Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов  МОУ «ЦО «Тавла» - СОШ №17»

Ганаевой Светланы Александровны

Активизация познавательной деятельности младших  школьников

через применение современных технологий.

 

1. Актуальность и перспективность опыта

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

 Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучаемых.

В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования. Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому меня волнует тема: «Активизация познавательной деятельности младших  школьников через применение современных технологий».

2. Условия возникновения и становления опыта

На идею формирования педагогического опыта оказали влияние следующие факторы:

  • требования ФГОС НОО;
  • изучение методической литературы;
  • анализ личного опыта;
  • курсы повышения квалификации.

Новые образовательные стандарты начального общего образования нацеливают деятельность педагога на формирование у младшего школьника основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.

 Работая в школе, осознаёшь, что  с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к учению вообще. Мотивация к активной познавательной позиции ослаблена несколькими причинами.

Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе.  

Во-вторых,  большой объем информации, который необходимо запомнить,

В-третьих, передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в  интересной, занимательной,   и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем современные учебники.  Происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге,  и, как следствие, снижение   культуры,    неумение правильно, логично выразить свою мысль.  Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к процессу учения.  

Что должен делать учитель, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?  Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

3.Теоретическая база опыта

       Проблема активизации познавательной деятельности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Он  ратовал за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода. «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, - писал он. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому что вы сказали, а что сам понял».

Песталоцци и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д.Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. 

        Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили.  Большое внимание проблеме активизации познавательной деятельности уделяют и современные отечественные педагоги и психологи.

       «Школы, писал Ж.Пиаже, должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».

     

 4. Технология опыта

       К. Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание».        Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа. Изучив ряд источников, я определила следующую цель и задачи.

Цель: развитие познавательной активности учащихся через использование современных технологий  обучения.

Задачи:

  • повысить мотивацию учащихся к обучению;
  • активизировать познавательную активность;
  • развивать мышление и творческие способности учащихся;
  • индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся глубже изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
  • развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;
  • повысить качество наглядности в учебном процессе.

Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для реализации педагогического опыта конструирую и провожу уроки и занятия разнообразные по своему типу. Чередую нетрадиционные формы с традиционными. Среди нестандартных уроков отдаю предпочтение деловым играм, пресс-конференциям, творческим отчетам, соревнованиям, конкурсам, театрализации, где можно использовать информационные технологии, методики диалогового общения. При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты:

  • определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности  умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения.

А средствами достижения цели, считаю использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать  познавательную  деятельность учащихся. В своей работе использую современные педагогические технологии:

  • информационно – коммуникационная технология;
  • технология развития критического мышления;
  • проектная технология;
  • технология развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии  ;
  • технология проблемного обучения;
  • игровые технологии;
  • кейс – технология;
  • технологии уровневой дифференциации; 
  • групповые технологии. 

Остановлюсь на некоторых из них:

1) Информационно – коммуникационная технология.

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне, то позволяет  сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию.

2) Технология критического мышления.

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.        Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

  • На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 
  • На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
  • Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

В ходе работы в рамках данной  технологии, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно. Основные методические приемы развития критического мышления:

  • прием «Кластер»;
  • таблица;
  • учебно- мозговой штурм;
  • интеллектуальная разминка;
  • приём «Корзина идей»;
  • приём «Составление синквейнов» ;
  • приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…».

3) Проектная технология.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

4) Технология проблемного обучения. 

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

5)  Игровые технологии.

 Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствуя их. Иначе говоря, игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания. С помощью игры стараюсь снять психологическое утомление; иногда использую её для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, создания обстановки радости на уроке.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 На уроках использую  интеллектуальные, социальные, обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, а  также сюжетные, ролевые, деловые игры.

В результате применения игровых технологий достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность;
  • активизируется мыслительная деятельность;
  • самопроизвольно запоминаются сведения;
  • формируется ассоциативное запоминание;
  • усиливается мотивация к изучению предмета.

Считаю, что при выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремиться к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.        

