Родительское собрание
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Родительское собрание в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr.docx77.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Кто учит наших детей плохому?»

4 класс

Цель: обратить внимание родителей на микроклимат в семье.

Лекция

Воспитывая человека, мы не получаем права управлять им, а прежде всего несем за него ответственность. О каком нравственном воспитании может идти речь, если позиция взрослого безнравственна: «Я передавал ребенку высокие истины добра. Пороки же он приобрел без моего ведома».

Если мы учим наших детей быть добрыми, бескорыстными, честными, трудолюбивыми, кто же делает некоторых из них жестокими, подлыми, эгоистичными? Почему подчас это яблочко, едва отделившись от родимого ствола, закатывается в грязную дыру, хулиганский притон, а не в кружок любителей книги или в природы, не на факультатив по математике? А почему же не противостояло этому соблазну то хорошее, чему учили чадо родители, по их словам, неустанно?

Улица, двор, разнообразные люди были и будут в жизни наших детей. Но и перед семилетним, и перед семнадцатилетним, если, например, при нем бьют его товарища или просто мальчишку, всегда стоит выбор: на чью сторону встать? Как подготовили мы его к этому выбору?

«Волки», «коршуны», курильщики, пьяницы, сквернословы, трусы, лгуны, карьеристы и лентяи нет-нет да и повстречают нашего ребенка на пути. Что ж, он с пьяницами непременно станет пить, с лгунами – лгать, с подхалимами – прислуживать?

Очень частое явление: приходят дети в первый класс, и часто слышишь: а он сказал плохое слово, а он показал нехорошую фигуру и т.д. Начинаешь беседовать с родителями: у нас никто не ругается, не знаем откуда это у него. Начинаешь разбираться, и та же мама: «Да это у нас папа по телефону разговаривает с подчиненными, так не выдерживает!» И в этой же семье мама с гордостью говорит: «Да, хорошая у папы работа, все на складе есть». И чуть позже: «Куда же ваш сын будет поступать?» Ответ изумительный по своей простоте: «Да как папа, в военное училище, где готовят интендантов». А потом мы думаем: почему же в армии наших детей плохо кормят, одевают? А мама уверена, что ее славный сын будет честно служить родине? А как же пример папы и его друзей? Вот отсюда все и идет: в семье учится, как хорошо прожить за счет других, на улице научится еще чему-нибудь.

Проблема, кто породил дурные наклонности в ребенке, имеет прежде всего всем видимый, лежащий на поверхности аспект. Дурные семьи, плохие родители. Здесь разногласий обычно нет. Когда отец пьет и избивает сына, когда мать ведет «легкую жизнь», а заброшенный ребенок спутывается с плохой компанией, - тут нам все представляется ясным. В нашем обществе все чаще и чаще встречаются такие семьи, что «занятые» собой родители забывают напрочь о своем долге.

Но ведь есть другие семьи, более или менее благополучные. Вот там-то виновник беды и кажется неизвестным. Там недоумевают: «Ведь мы учили его только хорошему». Там ищут и с облегчением находят причины несчастий на стороне. А если попытаться искать внутри семьи?

Макаренко сердито разъяснял ошибку тем педагогам и родителям, которые полагают, что воспитывают ребенка тогда, когда помещают его в определенную точку и изливают на его голову всякие правильные слова. Ребенка воспитывает вся логика нашего поведения. Мы воспитываем его тогда, когда читаем газету, смотрим

в окно, беседуем с соседями, мечтаем о рыбной ловле или говорим о заплате и о том, каким образом она заработана… Мы воспитываем ребенка своим отношением к его поступкам, вернее, тем, принципиально ли это отношение, выдерживает ли оно проверку по самому высокому счету.

Когда суд лишает отца родительских прав или судит негодяя, который скуки ради спаивал мальчишек во дворе, нам все это понятно. Эти давали ребятам яд, видимый всеми нами. Но те, любящие… «Если вы хотите дать своему ребенку самый страшный яд, - уверял Макаренко, - скажите, что вы живете для него…» Нет, можно даже этого не говорить. Можно просто скармливать себя, свою жизнь дитяти, и оно само догадается, что мама и прочие ближние и дальние родичи – весьма привлекательная пища.

Давайте остановимся еще вот на таком вопросе: конфликты в семье. Кто же не хочет, чтобы мир да лад царили среди взрослых и детей? Но все же они есть и, к сожалению, не так уж редки.

