ПРИЧИНЫ ИЗОЛИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ на уроках чтения и русского языка
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Самородова Марина Николаевна

ПРИЧИНЫ ИЗОЛИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

ПРИЧИНЫ ИЗОЛИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…3

I     Психология младших школьников………………………………….............5

1.1 Изучение особенностей ребёнка—первый этап индивидуального подхода    

      к нему………………………………………………………………………….5

1.2  Роль сверстников  в нравственном  развитии младшего школьника…….6

1.3  Мотивация поступков младших школьников………………………………7

1.4  Индивидуальный подход при формировании школьного коллектива и его

       влияние на изолированность детей………………………………………….8

II    Воспитание в школе и семье при формировании коллектива младших

       школьников………………………………………………………………….10

  1. Единство в осуществлении индивидуального подхода в школе и семье.10
  2. Место школьника в классе и причины изолированности………………...11
  3. Развитие личности и культура поведения…………………………………15

III    Практическое исследование и выявление причин изолированности

        младших школьников в группе сверстников……………………………..17

3.1   Социометрическое исследование и анализ результатов…………………17

3.2   Определение причин не популярности в группе сверстников отдельных

         учащихся……………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список  литературы……………………………………………...........................25

Приложение………………………………………………………………………26

Введение

    Высшей ценностью общества является человек. Внимание к воспитанию, забота о развитии его способностей входит в задачу школы. Школа может решить задачу гармоничного развития личности с творческим мышлением , сильной волей и стремлением к прекрасному и благородному в отношениях с людьми.

         Для этого надо уметь использовать эффективные средства и методы  педагогического воздействия на детей, уметь на практике реализовать требования к младшим школьникам. В эту возрастную категорию можно отнести детей 6-10 лет и развитие полноценной личности начинается именно в этом возрасте, здесь проявляются особенности  характера, способности и интересы взрослого человека.

          Для раскрытия этой темы надо коснуться  проблемы неполной семьи и причин домашних конфликтов и существования отрицательных стереотипов в воспитании. Причины изолированности не лежат на поверхности, и увидеть их очень трудно, но они есть. Дети поражают своеобразием поведения, интересов, способностей и склонностей. Нет одинаковых детей, даже близнецы обязательно отделяются друг от друга. Проблемы психологии и педагогики изучает особая отрасль науки --- социальная психология, которая возникла во второй половине IX века.

          Задачи воспитания  остаются неизменными для всех, и возникает важная проблема, как подойти к детям, чтобы познать их, как направить наши усилия на достижения лучших результатов? Как подобрать ключи  к разгадке поведения и поступков ребят младшего школьного возраста? Как найти нужные, именно в данном случае, средства педагогического воздействия?

         Индивидуальный подход --- один из важных принципов в педагогике и он широко применяется в школе. Рецептов на все случаи жизни нет, в педагогике всё опирается на творческую основу. В подходе к детям нужны знание и понимание детей, уважение к ним, большой теоретический багаж , умение учителя размышлять и анализировать. Чуткость и внимание к ребёнку---- тот светлый родник, укрепляющий его силы и содействующий становлению личности. Педагог должен помочь маленькому человеку, когда ему трудно и не понятно,  как жить в этом коллективе.

        В работе с детьми  и сам воспитатель должен стараться стать лучше и совершеннее. Каждый ребёнок – это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе со школьником разделить его огорчения и тревоги, радости и успехи.

        « Не снизойти до ребёнка, а подняться до уровня его понимания »  ---- так говорил  и поступал Януш Корчак*, педагог, врач, писатель. Ребёнок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, того, кто всегда рядом, всегда поможет, объяснит и поймёт.

 

      Целью данной работы является исследование причин изолированности младших школьников в группе сверстников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить необходимую научную литературу по данной теме;
  2. определить, что одной из причин изолированности младших школьников в группе сверстников являются такие личностные особенности, как низкая самооценка, застенчивость, неуверенность, неумение общаться со сверстниками;
  3. описать приёмы работы и сделать необходимые обобщения и выводы.

____________________

  • Януш Корчак. Учитель (статьи, документы, воспоминания). --- М. :  Издательство политической литературы, 1991. -105с. – 349с.

Глава I    Психология  младших школьников.

  1. Изучение особенностей ребёнка- первый этап индивидуального подхода к нему.