6.  Анализ результативности опыта

Результатом проводимой работы явилась положительная динамика познавательной активности школьников, потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое. Внешними результатами является успешное участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах.

1

Воробьёв Данила

Республиканский фестиваль «Таланты и поклонники». Номинация «Вокал».

2 место

2015 год

2

Татарова  Валерия

Городской конкурс чтецов «Родимый край, тобою я живу».

1 место

2015

3

Михалёва Арина

Городская олимпиада по русскому языку

призёр

2014

4

Хамидуллова Хабиба

IV Бахтинская открытая гимназическая научно-практичекая конференция «Диалоги в пространстве культуры». Секция «Юные исследователи».

призёр

2014

5

Михалёва Арина

Городской конкурс «Ярмарка идей», секция «Технология».

призёр

2015

6

Киселёв Артём

Городской литературно-творческий конкурс детских сказок «Добрая сказка нового года».

призёр

2015

7

Михалёва Арина

Межрегиональный конкурс проектно-исследовательских работ «Юный исследователь».

победитель

2013

8

Гулякин  Дмитрий

Всероссийский конкурс Таланты России». Номинация «Литературно-художественное творчество».

победитель

2015

9

Гулякин  Дмитрий

Всероссийский конкурс Таланты России». Номинация «Фронтовое письмо».  (Конкурс чтецов)

победитель

2016

10

Хамидуллова Хабиба

Всероссийский конкурс детских исследовательских работ «Мои первые открытия».

Лауреат

2014

11

Гулякин Дмитрий

Всероссийская олимпиада по математике

1 место

2016

12

Янгличева Амина

Международный проект «Интолимп». Олимпиада по литературному чтению.

победитель

2016

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси технологий. 

7.  Трудности и проблемы при использовании данного опыта

          Проблем, с которыми сталкивается преподаватель в современной школе, очень много, одна из них снижение учебной мотивации и низкий уровень познавательной активности учащихся. Дети часто не понимают, для чего им нужны знания, отсюда падает интерес к самому процессу обучения, который кажется трудным и скучным. Задача современной школы –  воспитание такой личности, которая была бы способна действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях. А для этого необходимо сделать творческим. С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

  • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
  • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
  • концентрировать внимание на главном в учебном материале;
  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
  • избегать перегрузки учащихся;
  • принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
  • дифференцировать объем домашних заданий;
  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

  • Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
  • Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Свой материал по теме «Активизация познавательной деятельности  младших школьников через применение  современных технологий»  я разместила на сайте  МОУ "Центр образования "Тавла" - Средняя общеобразовательная школа №17",  в социальной сети работников образования  nsportal.ru , на сайте  Инфоурок .

Распространение педагогического опыта осуществлялось на уровне школы, района, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального, регионального уровня, провожу открытые уроки:

2013-2014 уч.г.

Переступить порог реальности. К. Бальмонт «Гномы»

3кл.

2014-2015 уч.г.

Деление и умножение чисел, оканчивающихся нулями

4кл.

2015-2016 уч.г.

Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление.

1кл.

2016-2017 уч.г.

Свойства сложения. Закрепление

2кл.

Являюсь наставником молодых учителей школы.

Опыт разработан на основе современных методологических взглядов на образование, развитие младших  школьников, признан актуальным  и рекомендован для внедрения в образовательный процесс учителями начальных  классов в ОУ.

8. Наглядное приложение.

Урок окружающего мира

Класс: 4

Программа: Школа  России

Авторы: А.В.Плешаков

Тема: Иван III

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Начинаем мы опять

Историю страны изучать.

Чтобы всё понятно стало,

Потрудиться надо немало.

  1. Актуализация знаний.

Проверим свои знания? (битва на Куликовом поле)  Блиц опрос:

Кто бросил открытый вызов Орде? (князь Дмитрий Иванович)

В чем выражался этот вызов? (он перестал платить дань)

Когда Мамай пошел с войском на Русь? (летом 1380г.)