Ссоры неизбежно вызывают эмоциональную реакцию, нарушают психологический климат в семье. Однако психология рассматривает позитивную функцию конфликта, которая снимает напряженность в жизни и отдельной личности, и группы людей, стимулирует их развитие. Бывают конфликты, которые способствуют оптимальной, даже творческой развязке ситуации. Так, обострения семейных конфликтов, которые раскрывают и обнажают недостатки ребенка в поведении и учебе, оказываются впоследствии весьма полезными.

Хотя и в конфликтной ситуации раскрываются противоречия и разногласия, спор должен проходить во взаимно доброжелательной атмосфере. Даже осуждение может содержать в себе доверие к оппоненту, именно в этом доверии особенно нуждаются дети. В споре человек раскрывает свои позиции, свои взгляды и тенденции, и любой воспитатель должен их использовать как источник важной и полезной информации. Не следует забывать мудрую мысль, что желаемого можно скорее достичь не прямым наступлением, но уступая, жертвуя несущественным, менее значительным. Конфликты и споры, если они протекают и разрешаются корректно, вполне в состоянии не разобщить, а еще больше сблизить, сплотить разных людей.

Родителям перед там, как включиться в конфликт, следует выяснить его истинные, глубинные причины. Дети должны испытывать признательность за старания родителей предотвратить конфликт.

Постоянные ссоры и конфликты, конечно же, способны всерьез, а иногда и бесповоротно подорвать взаимоотношения людей. Психология рассматривает их как негативные или деструктивные конфликты. В этих конфликтах чрезмерно акцентируется субъективный фактор, например, борьба самолюбий. Эмоциональный тон в процессе разрешения конфликта не должен преступать границы взаимного уважения. Даже шутка, если она неуместна или преувеличена, может оказать неблагоприятное влияние на ход обмена мнениями.

Затянувшиеся ссоры, постоянное возвращение к уже решенному когда-то вопросу понапрасну усугубляют конфликты. Эта тенденция, кстати, очень плохо характеризует стиль жизни семьи.

Практические советы

по избеганию конфликтов.

- Прежде, чем обострять ситуацию, прикиньте, сможете ли вы решить ее положительно.

- Подумайте, нельзя ли вовсе избежать конфликта, нейтрализовать или ликвидиро-

вать его причины.

- Обмен мнениями, спор на конфликтную тему должен происходить в условиях доброжелательности и взаимоуважения.

- Внимательно выслушайте и постарайтесь понять аргументацию противной стороны.

- Доказывая свою правоту, учитывайте интересы обеих сторон.

- В споре не должны слишком часто произноситься слова «я» и «мне».

- Одержав победу, не торжествуйте открыто; помните, что противнику отступать нелегко, и психологически помогите ему.

- Ваш оппонент чаще будет уступать, если вы сами в споре покажете ему в этом пример.

Практические советы для избежания конфликтов

- Прежде, чем обострять ситуацию, прикиньте, сможете ли вы решить ее положительно.

- Подумайте, нельзя ли вовсе избежать конфликта, нейтрализовать или ликвидиро-

вать его причины.

- Обмен мнениями, спор на конфликтную тему должен происходить в условиях доброжелательности и взаимоуважения.

- Внимательно выслушайте и постарайтесь понять аргументацию противной стороны.

- Доказывая свою правоту, учитывайте интересы обеих сторон.

- В споре не должны слишком часто произноситься слова «я» и «мне».

- Одержав победу, не торжествуйте открыто; помните, что противнику отступать нелегко, и психологически помогите ему.

- Ваш оппонент чаще будет уступать, если вы сами в споре покажете ему в этом пример.

Тест

Понимаете ли вы своего ребенка,

и на сколько хорошо вы осведомлены о его окружении.

  1. Я знаю, кто его (ее) лучший друг:

а) совершенно точно;

б) приблизительно;

в) не знаю.

2 Мой сын (дочь) поссорился со своим лучшим другом:

а) я делаю вид, что ничего не замечаю;

б) сразу же подробно обо всем расспрашиваю;

в) проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам.

3 Как обо мне думают его (ее) друзья:

а) положительно;

б) меня это не интересует;

в) не очень хорошо.

4 Как я отреагирую, если у моего сына (дочери) появился взрослый друг (подруга) вне семьи?

а) отрицательно;

б) постараюсь узнать его (ее) поближе;

в) все оставлю на его (ее) усмотрение.

5 Узнав, что друг (подруга) моего сына (дочери) вел себя недостойно:

а) запрещу дружить;

б) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому (самой)

сделать вывод;

в) не обращу внимания.

