Внеклассное мероприятие "Народы Архангельской области"
классный час (3 класс) на тему

Маркова Татьяна Владимировна

Классный час "Народы Архангельской области" познакомит учащихся с традициями и народным костюмом  людей, живущих в Архангельской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_narody.docx878.15 КБ
Файл narody_arh.obl_.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Народы Архангельской области»

http://www.vdvsn.ru/upload/iblock/bde/bde6f2a97cab71aa512243d8bf5aa888.gif

Разработала и провела: Маркова Татьяна Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ СШ 20

Архангельск, 2017г

Цель: создать условия по организации проектной деятельности детей, в ходе которой формируются представления обучающихся о традициях и народном костюме людей, живущих на Архангельском Севере.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • Понимать свою принадлежность к определенному народу Архангельской области; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям и культуре.
  • Повышать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

Познавательные УУД:

  • Познакомить учащихся с наиболее многочисленными национальностями, населяющих Архангельскую область, их традициями и народным костюмом.
  • Совершенствовать навыки работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

  • Учить детей находить нужную информацию через беседу с учителем и друг другом, а так же через дополнительную литературу и создавать связные высказывания по теме.
  • Учить детей вступать в общение в группе.

Регулятивные УУД:

  •  Выделять из темы классного часа известные знания.
  • Уметь планировать, контролировать и оценивать свои действия.
  • Фиксировать по ходу мероприятия и в конце удовлетворенность своей работой.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация.
  • Листы с проектными заданиями.
  • Тексты о традициях и народных костюмах жителей Архангельского Севера.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг. момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Дети настраиваются на работу.

II.Подготовительный этап проектной деятельности

-  Ребята, с самого рождения человек начинает накапливать знания  о своей Родине. Вы знаете, что у каждого человека есть большая и малая Родина. [Слайд 2]

-Мы родились и живем в Архангельской области, поэтому нам нужно научиться любить и понимать культуру своей малой родины.

- На прошлых занятиях мы говорили с вами о символике нашей области, о её природе. А сегодня у нас новая тема. Разгадайте кроссворд, а ключевое слово поможет вам определить тему занятия. [Слайд 3]

  1. Торжественная песня, восхваляющая и прославляющая Архангельскую область.
  2. Полотнище с эмблемой Архангельской  области.
  3. Эмблема, отличительный знак Архангельской области.
  4. Поморский губернатор.
  5. Река – Северная  … .
  6. Коренной народ Архангельского Севера, селившийся по берегам Белого моря.

-Молодцы! Кто догадался, какова тема занятия? Правильно, сегодня мы поговорим о народах, которые живут на Архангельском Севере. [Слайд 4]  

-Ребята, Архангельская область большая, по территории превышает такие крупные европейские страны, как Франция и Испания. А как вы думаете, какова численность населения нашего края? [Слайд 5]  

- По данным последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, население области составляет 1 165 750 человек. [Слайд 6]  

- А как называют всех людей, живущих в нашей области?

-Правильно. Всех людей, живущих в нашей области можно назвать архангелогородцы. Но национальности у них разные. Население Архангельской области многонационально.

-А что такое национальность?

-Действительно, национальность  - это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, традиций, обычаев и образа жизни.

-Итоги Всероссийской переписи населения показали, что в регионе проживает 108 национальностей, из них почти 96% - русские. В числе наиболее многочисленных национальностей, населяющих Архангельскую область: украинцы – 1,4%, ненцы-0,6%, белорусы-0,5%, коми-0,4%, татары-0,2%, айзербайджанцы-0,2%. [Слайд 7]  

 - Каждая национальность интересна своими традициями и народным костюмом. Чтобы познакомиться с каждой национальностью, я предлагаю вам поработать в группе над проектом. Но прежде всего, вы должны распределить роли, познакомиться со своими обязанностями. [Приложение 1].  Каждая группа будет изучать конкретный народ, и выполнять задания. А в конце урока вы должны продемонстрировать проделанную работу и результаты вашего труда, т.е. защитить проект перед одноклассниками и оформить стенд рисунками.

-За время работы выясним, чья группа работает лучше. Очень многое будет зависеть от организованности, умения выслушивать друг друга и от быстроты принятия решения командиром группы.