С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли? (собирать войско для помощи)

Кто благословил князя Дмитрия Ивановича для борьбы с врагами? (Сергий Радонежский)

На какой реке встретились войска? (река Дон)

Когда произошло сражение? (8 сентября 1380г)

Как называется поле? (Куликово)

С чего началась битва? (поединок богатырей Пересвета и Челубея)

Чем закончилось сражение? (победа русских войск)

Как стали звать князя Дмитрия Ивановича после этой битвы? (Донской)

- Обрели ли русские полную независимость земли после разгрома войска Мамая? (нет, враг силен, набеги продолжались, платили дань)

- Когда же Русь перестала зависеть от монгольских ханов? (не знаем)

- Какой князь избавил Русь от ордынцев? (не знаем)

- Вы сможете объяснить свой ответ? (Мы не можем обосновать.) Почему? (затруднение)

- Что же нужно делать? (остановиться  и подумать) В чем возникло затруднение?  Почему возникло затруднение?

- В 15веке к Московскому княжеству присоединились Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, Новгородская республика, Вятская земля.

Эти изменения не остались не замечены ханом Большой Орды. Он продолжал требовать дань и прислал своих послов. По многолетним традициям русские князья должны были выходить на встречу с послами пешком, кланяться, вставать на колени, так и слушать ханские указания. Послам под ноги стелили соболиный мех.

Таких послов и послал к Ивану Третьему хан Ахмат. Иван не только не пошёл на встречу к послам, но и встретив их у себя, сломал басму ( золотую пластину, служившая велительной грамотой), бросил её на землю и сказал: «Объявите хану: что я сделал с басмою, то и с ним будет, если не оставит меня в покое!»

- Как отреагировал хан? (ваши версии)

-Какая цель урока может быть поставлена? (Узнать обрели ли русские полную независимость земли после разгрома войска Мамая? Когда же Русь перестала зависеть от монгольских ханов? Какой князь избавил Русь от ордынцев? Каким  был  этот  князь? И какие изменения произошли на Руси?)

План записывается на доске.

Организация работы с кейсами.

Мы сейчас обозначили  основные вопросы, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа: Исследователи. Установят  личность князя избавившего Русь от ордынцев. 

2 группа:  Историки. Они  расскажут о свержение монголо-татарского ига.

3 группа:  Аналитики.  Дадут информацию об  изменениях в Москве

4 группа: Подведут итоги правления князя, избавившего Русь от монголо-татарского ига.

На столах у вас лежат  несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1:   Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир». 4 класс.  Часть 2. Издательство «Просвещение», 2016. Стр. 75

Источник №2:  Иван III Васильевич родился 22 января 1440 г. Он был сыном московского князя Василия II  Темного и дочери князя Ярослава Боровского - Марии Ярославны. Больше известен князь Иван III под именами Иван Святой и Иван Великий. В краткой биографии Ивана III  необходимо упомянуть о том, что он с самых молодых лет помогал незрячему отцу. Стремясь сделать законным новый порядок передачи власти, Василий II назвал своего сына Ивана великим князем еще при жизни. Все грамоты того времени составлялись от имени двух князей. Уже в семь лет Иван Васильевич был обручен с дочерью князя тверского Бориса - Марией. Планировалось, что этот брак станет символом примирения соперничающих княжеств Тверского и Московского.  Перед смертью Иван III  провозгласил своим наследником сына Василия. Князь Иван III   умер 27 октября 1505 г.

http://historynotes.ru/knyaz-ivan-3-velikiy/ 

Источник №3: Годы правления Ивана III    1462- 1505. Иван III — расчётливый, удачливый и дальновидный политик, который проявил незаурядные военные и дипломатические способности. В 22 года получил престол. Это один из самых ярких правителей России. Иван III правил более 30 лет. Первый русский царь и «государь всея Руси» Иван III обладал крутым нравом – мог снять голову знатному боярину просто за то, что тот «умничает». Боярин Иван Никитич Берсень, вспоминая своего государя, позже говаривал, что Иван III был добр и до людей ласков, а потому и Бог помогал ему во всем. В государственном совете Иван III любил «встречу», то есть возражение против себя, и никогда не наказывал, если человек говорил дело. Эпоха правления Ивана III- один из величайших периодов в развитии России. Много задач поставил пред собой князь вся Руси. Причинами тому было следующее:

Стремление укрепить княжескую власть

Совершенствовать систему государственного управления

Совершенствовать систему законодательства

Продолжить установление дипломатических связей с государствами 

http://istoricheskij-portret.ru/ix-xvii-%D0%B2/1462-1505-ivan-iii/

Источник №4: Картина Н. С. Шустова «Иван III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов» (1862)

201667_600

http://deduhova.ru/statesman/ivan-iii-vasilevich-velikiy-knyaz-moskovskiy/ 

Кейс  №2

Источник №1:  Долгожданное для Руси событие — освобождение от власти Золотой Орды — произошло окончательно в 1480 году, после так называемого «стояния на реке Угре». Свержение ордынского ига произошло без громких побед, как-то буднично, почти что само собой. Впрочем, обо всем по порядку.  В начале правления Ивана III по границам  России существовала уже не одна, а целых три самостоятельных татарских орды. Истощенная усобицами Золотая Орда доживала свой век. В 1420-х-30-х годах от нее откололись Крым и Казань, где возникли особые ханства со своими династиями. Пользуясь разногласиями среди татарских ханов, Иван III исподволь подчинил Казань своему влиянию: казанский хан признал себя вассалом московского государя. С крымским ханом у Ивана III была прочная дружба, так как оба они имели общего врага – Золотую Орду, против которой и дружили. Что до самой Золотой Орды, то Иван III прекратил с ней всякие отношения: не давал дани, не ездил на поклон к хану, а однажды даже бросил на землю и растоптал ханскую грамоту. 

http://sergeytsvetkov.livejournal.com/33918.html

Источник №2:  Слабый золотоордынский хан Ахмат собрал войско, в которое ещё входили литовские и польские воины, но у Литвы и без того был хлопот полон рот. Литовской помощи Ахмат не дождался, а московский князь встретил его с сильной ратью. Началось многомесячное «стояние на Угре», так как противники не решались вступить в открытый бой. Ивана III  поддержал крымский хан Менгли–Гирей, напав на столицу орды - город Сарай. Сражение так и не состоялось после четырёхнедельного стояния по обоим берегам Угры. Скоро не стало и самой Золотой Орды: в 1505 году хан Менгли-Гирей нанёс ей последнее — сокрушительное поражение.

http://istoricheskij-portret.ru/praviteli/ryurikovichi/ivan-iii/  

Источник №3:  Так пало ордынское иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия. Но беды от татар для Руси на этом не прекратились. Крымцы, казанцы, как и более мелкие татарские орды, постоянно нападали на русское пограничье, жгли, разоряли жилища и имущество, уводили с собой людей и скот. С этим беспрестанным татарским разбоем русским людям пришлось бороться ни много ни мало еще около трех столетий. 

http://sergeytsvetkov.livejournal.com/33918.html

Картинки по запросу стояние на угре

https://www.google.ru/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fmagput.ru%2Fpics%2Flarge%2F95201.jpg&imgrefurl=https%3A%2F%2Fmagput.ru%2F%3Fid%3D10%26viewprog%3D10281&docid=RnABFHzFNIQOJM&tbnid=disbw-39c2nyfM%3A&vet=10ahUKEwjTs6mUofXUAhXGIpoKHeDjCJAQMwg7KAEwAQ..i&w=650&h=357&bih=638&biw=1366&q=%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D0%B3%D1%80%D0%B5&ved=0ahUKEwjTs6mUofXUAhXGIpoKHeDjCJAQMwg7KAEwAQ&iact=mrc&uact=8

Источник №4:  Видео  «Стояние на Угре»

https://www.youtube.com/watch?v=Z1T08Z-jAos 

Кейс №3.  