6 Был ли у меня самой (самого) в жизни хороший друг (подруга)?

а) был;

б) не было;

в) не могу сказать.

7 Я запрещу сыну (дочери) дружить с каким-то конкретным человеком:

а) если он плохо влияет на сына (дочь);

б) если его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой;

в) если он не соответствует моим представлениям о друге.

8 Друзья сына (дочери) пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?

а) в большинстве случаев могу;

б) это удается только иногда;

в) вообще не удается.

9 Сын (дочь) рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

а) всегда подробно;

б) не рассказывает совсем;

в) рассказывает только в отдельных случаях.

10 Лучший друг (подруга) сына (дочери) выразил желание участвовать вместе с вашей семьей в летнем путешествии:

а) радуюсь;

б) категорически возражаю;

в) мне все равно.

В любом случае можно выбрать только один ответ. Будьте откровенны сами с собой!

Первая цифра номер вопроса, вторая цифра количество баллов за каждый ответ:

1 – 5 б.; 2 – 3 б.; 4- 2 б.; 5 – 0 б.; 6 – 5 б.; 7 – 5 б.; 8 – 0 б.; 9 – 1 б.; 10 – 0 б.; 11- 5 б.; 12 – 2 б.; 13 – 1 б.; 14 – 5 б.; 15 – 1 б.; 16 – 3 б.; 17 – 1 б.; 18 – 0 б.; 19 – 3 б.; 20 – 1 б.; 21 – 1 б.; 22 – 5 б.; 24 – 1 б.; 25 – 1 б.; 26 – 0 б.; 27 – 3 б.; 28 – 5 б.; 29 – 1 б.; 30 – 0 б.

Оптимальное количество баллов – 44, минимальное – 3. Чем больше баллов вы получили, тем больше оснований думать, что ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15 – вы должны основатель

но пересмотреть вашу воспитательную позицию.

Подведение итогов собрания.

Тема «Как уберечь ребенка от насилия»

4 класс

Чем больше свидетелей у чужого несчастья, тем

меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б. Лабейн

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы; обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения: статистика обсуждаемой проблемы; анализ мнения родителей по проблеме насилия; возможные пути предупреждения насилия по отношению к детям.

Подготовительная работа: проведение классного часа «Я один дома, на улице, в подъезде» (см. комментарии после собрания); анкетирование (см. приложение); подготовка ситуаций для анализа родителями; подготовка памяток для родителей (см. приложение).

Ход собрания.

I Вступительное слово специалистов медиков или классного руководителя.

II Анализ анкетирования и просмотр видеозаписи классного часа.

III Анализ ситуаций.

Родителям предлагаются для анализа реальные жизненные ситуации. Необходимо не только решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.

Ситуация 1. Настроение ребенка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое-то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчишки забирают у него деньги, которые родители дают на завтраки.

Ситуация 2. Случайно родители обнаружили на теле девочки, ученицы четвертого класса синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное повергло их в шок. Подростки несколько раз загоняли ее и других девочек в подвал соседнего дома и подвергали их оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя все рассказать родителям девочек.

Ситуация 3. Мальчик спешил в школу. Школа находилась недалеко от дома, поэтому родители его не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал. Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем предложил подвезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обратилась трагедией…

Ситуация 4. Ребенок стал жертвой сексуального насилия. Его жизнь в собственном доме стала кошмаром. Ребята во дворе, соседи начинали многозначительно на него смотреть и шушукаться. Семья перестала жить той жизнью, которой жила до недавнего времени. Родители испытывали огромное чувство стыда за то, что произошло с их ребенком, и невольно укоряли его за это.

Ситуация 5. Ребенка дразнят, обзывают обидными прозвищами во дворе, и в школе. Он отказывается идти в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательство повторяется и становится еще более изощренным.

IV Анализ статистики.

- Каждая четвертая женщина подвергалась в детстве сексуальному насилию.

- Каждый восьмой мужчина подвергался в детстве сексуальному насилию.

- 30% учащихся-подростков являются основой преступных групп.

- Приблизительно 5,8 % младших школьников пережили сексуальное насилие в 2004 году (по данным МВД).

- Более 20 % учащихся-старшеклассников имеют опыт различного рода физического насилия со стороны сверстников и взрослых (по материалам социоло-

гического опроса.

V Чтение и обсуждение памяток.

VI Анализ рисунков учащихся, нарисованных к классному часу.

VII Обзор литературы по проблеме собрания.

