Совершенствование мыслительных операций. Развитие слуховой памяти.
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Полянская Эльвира Николаевна

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Уникум"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon unikum.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока

Тема

Занятие 11. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Цель

Развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих заданий.

Задачи

1. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

Формируемые УУД

        

Личностные:

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

  •  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

 

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II.  «Мозговая гимнастика» (2 минуты)

Цель. Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.  

Показывает упражнения.

Выполняют упражнения.

- Чтобы на занятии нам лучше работалось, выполним «Мозговую гимнастику».

1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

2. «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

4. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

5. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

III.  Разминка (3-5 минут)

Цель. Создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.

Организует самостоятельную работу.

Отвечают на вопросы.

- Начинаем наше занятие с разминки. В тетрадях открываем с. 12. Прочитайте вопросы про себя. Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «плюс», если затрудняетесь ответить – «минус».

- Итак, на какие вопросы вы не смогли ответить? А кто нашел ответ на этот вопрос? (проверка)

- Как называется второй месяц лета? (Июль)

- Что такое 33 января? (2 февраля)

- Что находится в начале книги? (Буква «к»)

- Произведение каких двух чисел всегда меньше их суммы? (Когда одно из чисел равно 1)

- Прошло 3 дня после воскресенья. Какой сегодня день? (Четверг)

- Как называется самый короткий месяц в году? (Май)

- Как правильно сказать: 7+5 равно одиннадцати или адиннадцати? (Двенадцати)

- Какое число нужно разделить на 2, чтобы получить 4? (8)

- На какой вопрос нельзя правдиво ответить «Да»?  (Ты спишь?)

- На какой вопрос нельзя правдиво ответить «Нет»? (Ты меня слышишь?)

- Кто смог ответить на все вопросы? А у кого возникли трудности? Я думаю, в следующий раз вы обязательно справитесь.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
  • Слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

 

  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение.

IV. Тренировка слуховой памяти (10 минут)

Цель. Развитие слуховой памяти, углубление знаний детей.

- Ребята, а что нам помогает учить наизусть стихи, вспоминать приятные моменты путешествий, не забывать поручения мамы? (память)

- Как вы думаете, для чего человеку память?

- Что нужно делать, чтобы память была хорошей?

- Действительно, память отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Человеку со слабой памятью приходится очень трудно. Свою память нужно тренировать.

- Сегодня на уроке мы узнаем, насколько вас не подводит ваша память, а также сможем ее потренировать.

- Сейчас мы выполним задания, которые помогут справиться с этой непростой задачей.

Задание №1. «Закодированное слово». Инструкция: сейчас я вам прочитаю ряды слов. Ваша задача – выделить в каждом слове лишь первую букву и запомнить ее. После этого вы должны записать первые буквы в том же порядке, в котором они прозвучали. У вас должно получиться новое слово. Например, школа, роза, иней, флаг, торт, - шрифт. А теперь работаете самостоятельно:

- снег, термос, облако, лимон – стол

- иней, карандаш, роман, аист – икра

- соловей, турист, еда, носок, акация – стена

- торт, ромашка, ухо, баранка, август – труба

- рояль, ель, мир, осел, нога, тополь – ремонт

- Какие слова у вас получились? Кто смог отгадать все слова? А у кого были затруднения?

- Переходим к следующему заданию.

Задание №3. Инструкция: слушая внимательно, записывайте вторую букву каждого слова. Если вам удастся все сделать без ошибок, то из этих букв получится строка из хорошо известного вам стихотворения.

Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит. («Мороз и солнце, день чудесный…»)

- Какая фраза у вас получилась?

- Кто  автор этого стихотворения? Как оно называется? (А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

- Молодцы!

 - Итак, мы с вами тренировали память. А какую именно память тренируют выполненные нами задания? (слуховую)

- Для чего необходимо тренировать слуховую память? (человек воспринимает информацию не только зрительно, но и на слух, поэтому и память надо развивать с разных сторон)

- Кто не допустил ошибок и справился со всеми заданиями? Раскрасьте флажок внизу страницы зеленым цветом. У кого были затруднения? Раскрасьте флажок желтым цветом. А кто не справился ни с одним заданием? Раскрасьте флажок красным цветом.