        От того, как подготовится ребёнок к школе, зависят его успехи в учебной деятельности, а значит, ощущение радости и удовлетворения от каждого школьного дня. Учёба в начальной школе позволит обеспечить более основательное обучение детей чтению, письму и счёту, элементарным трудовым навыкам и уменьшит нагрузку на ребёнка и облегчит последующее усвоение новых наук. У младшего школьника в возрасте до 10 лет складывается (должна сложиться) новая для него деятельность – учебная.  Тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает новый отпечаток на его психологический облик, на его поведение. Ребёнок не просто получает определённый круг знаний, он учится учиться. Под воздействием новой учебной деятельности меняется характер мышления ребёнка, его внимание и память. Поведение приобретает черты намеренности, осмысленности, способности следовать определённым правилам, нормам поведения. Новое для ребёнка положение в обществе - положение человека, занятого общественно важной  деятельностью – учебной, влечёт  за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребёнок оценивает самого себя и других.  Класс,  коллектив дают ему практику коллективных действий. Здесь формируется мировоззрение ребёнка, складывается круг моральных, идейных представление  и понятий – младший школьник становится гражданином своей Родины.

       При этом обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения – трудовые художественные, спортивные. Кажется невероятным, что эту программу ребёнок  постигает в первые школьные годы, но жизнь, но жизнь убеждает в том, что энергия детства неисчерпаема и надо лишь умело направлять её. С поступлением ребёнка в школу, с усложнением и обогащением его жизни,  возрастает значение семейного воспитания. Ребёнку от взрослых нужна только помощь и разумная требовательность, он ждёт уважительного отношения к его новым обязанностям. Ему хочется чтобы и папа и мама обязательно находили время поинтересоваться и его учёбой, и поручениями, и дружбой, и размолвками с друзьями, сходить  ним в лес, в кино, на прогулку, в гости. В общении с близкими людьми растущий человек получает бесценный жизненный опыт, учиться не быть равнодушным во всех жизненных ситуациях. В новой школьной жизни близкие призваны помочь сыну, дочери войти в незнакомую обстановку, получить новые умения и навыки. Родители с педагогами могут найти единую линию сотрудничества для подготовки основы становления личности.

  1. Роль сверстников в нравственном развитии младшего школьника.

     Ключ к нравственному развитию младшего школьника - его взаимоотношения со сверстниками. Школьники учатся решать задачи, писать, читать, ставить опыты. Они бегают, прыгают, озеленяют улицы и дворы, собирают макулатуру, играют в разные игры. При этом они общаются, расширяется круг друзей и товарищей, которые необходимы как партнёры в играх, как собеседники в обсуждении школьных дел.

    Нравственный облик ребёнка зависит  от того , будут ли его отношения с окружающими складываться на основе доброты, уважения , взаимопомощи или на основе зависти , тщеславия, пути к цели любой ценой.  Дети знают простые правила сотрудничества: « Дружи со всеми»,  « Нельзя брать себе всё»,  « Обидно, если заставят делать по - своему».

     Одни дети могут согласовать свои действия с другими, не сердясь, другие же ссорятся, обижают и ябедничают. В жизни ребёнка взаимоотношения со сверстниками – источник многих ярких переживаний. Взрослым надо знать с кем дружит сын или дочь, как складываются отношения. Задача педагога организовать учёбу и жизнь в коллективе так, чтобы каждый умел поддерживать другого, умел слушать других, отстаивая своё мнение, терпеливо относиться к ошибкам окружающих.

         Первоклассники делятся для  ссоры  на группы, выражая своё отношение к другим,  открыто и жёстко: « Я не хочу играть с тобой». Есть дети, с которыми все хотят играть и общаться, а есть и те, с кем не желают быть в контакте. Взрослому надо разобраться, не хотят играть с ребёнком, почему? А потому, что он дерётся и не играет по уговору. А что испытывает сам ребёнок, когда слышит, что с ним не хотят играть.  Важно заметить дефекты в отношениях детей, которые скрыты до поры от глаз. Надо добиваться, чтобы сотрудничество строилось только на принципе равенства и уважения  друг к другу. Хорошие результаты связаны с накоплением тех отношений, когда активные дети несправедливо захватывают интересную часть работы,  подчиняют себе менее умелых. И вот тут надо сказать, что он не прав, подумай о товарище, ведь можешь оказаться на его месте, и будет не приятно.

           Дети знают, что надо быть добрыми и справедливыми, но не знают, как быть, когда велико желание получит интересную роль, поручение или игрушку.