VIII Подведение итогов.

Литература.

Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина,1997

Грибоедов А.С. На пути к преступлению. – СПб., 1998

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., Просвещение, 1985

Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1985

Комментарии по проведению классного часа. Классный час проводится предварительно, и реальные ситуации сегодняшней жизни обсуждаются с учащимися. Это поможет классному руководителю выяснить осведомленность учащихся класса по обсуждаемым проблемам. В ходе классного часа ребята обсуждают правила поведения на улице, в подъезде, в местах, где может быть опасность. Ребята делают рисунки опасных ситуаций, с которыми они уже встречались в жизни. Эти рисунки можно использовать в ходе родительского собрания.

к собранию по теме «Как уберечь ребенка от насилия» (4 класс)

Анкета для учеников №1.

1 Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь:

- откроешь дверь;

- попросишь назваться человека, стоявшего за дверью;

- не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет;

- позвонишь по телефону соседям или родителям.

2 Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь:

- откроешь дверь;

- сделаешь вид, что в доме никого нет;

- позвонишь родителям или знакомым людям;

- начнешь кричать или шуметь.

3 Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь:

- будешь ждать того, кто в нее войдет;

- спросишь, кто там;

- сообщишь родителям.

4 Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь:

- вступишь с ним в разговор;

- молча отойдешь в сторону;

- подойдешь туда, где есть люди;

- начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей.

5 Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ранее ребята и предложат пойти к тебе домой поговорить, как ты поступишь:

- не пойдешь в подъезд;

- откажешь им;

- свяжешься с родными и спросишь и них разрешения;

- пообещаешь пригласить их к себе в следующий раз, когда будут дома взрослые.

6 Если ты хочешь войти в подъезд, и за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь:

- не пойдешь в подъезд;

- дождешься знакомых или соседей и тогда войдешь в подъезд;

- пойдешь к ближайшему телефону-автомату или позвонишь родителям по мобильному телефону;

- пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, гле больше людей.

7 Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или несколько незнакомых

тебе людей, как ты поступишь:

- немедленно выйдешь из подъезда;

- пойдешь спокойно по лестнице домой;

- позвонишь в любую квартиру;

- начнешь звать на помощь.

Анкета для учеников № 2.

- Запиши рабочие телефоны мамы___________________, папы_____________________

- Запиши мобильные номера телефонов мамы____________________________________, папы_____________________________

-Что означает номер телефона 01- ____________________________________________________,

02 - ______________________________, 03- ________________________________________.

- Знаешь ли ты номер телефона соседей и близких друзей? _______________________________

_____________________________________________________________________________________

- Как ты поступишь, если потерялся? _________________________________________________

____________________________________________________________________________________

- Как ты поступишь, если в квартире что-то случилось?__________________________________

____________________________________________________________________________________

- Как вызвать в случае необходимости службу спасения?____________________________________

Тема «Как уберечь ребенка от насилия» (4 класс)

Анкета для родителей.

- Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию? Да Нет

- Как вы учите ребенка предупреждать насилие по отношению к нему и бороться с ним? ________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи? Да Нет

- Комментируете ли вы ребенку передачи, связанные с насилием? Да Нет

- Какие правила самозащиты известны вашему ребенку? ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема «Как уберечь ребенка от насилия» (4 класс)

Анкета для родителей.

- Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию? Да Нет

- Как вы учите ребенка предупреждать насилие по отношению к нему и бороться с ним? ________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи? Да Нет

- Комментируете ли вы ребенку передачи, связанные с насилием? Да Нет

- Какие правила самозащиты известны вашему ребенку? ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема «Как уберечь ребенка от насилия» (4 класс)

Анкета для родителей.

- Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию? Да Нет

- Как вы учите ребенка предупреждать насилие по отношению к нему и бороться с ним? ________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи? Да Нет

- Комментируете ли вы ребенку передачи, связанные с насилием? Да Нет

- Какие правила самозащиты известны вашему ребенку? ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема «Как уберечь ребенка от насилия» (4 класс)

Анкета для родителей.

- Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию? Да Нет

- Как вы учите ребенка предупреждать насилие по отношению к нему и бороться с ним? ________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи? Да Нет

- Комментируете ли вы ребенку передачи, связанные с насилием? Да Нет

- Какие правила самозащиты известны вашему ребенку? ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Памятка для родителей № 1.

Уважаемые папы и мамы! В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб

ретает не только положительный опыт, но и отрицательный.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила нашей непростой жизни…

- Выучите с ребенком номера телефонов служб спасения.