Регулятивные УУД:

 

  • Проговаривать последовательность действий.

 

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор   информации.

 

  • Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

V.  Коррегирующая гимнастика для глаз

Цель.

Профилактика нарушений зрения.

Развитие двигательной активности ребенка.

- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным.

1.   Моргания  (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

2. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе.

3. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками.

4. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа. Затем быстро меняем положение рук.

5. Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу, а правой рукой делайте круговые движения по животу.

6. Левой ногой крутите «от себя», а левой рукой крутите «к себе».

VI.Логическо-поисковые задания (10 минут)

Цель.

Развитие гибкости мышления.

- А какие еще стихи А. С. Пушкина вы знаете? («У лукоморья…», «Жили – были старик со старухой…»)

- Что помогло поэту создать такие замечательные произведения? (Хорошая память, умение сочинять, использование красивых слов)

- А как именно называются такие красивые слова? Может автор знал какие-то необычные приемы? Вспомните, как они называются? (сравнения, олицетворения, эпитеты)

- Молодцы! Меня радует, что вы работаете, засучив рукава, правильно отвечаете на вопросы, не падаете духом, а берете себя в руки и принимаетесь за дело.

- Что вас удивило в моем высказывании? (Вы произносили необычные выражения: засучив рукава, не падаете духом, берете себя в руки)

 - Такие необычные выражения мы с вами изучали во 2 классе. Вспомните, как они называются. (Фразеологизмы)

- Что такое фразеологизм? Для чего они нужны в речи? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей)

- Давайте вспомним, какие фразеологизмы мы знаем и что они означают. Вам обязательно поможет ваша память.

- На партах лежат карточки, работая в тройках, соедините фразеологизм с его значением.

- Проверим, что у вас получилось. Вы самостоятельно определили значение фразеологизмов, а теперь соотнесем их с картинкой.

(работа на интерактивной доске)

(я считаю что фразеологизм «бить баклуши» подходит к этой картинке, т.к. мальчик бездельничает и ничего не делает и т.д.)

- Сверьте ответ товарища с вашей карточкой. Кто согласен?

 - Итак, чтобы  речь была выразительной, образной,  чтобы мы могли понимать и анализировать художественные тексты, нам нужно быть грамотными, правильно употреблять в речи фразеологизмы, знать из значение.

 Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

VII. Нестандартные задачи (10-15 минут)

Цель.

- Вы хорошо умеете рассуждать, решать поставленные перед вами задачи. Давайте поработаем в группах. Каждая группа получает карточку с задачей. Одним нужно решить эту задачу с помощью таблицы, другим – с помощью трехмерной таблицы.

- Когда задача будет решена, оцените работу своей группы. Если вы работали дружно, помогали найти верное решение, справились с заданием, раскрасьте флажок зеленым цветом.

- Если у вас возникли затруднения, вы не смогли вовремя договориться, но в итоге справились с заданием – раскрасьте флажок желтым цветом.

- Если у вас ничего не получилось – красным.

(проверка результатов работы групп)

-Вторая группа, вы согласны? Что у вас по-другому? Как вы себя оценили?

Познавательные УУД:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

- Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями. Кто может положиться на свою память? Кто не допустил ошибок?

- Закончить наше занятие я хочу стихотворением.

Кто ничего не замечает

Тот ничего не изучает

Кто ничего не изучает

Тот вечно хнычет и скучает.

- Мы хныкали?

- Скучали?

- Значит…

- Что-то изучали!

- Вы сегодня были молодцы! Оцените свою работу (на доске)

  Личностные УУД:

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

IX. Домашнее задание.

- В рабочей тетради выполняем задание 7, выбираем в скобках нужное слово, чтобы получился фразеологизм. Объясните родителям, что он означает.

Оборудование

1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2010.

2. Холодова О. Юным умникам и умницам: Рабочая тетрадь, 3 класс. – М.: Росткнига, 2010.

3. Интерактивная доска Activboard.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."

Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....

Презентация на тему: "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций"

Внеклассное занятие по курсу "Юным умникам и умницам" для учащихся 2 класса в формате презентации с анимацией правильных ответов...

Конспект внеурочного мероприятия по теме «Умники и умницы. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».

Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».Цели: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, вооб...

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи....