Викторина по басням И.А.Крылова
материал по чтению (3, 4 класс) на тему

Степанова Нина Егоровна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_basnyam_krylova.doc347.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  в 3 классе по басням И.А. Крылова (викторина)

Цели:

  • развитие речи (обогащение словарного запаса при изучении новых понятий), развитие памяти, развитие внимания, умения выделять главное, умения применять знания одного предмета при изучении другого;
  • содействие воспитанию нравственных качеств обучающихся;
  • выработка организованности, доброжелательности, общительности, самостоятельности, взаимопомощи;
  • создание ситуации успеха, повышение мотивации обучения

Задачи:

образовательные –

  • повторение и обобщение пройденного материала по теме: «Басни И.А. Крылова» обучающимися 3 класса;
  • формирование умения и навыков выступления перед аудиторией и демонстрации результатов своей работы обучающимися класса;

воспитательные –

  • воспитание положительного отношения к честным, благородным, добрым поступкам у обучающихся 3 класса;
  • формирование ответственности за качественное выполнение работы у обучающихся класса;

развивающие

  • формирование познавательного интереса, творческой активности обучающихся;
  • развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выбор.

Оборудование и дидактический материал:

  • компьютер,
  • книги с баснями для выставки,
  • рисунки учащихся
  • инвентарь для инсценировки басни
  • призы

Слово учителя.

- Ребята, вы уже знакомы с выдающимся русским баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.

НАС ЖДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО.

  1. Первая наша остановка «Воспоминания»

(на слайде портрет Эзопа)

Легендарный Эзоп – баснописец, предположительно живший в 6 веке до нашей эры. До сих пор неизвестно существовал он на самом деле или образ - собирательный. Наиболее убедительная версия говорит о том, что Эзоп был рабом, отпущенным на волю и убитым дельфийцами (жителями древнегреческого города). Врожденные уродства Эзопа, хитрость, непонятные связи с мудрецами и жрецами – вымысел. Ближе к 20 веку образ Эзопа рассеивается и становится понятным, что если этот человек действительно существовал, то басни он скорее собрал из известных мудростей народа, также как и братья Гримм в своё время собирали сказки. Сохранились басни Эзопа, собранные в сборник, но не являющиеся доказательством подлинности автора и высказывания им самим философских мыслей.

(на слайде портрет И.А.Крылова)

Родился Иван Андреевич Крылов, 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера.

Отец - Андрей Прохорович, умер рано, поэтому маленькому Ивану уже в 10 лет пришлось подрабатывать. Мать, Марья Алексеевна, не имела возможности дать образование своему сыну, но уделяла большое внимание его самообразованию.

В 1782 году Крылов с матерью переехал в Петербург. И вскоре имя молодого драматурга стало постепенно приобретать известность в литературных кругах.

В 1809 году вышла первая книга басен Крылова. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследие Крылова.

Крылов скончался 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет и был похоронен в Петербурге.

2. Остановка «Разминка»

А) Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300?

Б) Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов?

В) На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр?

Г) На какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась надуться?

Д) Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе?

Е) Кто является легендарным баснописцем, предположительно живший в 6 веке до нашей эры?

3. Остановка «Знатоков»

1. В какой басне есть такие слова: «Воз и ныне там»?

А) Мартышка и очки

Б) Волк на псарне

В) Лебедь, рак и щука

Г) Демьянова уха

 

2. На кого лаяла Моська?

А) На ежа

Б) На Ужа

В) На льва

Г) На слона

 

3. В чем виноват Ягненок в басне «Волк и Ягненок»?

А) В том, что намутил воду волку

Б) В том, что волку хочется есть

В) В том, что разбудил волка

Г) В том, что напугал волка

 

4. Куда села ворона с кусочком сыра?

А) На пенек

Б) На ветку

В) На ель

Г) На дерево

5. «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?»

А) За то, что он красивый

Б) За то, что он хвалит Кукушку

В) За то, что он является ее другом

Г) За то, что он помог ей

6. Чем занималась Стрекоза летом?

А) Купалась

Б) Помогала Муравью

В) Пела

Г) Летала к сестре

7. Из какой басни следующие слова: «Голубушка, как хороша!»

А) Слон и Моська

Б) Ворон и Лисица

В) Лягушка и Вол

Г) Волк и Ягненок

4. Остановка « Отдыхай»

(физминутка под музыку несколько раз)

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

5. Остановка « Театральная»

(Инсценирование басни « Стрекоза и муравей»)

Действующие лица:

Муравей
Стрекоза
Стрекозы-подружки
Рассказчик

(На первом плане слева высокий муравейник, справа высокая трава и цветы. На втором плане цветущий луг)

Рассказчик:

На лугу меж двух полей
Под раскидистым осотом 
В муравейнике высоком
Жил трудяга-муравей.

(Из-за травы выходит Муравей, волоча толстую гусеницу, и медленно движется к муравейнику)

Муравей:

То тяну… а то толкаю…
Но ведь толстая какая!

(Над Муравьем несколько раз пролетают играющие смеющиеся стрекозы.)

Муравей:

Что-то больно тяжела!

(Муравей останавливается передохнуть посреди сцены. Тут же рядом садится Стрекоза)

Стрекоза (легкомысленно):

Брось ее и все дела!

(Стрекоза срывает листок и накрывает им голову Муравья)

Стрекоза:

Ты, я вижу, притомился.
На вот, от жары надень!
Чем возиться целый день,
Лучше б с нами веселился!

Муравей:

А работа?

Стрекоза (беззаботно):

Подождет!

Муравей (осуждающе):

Нет, так дело не пойдет!
Кто зимой быть сытым хочет,
Тот о том с весны хлопочет.

(Муравей снова берет свою гусеницу и тащит в муравейник. Мимо пролетает стайка хихикающих стрекоз. Стрекоза улетает вместе с ними)

Рассказчик:

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела, 
Как зима кати́т в глаза.

(Раздается вой ветра. Рассказчик меняет летние декорации на зимние.)

Рассказчик:

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Ну́жда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она.

(Стрекоза, закутавшись в сухой листок, медленно бредет к муравейнику и стучится. Выглядывает Муравей)

Стрекоза (жалобно):

Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Муравей:

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

Стрекоза (восторженно):

В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

Муравей (осуждающе):

А, так ты…

Стрекоза:

Я без души
Лето целое все пела.

Муравей:

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

(Муравей захлопывает перед Стрекозой дверь. Стрекоза понурившись бредет прочь. Падает снег)

Заключительное слово учителя

Крылов создавал оригинальные басни и переводил басни других народов. Но, используя часто традиционный басенный сюжет, встречавшийся у Эзопа, Крылов всегда преображал басню, рисуя в ней картины русской жизни, русской природы, русского быта.

Подведение итогов

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Что такое басня?

- Что вы знаете о семье Крылова?

- Какие басни Крылова вы знаете?

- Сколько книг включает в себя басенное наследие Крылова?

Призы победителям сегодня у нас необычные. Вещь, напоминающая о герое басни. Кисть винограда, кусочек сыру, жёлудь, зеркальце, игрушечные очки.

Спасибо за игру. Я, надеюсь, вам понравились басни, и вы ещё не раз будете их перечитывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по басням И.А. Крылова

Викторина на знание басен Крылова...

Викторина по басням И.А.Крылова

Викторина по басням И.А.Крылова...

И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова

И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.КрыловаТехнологическая карта урока с УУДКроссворд...

Викторина по басням И.А.Крылова

Викторина по басням И.А.Крылова...