Источник №1:  Москва превратилась в столицу централизованного Российского государства. Вокруг Кремля были сооружены каменные стены с мощными башнями. На кремлевской территории приглашенный из Италии архитектор Аристотель Фиораванти возвел каменный пятиглавый Успенский собор. Кроме того, в Кремле построили Грановитую палату и Большой Каменный дворец.

Московский Кремль при Иване III. Художник А.М. Васнецов

Московский Кремль при Иване III. Художник А.М. Васнецов

http://russkie-tsari.ru/index.php/razdel-ii/ivan-iii-vasilevich-1440-1505/item/17-usilenie-roli-moskvy-pri-ivane-iii

Источник №2:  При Иване III на подступах к Москве возведены крепостные стены в Коломне и Туле. Московская армия отличалась от других княжеств и земель, мощью, количеством и качеством военной подготовки. Войско Москвы в течение долгого периода воевало с Литвой, татарским войском, где и приобрело необходимую сноровку.  Была принята новая форма государственной печати с изображением двуглавого орла. В дворцовой жизни Москвы был установлен пышный и торжественный этикет.

http://dot.mpei.ru/do/eres/hist/data/lesson_3_2_final/data/firefox/prl1.html

Источник №3:  Археологические раскопки показали, что направление работы московских ремесленников было разнообразным. Самое распространенное ремесло того времени «гончарное». Посуда изготавливалась из глины: горшки, миски, кастрюли, игрушки, свистульки. Московские мастера добывали железо из руды, такие умельцы по металлу назывались кричниками и серебряниками. Топливом служил древесный уголь. Мастера изготавливали как украшения в виде булавок, подвесок так и колокола, пушки. Впоследствии в Москве появляется «Пушечная изба» на реке Неглинной, современных улицах Неглинная и Пушечная. Московские мастера отличились в изготовлении кожаной обуви, ремней, подошв для лаптей. Косторезное производство и резьба по дереву также имела свое развитие в Москве. Из кости вырезали ложки, пуговицы, шахматные фигуры и печати. Ремесло развивалось от ручной работы к станку. Успешно развивались плотницкое и бондарное ремесло, портняжное и оружейное ремесло. Новые технологии задели только оружейное ремесло, в производстве огнестрельного оружия. При Иване  III  Москва становится центром русской письменности, оставив в наследие немало рукописей. К сожалению, многие труды сгорели при пожарах и разорении.

http://rhistory.ucoz.ru/publ/ivan_tretij_velikij/moskva_pri_ivane_3/61-1-0-211 

Источник №4:  

1485 – 1495 годах построен новый кремль из красного кирпича.

По верху стен – двурогие зубцы с бойницами, похожие на ласточкины хвосты. Их больше тысячи.

Общая длина стен – 2,25 км.

Толщина – от 3,5 – 6,5 м

Высота – от 5 – 19 м

Краснокаменный Кремль, построенный при Иване III, украшает Москву и сегодня.

Век прошёл. Сто лет прошло,
Время горе унесло.
За дремучими лесами,
За зелёными холмами
Крепнет, ширится Москва,
И растёт о ней молва.
Правнук Дмитрия Донского
Древний Кремль отстроил снова.
Для построек москвичи
Стали делать кирпичи.
Князь Иван Васильич Третий
Русским людям услужил –
Перестроил стены эти,
Рвом глубоким окружил.
Для постройки стен кирпичных,
Башен, храмов и дворов
Князь Иван позвал отличных
Русских зодчих-мастеров.
Девятнадцать грозных башен
Простояли пять веков.
Никакой им враг не страшен,
Сколько б ни было врагов.
Сохранились эти стены.
До сих пор они стоят,
Неприступны, неизменны,
Как и пять веков назад!

