»

Оценивать важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного

процесса.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Разговор о правильном питании» необходимы следующие  принадлежности:

- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

- набор ЦОР по проектной технологии.

 Список литературы.  

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с

Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с

Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с

Список литературы  для детей.

1.Верзилин.Н.  По следам Робинзона Л. 1974,254с

2 Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с

3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.

4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....