- Выучите с ним ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

- Учите его рассказывать вечером не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

- Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

- Не иронизируйте, если ребенок в какой-то ситуации оказался слаб физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите ему возможные пути решения возникшей проблемы.

- Если проблемы связаны с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы и интересуйтесь результатами занятий.

- Если взрослые люди из числа ваших знакомых и друзей вызывают у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не стесняйтесь разорвать с ними отношения.

- Постарайтесь удовлетворить любознательность и любопытство ребенка, предупреждая его вопросы заранее, а не после того, как он получил информацию из третьих рук.

- Постарайтесь, чтобы ребенок с раннего детства усвоил то, что ему разрешается, и то, на что нала-

гается абсолютный запрет.

- Учите ребенка предполагать последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если…

- Если вас ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.

- Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

- Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

- Дайте возможность ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка.

Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

- Если в этом есть необходимость, пройдите с ним курс психологической реабилитации.

- Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.

- Ни в коем случае никогда не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психологического здоровья вашего ребенка.

Памятка для родителей № 2.

Вы должны знать, что физические признаки насилия могут быть такими:

- боль и раздражение в области гениталий;

- необычная походка или манера сидеть;

- необъяснимые повреждения тканей или синяки;

- частое принятие ванны;

- частое мочеиспускание.

Типичные признаки последствий сексуального насилия, проявляющиеся в поведении:

- слезливость и замкнутость;

- беспокойный сон;

- депрессия;

- плохой аппетит;

- нежелание выходить на улицу;

- агрессивность и раздражительность;

- проявление страхов, ночные кошмары;

- пассивность и равнодушие;

- изменение во внешнем облике;

- отрицание друзей и приятелей.

Наблюдайте за своим ребенком! Прислушивайтесь к своему сердцу и инстинкту! Консультируйтесь со специалистами, если в чем-то сомневаетесь!

Тема «Что такое интимное воспитание

и как его осуществлять родителям»

4 класс

На этот вопрос отвечает врач-психотерапевт В. Леви.

Интерес ребенка к вопросам пола естественен, необходим. Интерес этот чист. Как и во все, ребенок здесь ищет истину. Но бдительные воспитатели этого не заме –

чают. Они замечают только нездоровое любопытство, подозрительные эксперименты и не замечают чистоту. Не видят даже самозащиту чистоты. Упрямую, иногда до отчаяния, решимость – не впускать в себя ничего сверх того, что способна вместить душа – без насилия, без искажений, без ран. Ведь почти у всех первая реакция – отодвинуться… Они спрашивают нас – реже словами, чаще молчанием: зачем не рож

даемся из головы, как Афина, из морской пены, как Афродита? Нагота окружена тьмой запретности. Тайна любви и рождения – за колючей проволокой отвращения и стыда. Семейства, где проблемы пола запрещена, закрыта, плодят несчастных основных типов, две крайности, могущие чередоваться и совмещаться. В отношении к полу (и, заметим особо, не только к полу) – два вида дисгармонического развития.

Активный. Непропорциональное повышение интереса, а затем и влечения. Добьюсь своего – узнаю, испробую, испытаю. Не уследите, не остановите, не вос-

припятствуете! Нарастающее стремление преодолеть заперты, пересечь границы дозволенного. Спектр побочных последствий, упрямство, недоверчивость, отчуждение, вспышки агрессивности, наглость, цинизм. Сексуальные мечтания; в дальнейшем – тяжкие, в браке – эгоизм, опустошенность духа, измены, звериная ревность, в отношении к собственным детям – деспотизм, недоверие, грубый контроль.

Пассивный. Вытеснение влечения в подсознание. Для сознания: стыдно, отвратительно, грязно – нельзя этому быть, не хочу, не существует. Для подсознания: все наполнено «Этим», во все «Это». Сексуальные наваждения, унизительная, отупляющая боль с вожделением, подозрительность к себе и другим, чувство вины, всевозможные ипохондрии, скованность в общении, особенно с другим полом, обеднение эмоциональности. Далее – разнообразные трудности интимной жизни, которая может просто не состояться. В супружестве – неудовлет –

воренность и ревнивые фантазии, до бреда включительно. С собственными детьми – отсутствие уверенности и непосредственности, все тот же слепой контроль. В пожилом возрасте возможный вариант «седина в голову – бес в ребро».

