Классный час на нравственную тему "Дорогою добра"
классный час на тему

Гафарова Мадине Юнусовна

Формированиеэических норм поведения в обществе и общении друг сдругом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл По дороге добра классный час31.56 КБ

Предварительный просмотр:

 

Классный час «Дорогою добра»

 

 Цель:

 Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

 Задачи:

1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

3. Формировать умение совместно работать в группе;

4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

6. Показать некоторые методы и приемы формирования этических представлений.

Ожидаемые результаты.

Повышение эффективности проведения внеклассных мероприятий;

Формирование и автоматизация практических навыков, позволяющих правильно вести себя в различных жизненных ситуациях;

Организация процесса воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции: идеалов добра и зла, должного, справедливости, отзывчивости, сопереживания.

           Применение учащимися полученных знаний в повседневной жизни.

Оборудование, оформление, реквизит: мультимедийный комплекс,  сигналы, декорации.  

Предварительная работа: разучивание песен и стихов.

Ход классного часа

Ученик. Где красота – там доброта.

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым.

И если хочешь быть красивым,

То добротою поделись!

Учитель. Сегодня мы отправимся в мир доброты и человечности.

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

  • Ребята, а какие  пословицы о доброте вы знаете?

Слайд 

 Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Жизнь дана на добрые дела.

Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Доброе слово и железные ворота открывает.

- Объясните смысл этих пословиц.

 

 Учитель. У разных народов мы находим пословицы с похожим смыслом.

1 ученик. Добрый человек несет мир – говорят абхазцы.

2 ученик. Сделаешь добро, добро найдешь – говорят карачаевцы.

3 ученик. Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем – говорят малагасийцы.

4 ученик. Добро и собака не забывает – говорят осетины.

5 ученик. Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи – говорят татары.

6 ученик. Доброта рождает доброту – говорили персидские мудрецы.

  Учитель. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей..

  Учитель. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках, своем внутреннем мире.

  • А начинать нужно с простых, добрых слов, обращенных к своим товарищам, попробуйте это сделать прямо сейчас.

  Учитель. Замените все неприятные слова добрыми, противоположными по смыслу:


 -грубость                                                                                               (вежливость)
 -ненависть                                                                                            (любовь)
 -унижение                                                                                             (уважение)
 -равнодушие                                                                                         (внимательность)                                                                            

-зло                                                                                                            (добро)

                                                                                                                             

- Давайте вместе произнесем это слово «добро»

Ученик:  Слово это серьёзное, главное, важное

                 То, что значит оно, очень важно для каждого

                В нем забота и ласка, тепло и любовь

                 В нем стремленье - на помощь прийти вновь и вновь.

Ученик: Это качество в сердце у многих живет

               И о боли других позабыть не дает

                И оно, поважней, чем лица красота

               Догадались, что это?

              Сердец ….

Учитель.  Что же такое доброта? (ответы детей)

 Учитель. Мало быть добрым. Надо ещё проявлять доброту так, чтобы она была понятна и приятна  другим людям.  «ВО ВСЕМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И С НИМИ».

Как понимаете смысл этого высказывания?

- Сейчас вы послушаете рассказ и подумаете, почему он называется «Обыкновенный человек»?

 

Инсценировка «Обыкновенный человек» В. Сухомлинский

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это ещё не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук деда.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.

-Почему дедушка назвал  третьего путника обыкновенным человеком?

- Почему про первых двух он сказал: «Это не человек»?

Ученики

1. Люди, будьте добры,
Станьте чуточку в жизни добрее,
Чтоб от ваших сердец теплоты,
Стало в мире теплее,
Чтоб растаяли льды всех обид,
Люди, будьте добрей,
Добротой согревайте друг друга.

2. Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта ,как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

3. Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

4. Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело-
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.

Песня «Если ты добрый»

(Входит девочка с цветком)

Учитель. Вы узнали девочку, которая совершила доброе дело?
– Какие слова говорила девочка?
-
Вспомните, на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика- семицветика?
- Что принесло радость Жене по-настоящему?

Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи, нуждающемуся, поэтому для меня стало радостью исцеление больного мальчика.
Делать людям хорошее – хорошеть самому. Много славных дел ждёт и вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

  • Спасибо тебе, девочка, за твою доброту.
  • А мы сейчас посмотрим, насколько добры наши ребята.
  • Мне нужна 1 девочка, а остальные ребята возьмите в руки сигналы, если вы согласны с ответом девочки — показываете зеленый сигнал, нет — красный.