http://festival.1september.ru/articles/505195/

Кейс №4

Источник №1:  В правление Ивана III (1462-1505) был сделан важнейший шаг к объединению Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. К московским владениям были присоединены такие крупные княжества как Тверское, Ростовское, Ярославское, половина Рязанского, а также вечевые города Новгород и Вятка со своими областями. В XIV веке Москва была лишь гегемоном над соседними уделами, которые сохраняли при этом самостоятельность. Но по итогам правления Ивана III удельная автономия была в большинстве случаев упразднена, и Московская Русь превратилась в централизованное государство. Если не считать Новгорода и Твери, объединение русских земель при Иване III совершалось мирными средствами. 

http://rushist.com/index.php/russia-children/2953-itogi-pravleniya-ivana-iii

Источник №2:  После стояния на Угре 1480 г. окончательно рухнуло татарское иго над Русью (хотя дань ханам Золотой Орды редко платилась уже с середины XV века). Золотая Орда распалась на несколько независимых татарских владений. Пользуясь этим, Иван III перешёл в наступление на Казань. После походов русских ратей 1467-1469 казанские ханы признали себя подручниками (вассалами) Москвы. Эта их зависимость сохранялась до конца правления Ивана III, который несколько раз возводил на казанский престол собственных кандидатов.

В правление Ивана III расширились дипломатические контакты Руси. Из Москвы стали отправляться посольства в сильнейшие европейские страны и в Турцию.

После захвата турками Константинополя и крушения Византийской империи (1453) Московская Русь стала крупнейшим православным государством. В среде московских книжников сложилось представление, что на великого князя московского теперь перешли полномочия светского главы всего православного мира, принадлежавшие ранее византийским государям (Москва – Третий Рим). Такой взгляд не остался словесной декларацией, а был подкреплён женитьбой Ивана III на Софье Палеолог – племяннице последнего константинопольского монарха и формальной наследнице греческого трона. В Москве после этого были приняты византийский герб и византийский придворный церемониал. Иван III первым венчал наследника русского престола в цари (императоры), а не в великие князья. (Правда, этому венчанному наследнику – внуку Ивана III, Дмитрию, – потом не пришлось править. Ивану наследовал его сын от Софьи Палеолог,  Василий III.)

http://rushist.com/index.php/russia-children/2953-itogi-pravleniya-ivana-iii

Источник №3:  Годы правления Ивана III  ознаменовались успехами во внутренней политике. В ходе проведённых реформ был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы приказной системы управления, а также появляется поместная система. Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности; правительство вело достаточно жёсткую борьбу с сепаратизмом удельных князей. Эпоха правления Ивана III стала временем культурного подъёма. Возведение новых зданий (в частности, московского Успенского собора) , расцвет летописания, появление новых идей — всё это свидетельствует о значительных успехах в области культуры. В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространённое в науке и публицистике прозвище великого князя — «Великий» — как нельзя лучше характеризует масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи складывания единого Российского государства.

 

Источник №4:  Видео

https://www.youtube.com/watch?v=vajJ6JofFwo   

Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

Физминутка.

Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли инопланетных гостей, которым не знакомо презентуемое событие. И по окончании  каждого выступления вы можете задать вопросы землянам.

Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?

Рефлексия.

У вас на столах лежат листочки с дерева успеха.  Прошу выбрать один из них и прикрепить его на дерево (на доске) .

Зелёный, если урок понравился и вы во всем разобрались; жёлтый, если урок понравился, но кое-что было непонятно; красный, если урок не понравился, вы ничего не поняли.

Какое  красивое и летнее получилось у нас дерево. Мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок!

Учитель начальных классов  

высшей категории

МОУ «ЦО «Тавла» - Средняя

общеобразовательная школа №17»   _________________________        С.А.Ганаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лобаскинская средняя школа"

Материал содержит Актуальность, концептуальность, теоретическую базу опыта, ведущую педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта, возможность тиражирования, налич...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

Опыт педагогической деятельности по методической проблеме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся на уроках"...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

Тема инновационного педагогического опыта: Роль игровых технологий в обучении младших школьников в малокомплектной школе».Цель обучения мне видится в следующем: Использование игровых технологий н...

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степ...