1.3. Мотивация поступков младших школьников

        Деятельность детей в школе связана с учением, решением задач воспитания, но включение в игровую, трудовую, учебную деятельность заставляет помнить, что результат ни о чём не говорит. Если выпущена стенгазета, проведён утренник, убрана территория, можно спросить: « Для чего это сделано?» мотивы могут быть разные – получит поощрение, сделать что –то на память. Здесь возникают разные нравственные отношения: солидарность, взаимопомощь, требовательность, сопереживание успехов и неудач, или проявление эгоизма, честолюбия, зависти и тщеславия. Если приглядеться, заметно, что дети за 2 - 3 десятилетия изменились, семьи малочисленнее, не у всех есть братья и сёстры. Когда прерывается живая связь поколений, мироощущение становится не полным и ребёнок чувствует себя неуверенно и не защищено.  Поэтому в жизни современного школьника растёт роль сверстников, и если раньше он ориентировался на учителя, то к 3 классу – на сверстников. У него есть друзья в классе, по играм во дворе и на улице, по внешкольным занятиям. Товарищ необходим ему как партнёр в играх, как человек, с кем можно обсудить школьные дела. С ним он ведёт себя увереннее, товарищество легко возникает (сидят вместе за партой, гуляют), но и легко и разрушается.

          К изолированности детей приводит частые поощрения одних, подсчёт промахов других, всё это приводит к отчуждению одних от других и появлению малых групп: « Хороших и плохих, сильных и слабых». Чтобы не допустить изолированности одних от других, надо учитывать, что ребёнок развивается, как цельная личность. Под влиянием отдельных, казалось бы  не связанных между собой сторон жизни.

1.4  Индивидуальный подход при формировании школьного коллектива и его    влияние на изолированность детей.

    Индивидуальный облик ребёнка зависит то того, складываются ли его отношения с детьми на основе уважения, добра, умения входить в положение другого, товарищеской помощи, или на основе зависти, тщеславия, желания добиться цели любой ценой. Многие дети хорошо относятся к совместной работе, это вызывает переживания: « Вместе учить уроки веселее», « Одному играть скучно», « Я жду друга, с ним веселее». Но есть часть детей, считающих, что « ребята отвлекают», « я один всё сделаю, ребята научат плохому».

     В малом коллективе добиваются, чтобы сотрудничество в совместной работе строилось на принципе равенства и уважения  друг к другу. Иначе говоря,  накапливаются безнравственные отношения, когда активные дети, несправедливо,  захватывают себе интересную часть работы,  подчиняют менее умелых. Дети знают, что надо быть добрыми, справедливыми, и не знают, как быть в случае, если велико желание получить интересную роль или поручение.

       Важно, когда знания одного являются продолжением знаний других. Надо во время заметить те дефекты во взаимоотношениях и в малой группе, которые явно не проявляются и скрыты от взрослых. Если правильно организовать отношение к общему делу, умение слушать мысли и ответы других, отстаивать своё мнение, правильно относиться  к своим успехам и неудачам, а также  к успехам и не удачам товарищей,   то не возникает отношений ведущих к изолированности одних от других.

       Если ученик старается надо поощрить его усилия добрым словом. Родители должны знать общественную работу ребёнка, какой опыт он получает от общения с детьми, появился ли коллективизм, умение делать хорошее. Эти дети не будут изолированы в группе, в классе, и не будут страдать во взрослой жизни.

Глава II     Воспитание в школе и семье при формировании коллектива младших школьников

  1.  Единство в осуществлении индивидуального подхода в школе и семье

Как уже говорилось, только родители и педагоги могут найти единую линию воспитания с учётом требований школы и особенностями ребёнка. Ясна и общая цель – воспитание здорового в нравственном и физическом отношении человека. Нельзя забывать: « Воспитание – это не только воздействие на детей, но развитие их самостоятельности, собственной активности и организация жизни  детей».*

   Нравственное формирование личности начинается в семье,  в детском саду, а в школе  оно получает систематичность и целенаправленность. В начальных классах дети получают основы знаний, укрепляют характер и волю. Если основы качественные, то развитие ребёнка идёт должным образом. Нравственность – не раздел воспитания, это начало эмоциональной и интеллектуальной сферы, практическая деятельность детей,  это связано с отношением к обществу, к труду, к вещам, к людям и самим себе.

        Зная, что у ребёнка отношения с детьми – источник ярких переживаний, умные родители интересуются, как и с кем дружит их сын или дочь, как складываются взаимоотношения, есть ли эгоизм и себялюбие. Радость общего труда в семье переносится и в школу. Если оградить детей от посильных забот и только одаривать, они привыкают к тому, что их долг учиться, играть, жить в своё удовольствие. А долг родителей – работать. Здесь дети духовно радуются, у них развиваются радость получающего, а не радость дающего, которая выше всех радостей. Труд в семье приучает выполнять долг сына, дочери, члена семьи перед родителями и это переходит в выполнение долга гражданина своей  Родины, общества в целом.

