Программа дополнительного образования детей "Школа вожатого"
рабочая программа на тему

Программа дополнительного образования детей "Школа вожатого"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obedineniya_shkola_vozhatogo.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАМБАРСКОГО РАЙОНА

МОБУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка

Рассмотрено

________________________

________________________

«___» _____________ 201    г.

________________________

                                                                                Утверждено приказом №___

                                                                                от «___» __________ 201     г.

                                                                        Директор Т.Н. Гришина __________

Принято на заседании

Экспертного совета

______________________

«___» _____________ 201    г.

______________________

Программа

дополнительного образования

«Школа вожатого»

Возраст детей 8 класс

Срок реализации программы 2017-2018 учебный год

ФИО автора: Глухова Елена Алексеевна

г. Камбарка

         2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Существует объективная потребность цивилизованного общества в социальной активности молодежи. Склонность к лидерству уже проявляется в раннем детстве и развивается как качество личности, проявление которого является средством утверждения и самоопределения личности.

        В наше время понятие «активная жизненная позиция» приобретает первоначальный смысл. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и строится на основе сотрудничества и взаимного уважения, что способствует социальной инициативе.

        Чтобы подростки могли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им достичь того уровня социальной зрелости, который определяет их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию. Социализация и развитие лидерских способностей повышают возможности подростков в новых социально-экономических условиях.

        Работа по данной программе даст подростку возможность почувствовать себя «взрослым», обрести уверенность в своих силах, проявить своё «Я», получить настоящую поддержку, защиту у взрослого. Это положительно повлияет на становление субъектной позиции, развитие юной личности в целом с учетом ее индивидуальности.

        Одной из предпосылок создания «Школы вожатого» сала необходимость в подготовке вожатских кадров для летнего оздоровительного лагеря на базе общеобразовательного учреждения.

        От того, насколько активны вожатые, зависит успешность реализации всех планов детского оздоровительного лагеря.

        Программа обучения «Школы вожатого» рассчитана на подготовку учащихся старшего подросткового возраста и раннего юношеского, имеющих склонность к лидерству, к работе в детских оздоровительных лагерях, школьных площадках, организации досуговой деятельности в школе.

        Цель программы – освоение подростками знаний и приобретение практических навыков, необходимых для работы вожатыми в детских оздоровительных лагерях.

        Задачи

  • Ознакомление с теоретическими основами вожатского мастерства;
  • Развитие у подростков лидерских и творческих способностей, умений и навыков, необходимых для активного участия в деятельности детских оздоровительных лагерей;
  • Повышение социальной активности подростков, приобретение опыта деловых отношений, раскрытие и реализация творческого потенциала подростков;
  • Приобретение практических навыков организаторской деятельности;
  • Формирование команды для работы в детском оздоровительном лагере на базе общеобразовательного учреждения.

Работа с коллективом детей требует от вожатого самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаниях детской психологии, управлении процессом развития личности ребенка и детского коллектива,  педагогических основах воспитания. Вожатый должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующих их мировоззрение и характер, способствующий их личностному росту.

        Занятия в объединении пробуждают воображение и творческие силы, опираясь на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Курс занятий содержит в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организации досуга детей, деловых игр, коллективных творческих дел, творческих мастерских, мастер-классов.

Успешной организации воспитательного процесса помогает курс тренингов, направленных на сплочение группы, на формирование доверия друг к другу в группе. Курс создает теплую атмосферу взаимопомощи в группе.

Предполагается самостоятельная работа учащихся по сбору педагогической копилки для работы в лагере. Наряду с теоретическими знаниями, предполагается и практическая деятельность. Особая работа отведена шефской работе участников объединения. Организуется прохождение педагогической практики в течение года  в начальных классах школы. Вторая практика проводится в летние каникулы на базе общеобразовательной школы в детском оздоровительном лагере в роли вожатого и является итогом каждого года обучения.

 Данная подготовка позволит подростку получить необходимый минимум знаний и умений по особенностям воспитательной и оздоровительной работы в летнем объединении, развить лидерские способности, реализовать личный потенциал.

        Программа рассчитана на один год обучения для учащихся 8-10 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Учебно-тематический план

Название темы

теория

практика

Всего часов.

1

Введение в практику каникул

1

1

2

Личность вожатого

1

1

3

Закономерности возрастного развития ребенка

1

1

4

Логика развития лагерной смены

3

1

5

Малые формы работы

1

1

6

Самоуправление в лагере

1

1

7

Взаимодействие субъектов воспитательного процесса

1

1

8

Программа лагерной смены

1

1

9

Тематические дни и смены лагеря

1

1

10

Методика работы с группой

1

1

11

Методика конструирования и организации КТД

1

1

12

Конкурсно-игровые программы

1

1

13

Особенности организации работы Пресс-Центра

1

1

14

Когда идет дождь

1

1

15

Перечень предметов, необходимых вожатому в лагере.