(Игра, у всех сигналы)

\\на каждый вопрос вызываю 1девочку, остальные дети сигналами

  1. Ты поймала золотую рыбку, но она выполнит одно желание.

-сходить в цирк

-познакомиться с хорошим человеком

-купить красивую куклу

-Кто согласен, поднимите зеленый кружок, нет- красный

 

(Вызываю другую девочку)

  2)  Тебя обидел мальчик. Ты..

           - попросишь помощи у кого-то

           -заплачешь от обиды

          -объяснишь, что с девочками так не поступают

(сигналы)

(Вызываю третью девочку)

  1. Мальчик пригласил тебя к себе на день рождения. Как ты будешь выбирать подарок?

- что тебе нравится

- что ему нравится

- что предложат родители        (сигналы)

Для мальчиков

  1. Тебе нравится девочка, тебе хочется с ней еще поиграть, но мама зовет домой. Как ты поступишь?

- пойдешь домой

-сделаешь вид, что не услышал маму

-попросишь девочку прийти еще            (сигналы)

  1. Девочку, которая тебе нравится, вызвали к доске решать задачу. У нее не получается. ТЫ…

-будешь подсказывать

-поможешь с задачей после уроков

-ничего не будешь делать                 (сигналы)

  1. Девочке в столовой не хватило стула

-ты принесешь ей стул

-отдашь свой

-ничего не будешь делать             (сигналы)

Учитель:

-Молодцы, ответив  на вопросы, вы показали, что многие из вас выбрали правильную дорогу в жизни и эта дорога- ДОРОГА ДОБРА,

ПЕСНЯ: «Дорогою добра»

Ученик 1.Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши,

Гнев на друге, может быть мгновенный

Изливать покуда не спеши.

Ученик 2.Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг – и повинился –

Ученик 3. Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

  • Ребята, как вы думаете: сколько у человека может быть друзей?
  • А кого мы можем назвать другом?
  • Мне нужно два помощника...

 - Разберем ситуацию.

Есть два человека. У каждого — 5 хороших друзей.

1)Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь.

2)Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может.

Учитель: С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить? (сигналы  если с первым, то красный кружок; если со вторым, то зеленый)

- Как вы считаете, останутся ли друзья у первого человека? А у второго?

 

Ученики. 1. Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

2. Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу.

От доброго – добро,

От злого – зло родится.

3. Добро, сколь ни было б оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.  

4. Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда

Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,

 ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

- Сейчас отдохнем немного и проведем игру.

Игровая ситуация

Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.

- поздороваться при встрече

- уступить место в автобусе пожилому человеку

-жаловаться на всех подряд

- смастерить скворечник

- перебивать взрослых, которые разговаривают

- приготовить маме подарок на 8 Марта

- помочь полить летом грядку на огороде

- сорить в классе и в других общественных местах

- помочь товарищу решить задачу

Учитель: Чего на земле больше: добра или зла?

- Быть добрым — это не только уважение, любовь к людям, это и доброе отношение к «братьям нашим меньшим»

1. Ценней всего на свете Доброта,

Она сияет добрыми глазами,

Невидима, но яркими лучами

Согреет, и откликнется душа.

2. Меняет свою цену красота,

От времени тускнеет, будто стразы,

Но только, как блестящие алмазы,

Желанный лучик, светит Доброта.

3. Нет ничего прекрасней красоты,

Она достойна всяческих похвал,

Но только тот, кто Доброту познал,

Поклонится ей низко до земли

Учитель:  Наш  классный час подходит к концу. Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наш  классный час  я хочу ещё одним высказыванием о доброте:

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

  - Посмотрите, какое красивое деревце мы вырастили!

 Вы протоптали к нему тропку доброты, и я желаю, чтобы эта тропка превратилась в широкий путь, по которому вы будете идти уверенно, даря всем радость, доброту, любовь.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

Час общения с учащимися по духовно-нравственному воспитанию "Добро победит зло"

Цель данного занятия-формирование поедставлений о добре и зле...

Классный час на тему "От добрых слов - к добрым делам"

Классный час на тему "От добрых слов - к добрым делам", построен так, что поговорив о добрых делах и отношении друг к другу, переходим к делу. Через два месяца, был подведен итог "добрых дел" и 15 реб...

Классный час духовно-нравственого направления "Дорогами добра"

формирование внутренней позиции школьника на основе положительных героев. пословиц. поговорок о добре...

классный час нравственной направленности "Добрым быть - это легко?"

данный материал может быть использован в воспитательной работе в начальной школе....