________________________________

* Диалоги о воспитании. / Под редакцией В.Н. Столетова; О.Г. Свердлова, М.: Педагогика , 1985. 288с./

  Как хвалить детей правильно, если они сделали что-то, достойное похвалы? Как наказать, чтобы подействовало?  При ответе на эти вопросы исходят из того, что ваш ребёнок – обычный ребёнок, не лучше и не хуже других. Надо воспитывать в семье ребёнка правильно, нельзя срывать плохое  настроение на детях. Родителям не хватает времени узнать об их заботах, об их заботах и делах, они прибегают к громким фразам там, где нужно тихое слово. Плохо когда мать, использует авторитет отсутствующего отца, а тот не зная ситуации, поддерживает её. Дома реже хвалят, чем ругают и наказывают. Уместно хвалить детей за выполнение домашних обязанностей, малых и больших дел. Так приходит вера в себя, в свои силы, закладывается добрая начало бытия, и позже человек не будет зависеть от мнения других. Воспитание и дома, и в школе не ведётся с помощью долгих разговоров, надо уметь сдерживать свой гнев. И поощрение, и наказание должны быть выражены эмоционально, с чувством, иначе вялые, хотя и к месту сказанные слова ребёнок не примет к сведению. Кто хочет быть воспитателем – должен запастись спокойствием и терпением. Поощрение и порицание бывают умеренными, не следует хвалить и ругать за мелочи. Ребёнок должен сам быть убеждён в справедливости поощрения и порицания. Реакция других членов семьи, братьев и сестёр, бабушек и дедушек не должна противоречить намерениям родителей. Нельзя унижать достоинства ребёнка. Действенность воспитания в авторитете родителей, который не может быть основан на страхе.

    Телесные наказания должны быть исключены.

2.2 Место школьника в классе и причины изолированности

      Отношения ребёнка к товарищам, коллективу, к общим делам определяется отношением к ним взрослых – учителей, родителей. Они – абсолютные авторитеты. Их мнение – руководство к действию.

       Внимание к ребёнку уделяется постольку, поскольку он ученик – главное его учёба, домашние задания, дисциплина, усвоение материала. В центре школьной жизни он  видит себя в роли ученика. Нельзя на второй план отводить его отношения с товарищами,  поручения коллектива, общественную работу. Его гражданская жизнь в классе не менее важна, чем усвоение знаний.  Младшему школьнику в начале очень не легко – надо привыкнуть к классу, к урокам, к переменам и порядкам. Он воспринимает себя один на один с учителем, хотя вокруг много детей, мальчиков и девочек. Важно, чтобы процесс привыкания не затянулся, иначе начнётся изолированность от сверстников. У детей разные характеры, домашние условия, способности и желания. Одни легко вступают в общении, другие сами не подойдут, хотя сгорают от желания быть вместе. Но все они ценят внимание учителя и с охотой выполняют его поручения. Не одного ребёнка нельзя отстранять от общественной жизни, особенно в первом классе, когда коллектив ещё не сложился и надо регулировать его жизнь.

          Антон Семёнович Макаренко подчёркивал, что создание нужного типа поведения – это вопрос опыта, привычки упражнений, в том, что нам нужно.

         Первоклассники ещё не знают друг друга, не определяют своих возможностей, достоинств и недостатков своих и чужих. Поэтому к себе и к другим они относятся так, как к ним относится учитель. Похвалили этого ученика – значит он молодец в глазах всего класса, поругали – все дети его осуждают. Чтобы не изолировать учеников, надо знать – оценки учителя и его отношения к детям. В итоге решают все. Дети с самого начала привыкают к тому, чтобы одни из них « хорошие», другие – «средние», третьи «слабые или плохие», одни активные, другие нет. Но дети нормально развиваются тогда, когда они чувствуют себя равными среди равных и по возможностям, и по месту в классе, и по отношению, которое проявляют к нему дети.  Важно поэтому найти достоинства, сильные стороны у каждого и показать одноклассникам.

    Причины изолированности детей глубоки. Взрослый может осудить школьника за то, что он обидел друга. Один переживает стыд за себя, понимает, что был не прав, несправедливо сделал больно. Другой боится только наказания  и ему не стыдно за себя. Третий считает, что дал сдачу и так надо всегда. Научить детей правильному выбору поступков вырабатывает стереотип  поведения. С ребёнком надо пройти через ситуации, где надо решать: помочь или не помочь, бескорыстно или за награду, и сказать правду или промолчать.

     Младшим школьникам легче осознать поступки и их мотивы у других, чем свои (поэтому,  читая литературу, подобно обсуждают поведение детей и взрослых). Семейные беседы очень полезны, узнать от родных о других народах, их традициях, о честности и справедливости, о доброте и зле. Надо накапливать запас знаний на все случаи жизни, и это даст ориентиры на будущее. Преимущества имеют дети, проживающие в полных семьях, с дедушками и бабушками.  С ними больше занимаются, они видят полярные суждения молодых родителей и много проживших и повидавших деда и бабушки, а если всё познаётся в сравнении – они намного богаче многих сверстников.

       Осознание своего места в классе – долгий и сложный путь. Коллективизм приходит из семьи. Дома надо беседовать о взаимоотношениях своего ребёнка с одноклассниками, о поручениях в классе, о радостях  и огорчениях.

       Когда школьнику задают эти вопросы, он понимает, что дела класса также важны, как и учёба. Воспитание коллективизма не откладывают на поздний срок,  начинать надо с детского сада, с первого класса, во время первого вступления в общество сверстников.

       Причины конфликтов могут быть разные, но их надо решать, не доводя до уродливых форм. Надо опираясь на сильные стороны ребёнка, вести его от успеха к успеху, не подрывая веру в свои силы. Любит младший школьник рисовать – надо создать все условия и в школе и дома. Но если ребёнок встретит жестокость в начале жизненного пути, он ответит своеволием и нежеланием учиться. Что ждёт детей в этом случае? Как пойдут они по жизни? Объяснить все сложности мира может только учитель, он знает возрастные  особенности, которые создают трудности в учёбе, поведении. Но если это идёт с запозданием, ошибки исправляются за долгие годы. Если дома нет понимания и уважения, если родители конфликтуют, то всю агрессию дети несут в коллектив. Неблагополучие одной семьи отражается на многих и беспокоит окружающих. Младших школьников надо учить правилам коллективной работы. Главное уметь уступать. Не капризничать, не брать силой , а уметь договариваться, идти на компромисс. История показывает, что источником несчастий народов и государств были именно отсутствие согласия.

  Правила следующие:

1. Договариваясь об общем плане работы и её итогах, выслушай предложения всех и выбери то, интереснее и важнее для всех.

2. Распределяй работу по справедливости, поровну разделяй лёгкое и трудное, интересное и неинтересное, приятное и неприятное.

3. Выполняй работу в срок.

4. По ходу работы справляйся, как идёт дело у других, показывай свою работу.

5. Помоги, подскажи, научи того у кого не ладится дело. Уступай не только то, что тебе не нужно, но и то, что нужно и жалко.

6. Учись у других тому, чего не умеешь, принимай советы ребят, их помощь и поддержку.

  Правила честной игры.

  • Играй честно.
  • Обидно проигрывать, но не злись.
  • Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
  • Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся.
  • Научи других тому, что умеешь сам.
  • Будь настойчивым, если что-то не получается, добивайся успеха. Учись на своих ошибках.

Эти правила учат детей  предъявлять разумные и обоснованные требования друг к другу.

2.3 Развитие личности и культура поведения.

     От достигнутого уровня воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных качеств первоклассника педагоги называют неаккуратность и несобранность. Порядок в портфеле, на столе , рабочем листе, экономит время на учёбу. Неумение сосредоточится, понять смысл полученных знаний – проблема младших школьников. Вот тут и идёт на расслоение на успевающих и отстающих, приводит к изоляции, отчуждению какого-то количества детей от коллектива. Чтобы уберечь коллектив от разделения по поведению и успеваемости, в школе и в семье надо вести индивидуальные беседы о разных жизненных ситуациях. Эффективны семейные чтения,  походы в лес, горы, инсценировки, игры - упражнения. Используя нравственно- направленные методы воспитания, педагог формирует этические понятия, культуру поведения, культуру речи, внешнего вида, правила поведения в общественных местах. Этим сплачивается коллектив младших школьников, исчезают причины изоляции кого-то из них.

     Порядочность – признак уважения к близким, знакомым, окружающим.

Внимание и дружбу можно проявлять по-разному, важно чтобы сверстники это видели. Дети копируют у взрослых то, что они говорят одно, а делают другое. У кого-то дети перенимают правило не уступать место в транспорте, грубить.  Если отец не внимателен к матери, конфликтует, а то и бьёт, больше не нужно ничего ждать. Требовать от детей уважения надо одинаково и дома, и в гостях, в школе, на отдыхе. В школе и дама надо стараться уберечь ребёнка от психологических травм, которые вызываются испугом, обидой, неудачами, насмешками товарищей. Если внимание было лишь к успехам школьника, без критики его недостатков, это приводит к завышенной самооценке, а её трудно перестроить. Лучшая атмосфера для развития ребёнка – продуманная, прочувствованная,  основанная на единстве семьи и школы. Взрослые должны развить не достающие качества, поддержать уверенность в себе, а не наказывать за то, что у него нет нужных навыков. Если взрослые навязывают детям свои характеристики на товарищей, этим они отчуждают их друг от друга- это одна из многих причин изоляции детей среди сверстников. Так появляются педагогически запущенные дети, с их обидами на несправедливость, замкнутые, которые могут не ужившись с классом переходить из школы в школу, а в конечном счёте потерять себя. Конфликты в среде сверстников, инфантильность не что иное, как психологическая незрелость личности, порожденная не возрастом, а дошкольном воспитанием, где не было привито трудолюбие. Требования в младших классах сложны, дети работают самостоятельно, в большом коллективе. Им надо уметь сосредоточиться, не переспрашивать, быстро выполнять требования учителя, уметь работать в паре с соседом по парте.