1

1

16

Копилка вожатого

1

1

17

Оформительский практикум

2

2

18

Музыкальный практикум

2

2

19

Танцевальный практикум

2

2

20

Игровой практикум

2

2

21

Психологический тренинг

2

2

22

Практика

5

5

23

Итоговое занятие.

1

1

Итого часов

17

17

34

Календарно-тематический план

Срок

(неделя)

Наименование темы

Содержание

1.

Введение в практику каникул

История лагерного движения. Специфика воспитательной работы в ДОЛ. Особенности работы с временным детским объединением. Законы лагерной жизни.

2.

Личность вожатого

Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура речи, культура поведения. Работа напарников.

3.

Закономерности возрастного развития ребенка

Особенности психологического развития младшего школьника, дошкольника, состояние ребенка в разные периоды лагерной смены.

4-6.

Логика развития лагерной смены

Организационный период: характеристика периода, знакомство, планирование – план дня. Методика подготовки и проведения основных дел, законы и традиции лагеря. Первый день пребывания детей в лагере, специфика работы вожатого.

Основной период: характеристика периода, специфика работы вожатого, основные дела, дежурство, самообслуживание в лагере.

Итоговый период. характеристика периода, специфика работы вожатого, основные дела.  

Методика организации отрядных огоньков по периодам смены.

Основные моменты режима дня.

7.

Малые формы работы

Классификация форм, создание банка данных.

8.

Самоуправление в лагере

Управление в лагере. Принципы самоуправления. Роль вожатого в организации самоуправления.

9.

Взаимодействие субъектов воспитательного процесса

Особенности взаимодействия: вожатый-ребенок, вожатый-вожатый, вожатый-родитель, вожатый- администрация лагеря.

10.

Программа лагерной смены

Технология и способы планирования. Построение программы работы отряда. Дневник наблюдения.

11.

Тематические дни и смены лагеря

Роль тематических дней в смене. Классификация. Конструирование тематических дней. Тематические смены. Сюжетно-ролевая игра в смене.

12.

Методика работы с группой

Творческая группа. Инициативная группа. Совет дела. Деловая игра. Собрание. Мозговой штурм. Сборы принятия решений.

13.

Методика конструирования и организации КТД

Этапы КТД ( идея, создание, организация, проведение, анализ). Создание банка КТД.

14.

Конкурсно-игровые программы

КИП – идея, содержание, организация, проведение, анализ.

Оформление, призы.

15

Особенности организации работы Пресс-Центра

формы организации Пресс-Центра. Стенгазета.

16.

Когда идет дождь

Игры, затеи, состязания.

17.

Перечень предметов, необходимых вожатому в лагере.

Перечень предметов, необходимых вожатому в лагере.

18.

Копилка вожатого

Игры, кричалки, речевки, считалки, тексты песен, сюрпризки, названия отрядов, девизы,  игры и т.д.

19-20

Оформительский практикум

Оформление в лагере (визитки, эмблемы, газеты, медали, дипломы, отрядные уголки и т.д.)

21-22

Музыкальный практикум

Известные барды. Разучивание песен. Исполнение песен. Гитара по кругу.

23-24

Танцевальный практикум

Разучивание и постановка танцев.

25-26

Игровой практикум

Классификация игр. Проигрывание. Создание банка игр.

27-28

Психологический тренинг

Тренинг коммуникативных способностей. Коммуникативно-двигательный тренинг. Тренинг на выявление и развитие личностных качеств.

29-33

Практика

Работа творческих групп на базе класса ОУ в течение года.

34

Итоговое занятие.

Итоговый индивидуальный практикум

Используемая литература:

  1. Ю.Н.Григоренко. Кипарис. - Москва, 1999г.
  2. С.В.Титова. Ура, каникулы»!- Москва, 2002г.
  3. Песни Орленка. - Москва ,2001г.
  4. Аналетическое сопровождение педагогической деятельности в условиях детского лагеря. – Ижевск, 2001г.
  5. М.А. Бесова. Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере. – Ярославль, 2002г.
  6. Практическое руководство для придумывающих каникулы. Всероссийский детский центр Орленок. – Ижевск, 1998г.
  7. К.опель. Как научить детей сотрудничать. 1-4 часть. – Москва, 2001г.
  8. А.Г.Лидерс. Педагогический тренинг с подростками. – Москва, 2001г.
  9. Л.И. Маленкова. Как вести за собой.Большая книга вожатого. – М: Педагогическое общество России, 2004г.
  10. Копилка вожатских примудростей. Методическое пособие. – М: ЦГЛ, 2004г.
  11. Единая программа подготовки вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях «Школа современного вожатого» - Нижний Новгород, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...