Бдительные воспитатели обязывают детей быть здоровыми, желая при этом, чтобы их здоровая физиология не проявляла себя иначе, как по брачным свидетельствам, в противном случае объявляют ее нездоровой. Требуют браков, как положено, по любви, хорошо обдуманных, не желая возражений, что же это за мера – обдуманная любовь.

Желают счастья и не допускают к нему: оберегая от несчастья, несчастными делают. А дети не знают, что их воспитывают такие же несчастные дети.

Естественно любопытство малышей к своим гениталиям. Собственное тело также удивительно, как все остальное, и все в какой-то момент замечается, приковывает внимание. Не ужасаться и ни в коем случае не одергивать, не наказывать, не «давать по рукам»! Большой риск дальнейших осложнений, неврозов: все откладывается в бессознательной памяти… Если кажется, что увлекся – мягко отвлечь. Период само-

исследования необходим и пройдет сам собой.

Случается бессознательный онанизм. Механизм точно такой же, как, например, при неотвязном сосании пальца. Ребенок не знает, что это «плохо», а узнав, (обычно сразу в форме наказания), не понимает почему. Сразу – чреватый далекими последствиями конфликт, ошибка влечения с грубым «воздействием». Освободиться от автоматизма не в состоянии, наоборот, даже сильная боль и страх закрепляют, усиливают влечение, притом его извращая…

Не раздувать проблему – пройдет. Не наказывать, не пугать. Не стыдить, не выслеживать, не стискивать одеждой; не понуждать долго сидеть или лежать; не перекармливать; не перегревать. Как можно больше простора, движения, воздуха, разнообразия.

Каждый должен пройти стадию, когда все, чему в недалеком будущем суждено заговорить, запеть, застонать, а то и взорваться, потаенно молчит, как бы стараясь убедиться в своем отсутствии. У одних до 12-13, у других до 16-17 господствует гормональная железа детства, вилочковая, лежащая непременно в верхней части грудной клетки, сотворяющая все характерные детские свойства, включая и эту мартышечную непоседливость и кажущуюся невнимательность… Эта самая железа и притормаживает половое развитие и невнимательность. Ибо, прежде чем расцвести, надо не только вырасти, но и собрать кое-какие сведения об этом мире.

В психике вилочковая железа производит пожары воображения и наводнения любопытства, эта железа целомудрия и игры. Бутонный возраст … а все-таки есть мальчики и есть девочки, утверждать, что в это время пол не действен, значит, по меньшей мере, выдавать желаемое за действительное.

Не стоит навязывать ребенку специальные беседы по проблемам любви и пола, но стоит задуматься об атмосфере, в которой такие беседы могут проходить сами собой – как откровенный дружеский разговор, повод всегда найдется… Это и книги с эротическим содержанием, и наша собственная интимная жизнь. Некоторые эпизоды, которые неизбежно замечаются ребенком или подозреваются… Несомненно, кое-что ему нежелательно видеть и знать, но лучше, чтобы ребенок знал, чем чтобы подозревал. В любом случае - без вранья. Если ваш ребенок давно не задавал вам ни одного вопроса, значит, дело обстоит скверно и стоит проявить некоторую инициативу.

Тема «Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте».

4 класс

Цели:

1 Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте.

2 Сформировать воспитательные подходы.

Ход собрания.

Будучи уверенным в том, что их дети «ничего не знают» об алкоголе и табаке, взрослые не считают нужным специально объяснять, чем опасно знакомство с этими веществами. Между тем установлено, что уже к 7-9 годам мальчики и девочки обнаруживают определенную осведомленность в отношении одурманивающих веществ. Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они имеют представление и о том, как действуют алкоголь и никотин на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет: возникает головокружение, меняется настроение и т.д. Информированность «в теме» довольно противоречива. С одной стороны, дети, конечно, «в курсе», что употребление алкоголя и курение опасны для здоровья. Однако они далеко не всегда понимают и могут объяснить, в чем конкретно заключается эта опасность, повторяя традиционные «страшилки» взрослых: «Если будешь курить – заболеешь, от вина живот будет болеть» и т.д.

С другой стороны, дети почти ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: реклама пива на экране телевизора, праздничное застолье дома, красивая дама на скамейке в парке с дымящейся сигаретой… В сознании ребенка возникает так называемый когнитивный (информационный) диссонанс – одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе или курении. Именно этот когнитивный диссонанс является основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам. Ребенку становится интересно: а что же на самом деле представляют эти «таинственные» вещества? Почти треть младших школьников утверждают, что хотели бы попробовать алкоголь, не прочь покурить.