  С детьми надо чаще бывать на природе, падающий жёлтый лист осенью, белка на заснеженном дереве, пробуждающаяся весной трава  радуют детей, дают положительные эмоции, всё то, что они унесут в большую взрослую жизнь. Уместно вспомнить, что все мы родом из детства и это надо помнить, работая с детьми. По сути - взрослые те же дети, но обогащённые жизненным опытом, положительным и отрицательным.

   

Глава III    Практическое исследование и выявление причин изолированности младших школьников в группе сверстников

  1. Социометрическое исследование и анализ результатов

  С целью определения изолированности младших школьников в группе сверстников было проведено практическое исследование.

     Работа проводилась в школе. В исследовании участвовали учащиеся двух 3-их классов.

      В ходе работы исследовались такие методы, как наблюдение, метод сбора данных, индивидуальная беседа, тестирование.

     На первом этапе работы в каждом из двух классов было проведено социометрическое исследование. Этот метод предложенный Дж. Морено, позволяет изучить эмоциональные связи в группе, выявит предпочитаемых и отверженных членов группы.*

      Учащимся было предложено ответить на 2 вопроса.

  1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс?

      Назови 5 человек.

  1. Кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в новый класс? Укажи 5 фамилий.

     Материалы исследования были обработаны, учащимся были объявлены имена только предпочитаемых учеников.

    Результаты социометрических исследований были представлены в таблицах 1.(приложение). Общие социограммы в работе не представлены, так как построение  их вызвало затруднения из – за большого количества детей в группе.

____________________________________

    * Битянова М. Социометрический метод в школьной практике/ Школьный психолог.- 1999. - №45

     В таблице 2,3 содержатся индивидуальные социограммы, построенные для непопулярных членов группы с целью проведения более «тонкого» анализа их положения в системе групповых предпочтений (красная стрелка означает положительный выбор; синяя – отрицательный).

     Обозначая результаты исследования, можно сказать, что есть популярные, средние, и непопулярные члены группы.

   В ходе исследования выявлена группа непопулярных учащихся

( 8 человек в обоих классах). Группа непопулярных ребят неоднородна по своему составу (это хорошо заметно на индивидуальных социограмах. Таблица 2,3). Среди них есть «отверженные» (2 человека) т.е. неимеющие положительных выборов, у них лишь разное количество отвержений, что и определяет степень их социальной отверженности; «пренебрегаемые» 

(4 человека) – имеющие не значительное количество положительных выборов и большое количество отвержений, т.е. в эмоциональном плане они мало привлекательны для группы; «изолированные» (2 человека), (таблица 4)т.е. не имеющие ни положительных, не отрицательных выборов. В группу изолированных попадают те люди, которые для группы как бы не существуют, их нет в эмоциональном реестре группы ни на уровне чувств, ни на уровне отношений.

  3.2   Определение причин не популярности в группе сверстников    отдельных учащихся

     На следующем этапе работы была сделана попытка выяснить причины непопулярности отдельных участников исследования  в группе сверстников. С этой целью проведено дополнительное исследование, использованы методы наблюдения, беседы с учащимися, а также использовались проективные рисуночные  методики «Дом, дерево, человек»*  и « Моя семья»*, позволяющие выяснить личностные особенности учащихся и особенности взаимоотношения в семье.

     Далее следует описание конкретных случаев.

 Илья К.- является в классе отверженным, он получил 16 отрицательных и ни одного положительного выбора. Этот ребёнок из неблагополучной семьи, испытывает недостаток родительского внимания, эмоциональный контакт между членами семьи нарушен ( на рисунке «Моя семья» все члены семьи разделены линиями ). Характеризуется как недисциплинированный, слабоуспевающий, конфликтный ученик. Внешне мальчик выглядит неаккуратным, одет очень бедно, из беседы установлено, что в школу ходить он не любит, учиться ему не интересно, он предпочитает гулять на улице. Илья имеет низкие баллы по всем учебным дисциплинам, у него узкий кругозор, но интеллектуальное развитие  соответствует возрастной норме. У ребёнка высокий уровень тревожности (наличие штриховки в рисунках), агрессивное поведение является защитным. Другими учениками он характеризуется, как « плохой ученик» с которым не хотят дружить.

     ______________

1* Рогов С.И. Настольная  книга практического психолога:  Учебное пособие: В 2 кн. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. –

Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с. 101.

2* Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль. «Академия развития», 1997. – с.13.

      Гульнара И. является изолированной  в своём классе. Она не получила ни положительных, ни отрицательных выборов. Девочка замкнутая, молчаливая, тихая, подруг не имеет способности средние, медлительная. Из беседы с ребёнком установлено, что девочка в школу ходить не любит, потому что с ней никто не играет и не дружит. Рисунки свидетельствуют о низкой самооценке (размер фигур), трудностях в общении, (отсутствие черт лица на рисунках). Известно, что семья девочки живёт очень обособленно, замкнуто, до школы девочка не ходила в садики общалась только с членами семьи. Можно сделать вывод, что  девочка является изолированной в коллективе, потому что у неё не сформированы необходимые навыки общения.

      Энвер А. также является полностью изолированным. Характеризуется как пассивный, очень медлительный, уровень умственных способностей ниже среднего, за полгода учёбы в классе ни с кем не подружился, одноклассники не проявляют к нему ни симпатий, ни антипатий. Самбы он хотел дружить с самыми популярными учениками в классе. Рисунки мальчика свидетельствуют о его неуверенности (линии тонкие, едва заметные), низкой самооценке (автор рисунка нарисован ниже всех). Из беседы с ребёнком установлено, что у него словарный запас ограниченный, узкий кругозор, он с трудом поддерживает беседу, отвечает односложно. Причиной изолированности мальчика является несформированность  навыков общения.  

        Также выявлено несколько пренебрегаемых  учащихся, которые имеют положительные выборы, но их мало, значительно больше у них отвержений, т.е. они эмоционально мало привлекательны для сверстников.

    Максим Л. является пренебрегаемым в коллективе, он набрал 3 положительных и 11 отрицательных выборов. Максим учится слабо, на уроках не внимателен, часто отвлекается. Известно, что мальчик состоит на учёте у невропатолога, он очень ранимый, склонен к сменам настроения, расстраивается  по-любому поводу. Работоспособность у ребёнка неустойчивая, он быстро утомляется. Эти особенности накладывают отпечаток на характер отношений с ребятами, он часто ссорится из-за пустяков, обижается. Также следует отметить, что мальчик живёт без отца, воспитанием в основном занимается бабушка с дедушкой, т.к. мать мальчика работает на нескольких работах. Возможно, что это тоже накладывает отпечаток на формирование характера ребёнка. Рисунки мальчика говорят о заниженной самооценке (расположение в нижней части листа),  трудностях в общении (отсутствие дверей в доме), о потребностях в защите (человек нарисован в шляпе).

    Во время индивидуальной беседы мальчик охотно идёт на контакт, рассказывает о себе, о своих проблемах, что говорит о недостатке внимания со стороны взрослых. В данном случае причиной непопулярности  ребёнка в группе сверстников является нарушение неврологического статуса, которое появляется в поведении мальчика.

     Проведённое практическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В каждом коллективе, как правило, есть популярные, средние  и непопулярные члены группы, они  отличаются числом положительным выбором и отвержений.

2. Большая часть членов коллектива имеют средний социометрический статус.

3. Среди непопулярных членов группы можно выявит отверженных , пренебрегаемых и изолированных.

4.  Как правило,  в основе непопулярности ребёнка лежит не одна, а несколько причин, которые могут быть как объективными (низкий уровень интеллектуального развития, семейное неблагополучие, нарушение неврологического статуса ребёнка, влияющие на его поведение, низкий материальный уровень семьи), так и субъективные (коммуникативная некомпетентность, т.е. неумение  общаться). Эти причины часто взаимосвязаны, например, низкий уровень интеллекта влечёт за собой отсутствие навыков общения.

5. Негативное отношение учителя к ребёнку часто провоцирует снижение его авторитета среди учащихся, если учитель поддерживает неуспешного в учёбе или недисциплинированного ученика, то в классе также формируется к нему доброжелательное отношение.

6. К изоляции ребёнка в коллективе, как показали результаты исследования, приводит такие личностные особенности, как низкая самооценка, неуверенность, застенчивость, неумение общаться со сверстниками. Такие дети нуждаются в коррекции, направленной на повышение самооценки и развитии навыков общения.

Заключение

   Судить об успешности воспитания можно по тому, удалось ли сформировать у школьника потребность в овладении знаниями и без конфликтов войти в коллектив сверстников. Всё это включает умение понимать других, трудиться  и ценить всё красивое. Пройдут первые школьные годы. Закончится начальный этап обучения младших школьников. Чему научится ребёнок за эти годы? Овладеет ли умениями учиться, работать с книгой? Научится ли гигиене, которая имеет  значение в коллективе? Сумеет ли он считаться с другими и уважать чужое мнение? Умеет ли он трудиться и выдерживать нагрузки? Каковы его физические данные, умеет ли он петь и рисовать?