Сегодня возраст начала наркотизма – приобщения к одурманивающим веществам – постоянно снижается. Есть дети, уже в 6-7 лет попробовавшие вино за праздничным столом или вместе с приятелями тайком покуривающие в подъезде. Чем раньше ребенок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, к курению.

Возрастные особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к алкоголю и курению.

В младшем школьном возрасте ребенок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции ребенка. Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей – учителями, одноклассниками и т.д. Считается, что кризис 7 лет – это рождение социального «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Теперь наибольшую значимость для ребенка представляет все, что так или иначе связано со школой, - школьные успехи, отношение учителя, отношение одноклассников и т.д. Для ученика его ситуация в школе – мощный источник положительных и отрицательных эмоций.

Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определенного отношения к алкоголю и курению. Ребенок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя «вещества взрослых». Причем если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то впоследствии для подростка это становится и способом получения положительных ощущений, избавления от неприятных переживаний, связанных в том числе и со школой.

Во-первых, позаботиться о том, чтобы у ребенка не формировался комплекс неполноценности (или сделать все, чтобы избавить ребенка от этого комплекса). Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным. Это может быть спорт, опека младшего брата – любая деятельность. Во-вторых, важно замечать любые, даже малейшие, продвижения в учении. Если у ребенка в стройном ряду «двоек» появилась хотя бы одна «тройка» - это уже победа! Эффективно и действенно сравнение его сегодняшних результатов с вчерашними.

Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Через стадию «маленьких обезьянок» проходит практически каждый ребенок, копирую черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образцом для младшего школьника являются его родители. И тут особое значение имеет отношение взрослого к одурманивающим веществам. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к курению.

Еще одна поведенческая реакция – это демонстрация своей «взрослости», отражающая стремление к самостоятельности. Зачастую способом такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем. Чтобы ребенок выбрал другие способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значительность, самостоятельность без вреда для здоровья.

Особенности семейного воспитания. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Очень опасно воспитание по типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются предоставленными самим себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями, и постоянные конфликты между родителями, которые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но гораздо чаще причина гипоопеки совсем иная – загруженность родителей на работе.

Но опасна не только гипоопека, но и прямо противоположный тип воспитания – гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребенка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В результате ребенок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю, подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка становятся подвластны любому внешнему влиянию. Они просто не могут отказаться от сомнительного предложения – ведь этому их в семье не научили.

При выкуривании одной сигареты в атмосферу переходят 0,008 г никотина и другие вещества сгорания (табачные смолы, углекислый газ, сероводород и т.д.). Никотин – сильнейший нервный яд. Про судьбу бедной лошади, погибающей от капли этого вещества, известно всем. А вот о том, что для человека смертельной дозой является 0,08 г никотина ( такое количество содержится всего в 10 сигаретах), знают немногие. Понятно, что не весь дым поступает в легкие. Курильщику достается около 25% этого «дымного букета». Приблизительно 60% рассеивается в атмосфере, а вот 15% попадает в легкие окружающих. Кстати, если курильщик в той или иной мере защищен сигаретным фильтром, то про не курящих этого сказать нельзя.

В организме ребенка механизмы, позволяющие за счет работы почек, печени,

легких по возможности быстро освобождаться от токсических веществ, только формируются. Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих.

Меры избежания пассивного курения.

в семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребенка;

- квартиру нужно часто и регулярно проветривать;

- нужно минимизировать воздействие запаха табачного дыма;

- научить ребенка правильному поведению в присутствии курящих людей.

Это касается не только курильщиков, но и мальчиков и девочек из некурящих семей. Ребенок должен знать, что ему нельзя находиться в одном помещении с курящими. Он может выйти (из комнаты, из лифта и.т.д.), он имеет право попросить взрослых людей прекратить курение в его присутствии. Объяснить ребенку, почему кто-то из его домашних курит, а ему этого делать ни в коем случае нельзя.

Важно объяснить опасность курения для здоровья самого ребенка. При этом главный акцент стоит сделать на значимых для мальчика или девочки вещах. Все дети мечтают быстрее вырасти, поэтому расскажите им о том, как курение влияет на рост. Все дети (особенно) девочки хотят иметь привлекательную внешность – и тут можно объяснить, что курение быстро старит и делает человека значительно менее привлекательным. Ну, а если ребенок мечтает о спортивных рекордах, занимается в спортивной секции, расскажите, что еще ни одному курящему человеку не удалось достичь высот в спорте.

Что делать, если вы узнали, что ребенок пробовал курить.

Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Причина, названная ребенком, нередко может заставить взрослого задуматься, правильно ли вообще он строит взаимоотнощения с сыном или дочерью. Только тут нужно учитывать важный момент – ребенок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение: во-первых, потому, что ему бывает сложно сформулировать эту причину, во-вторых, зачастую он сам не отдает себе отчета, зачем же он это сделал. И тут очень важна доверительная атмосфера разговора. Сын или дочь должны понимать: за честным признанием не последует наказание.

Следует разобраться в причинах, заставивших ребенка попробовать закурить. Собственно говоря, обозначенная причина поможет вам найти ответ на вопрос, как добиться того, чтобы курение больше не повторялось. А причины могут быть разные – тут и неорганизованный досуг, и любопытство (« а что будет, если…»), и влияние друга, и просто растерянность, и неумение отказаться…

Ребенок должен обязательно знать, что его поступок очень расстроил вас. Не бойтесь показать ему ваше огорчение, растерянность. Назовите еще близких и авторитетных для ребенка людей, которые огорчатся, узнав о его курении. Ребенок в этом возрасте уже может и должен прогнозировать реакцию окружающих на его действия. Попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой поступок.

За праздничным столом.

Спиртное – непременный атрибут праздничного стола. О пользе умеренного употребления некоторых алкогольных напитков говорят с самых серьезных трибун маститые медики. Понятно, что никто из родителей, чтобы его ребенок приобщился к алкоголю. Но надо сказать, что реакция взрослых на ситуации, связанные с алкоголем и курением детей, разительно отличаются друг от друга. Если к детскому курению абсолютное большинство взрослых относится крайне негативно, рассматривая его как недопустимое, то в случае с алкоголем довольно много пап и мам считают возможным эпизодические пробы напитка.

По нашим данным, около 78% детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45% сделали это с разрешения родителей.

Обычно происходит это так. Праздничный стол, за которым сидят вместе взрослые и дети. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться бокалами и… и в этот момент раздается тонкий ноющий голосок: «Мама, я тоже хочу, ну дай попробовать!»

Прежде всего важно понимать, что такие эксперименты далеко не столь «безобидны», как это может показаться кому-то из взрослых. На маленького ребенка даже небольшая, незначительная, с точки зрения взрослого человека , доза алкоголя способна оказать весьма неожиданное воздействие. Так, даже 15 г шампанского или сладкого вина (глоток!) нередко вызывает рвоту, тошноту, головную боль.

Но, на наш взгляд, главная опасность таких экспериментов даже не «физиологическая», а скорее психологическая. В сознании ребенка снимается внутреннее табу на использование алкоголя. Такая форма поведения автоматически переходит в разряд разрешенных, тем более если алкоголь использовался с позволения родителей.

Наставления взрослых – «не смей этого делать без спроса» - не будут иметь серьезного воздействия. С одной стороны, «приступ» первого любопытства прошел, но с другой – вероятность дальнейшего знакомства с алкогольными напитками не уменьшилась, а скорее всего возросла. Если раньше ребенка удерживал страх «первого шага», то теперь этот страх снят – ребенок уже знает, что он может испытать, он просто повторит когда-то уже сделанное.

Конечно, ребенок должен присутствовать за столом на общих семейных праздниках. Но родителям стоит заранее объяснить ребенку, что алкогольные напитки предназначены для взрослых, а ему их пробовать нельзя, так как это помешает ему вырасти, стать сильным и т.д. За столом должен быть обязательно любимый напиток ребенка.

Итог.

Анализ анкет учащихся.

Вредные привычки.

Анкета для учеников.

1 Пробовал ли ты когда-нибудь курить?

Да Нет

2 Почему ты закурил? _________________________________________________

_____________________________________________________________________

3 Понравилось ли тебе курить?

Да Нет

4 Будешь ли ты курить, когда станешь взрослым?

Да (почему?) - ____________________________________________________

_____________________________________________________________________

Нет (почему?) - ____________________________________________________

_____________________________________________________________________

5 Курят ли твои родители? Да Нет

6 Что бы ты им посоветовал? ___________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

7 Пил ли ты алкогольные напитки: пиво, шампанское, водку, вино? Да Нет

8 Где ты пил алкогольные напитки? _____________________________________

9 Кто тебе их наливал? _______________________________________________

10 Полезно или вредно курить и пить алкогольные напитки? Почему?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Нажмите, чтобы подать заявку на олимпиады проекта Интолимп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...