     Педагогам и родителям надо подумать, чего школьнику удалось достичь, и чего нет, и почему. Это не только его достижения и неудачи, но и всех его близких людей. Становясь подростком, он многое может ещё вспомнить и исправить. Многие трудности и пробелы ещё преодолимы, впереди надо учиться и родителям и детям. Дети должны бывать на выставках, на экскурсиях. Единство красоты, добра и истины заложено в любом из живущих на Земле. Главное не учиться безразличию друг к другу, к природе, бездушию в человеческих делах. Если сверстники не замечают ребёнка, низко оценивают его успехи, он пытается выделиться за счёт нарушений дисциплины и порядка занятий. Педагог, видя всё это должен принять предупредительные меры к нарушителям. Своевременная похвала за действительно хорошие дела вызывает у нарушителя желание заслужить одобрение ещё раз, а у одноклассников складывается более высокая  оценка его успехов.

 Тема данной  работы – это причины изолированности младших школьников в группе сверстников. Как мы увидели, этих причин очень много, не все они на поверхности, не многое зависит от самих школьников, ответственность  за воспитание коллективизма, дружелюбия поровну   возлагается на школу и семью.  Чтобы не было искривления  в отношениях школьников, с ними надо общаться без выходных и праздников, говорить и говорить обо всём, объяснять, показывать, занимать всё их свободное время добрыми и полезными делами.  Чтобы разобраться в поведении младших школьников, можно присмотреться к тому, какое отношение сложилось у ребёнка к учителю. Это ясно покажет, успешным или нет, оказалось для него начало нового пути. У них создаётся образ идеального учителя, который уважает маленьких людей, не выделяет любимчиков, помогает им делиться всем, что знает и умеет. Но дети ценят и помощь родителей, даже если могут справиться сами, они нуждаются в общении с ними.

    Чаще родители не знают, с кем дружит их ребёнок, где бывает. Возрастает значение связи учителя и семьи. Чем чаще встречается родитель  и педагог, тем больше знает о бытовых условиях школьника, его привычках и традициях его семьи. Зная это, легче планировать воспитательную работу. Почти все родители хотят хорошо подготовить детей к жизни. Семья – это начальный полигон для отработки социального поведения ребёнка.

    Подводя итоги данной работы, можно сказать, что причины изолированности детей в группе сверстников легко преодолимы. Надо  наблюдать за школьником, бывать на родительских собраниях, вложить свою душу в его дела, интересы, способности.  Перед школой и семьёй в этом плане есть непочатый круг интересной, благодарной работы, за что ребенок, когда вырастет  и станет взрослым, будет помнить своего первого учителя.

Список литературы

  1. Бушканец М.Г., Леухин Б.Д. Хрестоматия по педагогике. Учебное пособие для пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1976. – 234с.
  2. Битянова М. Социометрический метод вшкольной практике / Школьный психолог. 1999. - №45.
  3. Диалоги о воспитании: Книга для родителей. / Под ред. В.Н. Столетова; Сост. О.Г. Свердлова. – 3-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1985.- 288с.
  4. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. – М. Просвещение , 1985. – 112с.
  5. Константинов Н.А.  История педагогики. – Учебник для студентов пединститутов. – М.: Просвещение, 1974. – 447с.
  6. Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, Коммуникабельность. – Ярославль, «Академия развития», 1997
  7. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. – Л: Лениздат,1982.- 153с.
  8. Мир детства . Младший школьник / Под ред. Хрипковой А.Г. – М.: педагогика, 1988 – 272с.
  9. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. – М.: Просвещение, 1986.- 96с.
  10. Петровский А.В. Быть личностью.- М.: Педагогика, 1990.- 112с.
  11. Рогов С. И.  Настольная Книга практического психолога. Учебное пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит . Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
  12. Учитель (статьи, документы, воспоминания). – М. : Издательство полит. Литературы, 1991 – 349с.
  13. Хрипкова А.Г. , Колесов Д.В. Мальчик подросток – юноша. М.: Просвещение, - 1982.- 207с.
  14. Штольц Х., Каким должен быть твой ребёнок? – М.: Просвещение, 1988.- 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьеразвивающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса на уроках русского языка.

Данные приёмы помогут педагогам сделать урок не только более разнообразным и содержательным, но и здоровьеразвивающим....

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников  с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....

: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».

При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели:       развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...

Тема по самообразованию:«Активизация познавательной деятельности младших школьников путём применения современных технологий на уроках русского языка»

  Процесс развития современного мирового сообщества характеризуется повышением требований к уровню культуры и образования его граждан. В Концепции модернизации российского...