- Итак, за работу!

Учитель выдает каждой группе листы с проектными задачами [Приложение 2].

Дети разгадывают кроссворд и формулируют тему занятия

Отвечают на вопросы учителя.

Дети распределяют обязанности

III. Исследовательский этап проектной деятельности

Учитель наблюдает за работой детей, консультирует, дает советы.

Дети читают тексты и выполняют задания проекта

IV. Технологический этап проектной деятельности

Учитель создает условия для активности ученика, контролирует работу.

Каждая группа детей создает продукт – рисунок человека в национальном костюме.

V. Заключительный этап проектной деятельности

Учитель участвует в оценке проекта.

Группа защищает своей проект. Дети рассказывают о традициях изученной национальности и демонстрируют рисунок.

VI. Рефлексия

-Ребята, наше занятие подходит к концу. Оцените свою деятельность, ответив на вопросы:

1.Чему я научился?

2. Чему мне необходимо научиться?

Итак, область, в которой мы живем с вами, многонациональна. Все люди, несмотря на то, что мы разные должны жить в дружбе, помогая и уважая друг друга. Вы пока еще дети, но скоро вы станете взрослыми. От вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете. Будьте добрыми, терпимыми, любите людей и свою Родину. Спасибо всем за работу!

Дети отвечают на поставленные вопросы.

.

Приложение 1

Фамилия, имя

Роль

Обязанности

Командир

Руководит всей работой группы

Читатель

Читает тексты

Писатель

Выполняет задания к тексту

Художник

Рисует

Приложение 2

Проектная задача для первой группы

Ненцы

Прочитайте, выполните задания.

Ненцы – коренное население Европейского Севера. Традиционное жилище – чум из оленьих шкур зимой и бересты летом. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него – спальные места, а против входа – иконы, а также чистая посуда.

Мужская одежда – малица, гусь, сокуй.

Женская верхняя меховая одежда – паница, шуба распашная, ягушка. Нижняя женская одежда напоминала фартук из меха мехом внутрь, украшенный бисером, медными пуговицами и серебряными монетами. Женские головные уборы – капор, колгуевская шапочка с длинными ушами. Форма капора – это шкура, снятая с головы оленя с подчеркнутыми глазницами.

Обувь –кисы, бокари, пимы.

Большинство ненцев вело кочевный образ жизни. Традиционные занятия – охота на пушного зверя, рыболовство, оленеводство. Ненцы круглый год пасут оленей под надзором пастухов и оленегонных собак. Передвигаются ненцы на нартах -узких длинных санях, предназначенные для езды на упряжках из собак или северных оленей. Выделка шкур оленей и пушных зверей, пошив одежды, сумок, покрышек чума - занятие женщин. Одежду и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и тёмного цвета), плели украшения из бисера.

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/166/165135/165135_html_m230c5cc.jpg

Задание № 1. Опишите некоторые традиции ненцев

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Опишите народный костюм ненцев.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. На основе полученных знаний, нарисуйте национальный костюм народа.  

Проектная задача для второй группы

Украинцы

Прочитайте, выполните задания.

http://ds04.infourok.ru/uploads/ex/135e/000347ad-400d0cf5/img5.jpg

Традиционный украинский национальный костюм – это яркие, красивые вышивки, цветы и ленты.

Основа мужского национального костюма – рубаха. Штаны (шаровары, портки). Мужские головные уборы: бриль и кучма.

Основа женского костюма – длинная рубашка (вышиванка, сорочка). Юбка (понёва):запаска, дерга (на каждый день)и плахта (на праздник)

Венок - головной убор незамужней девушки.

Украинский веночек является одним из особенных оберегов, считалось, что в веночках есть какая-то волшебная сила, способная защитить от любой беды. 

В украинском веночке должно быть 12 цветков, каждый из них оберег.

Задание № 1. Опишите некоторые традиции украинцев

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Опишите народный костюм украинцев.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. На основе полученных знаний, нарисуйте национальный костюм украинцев.  

Проектная задача для третьей группы

Белорусы

Прочитайте, выполните задания.

Белорусская культура - одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. Культура и традиции белорусского народа являются отражением быта простых людей. Культура белорусов сильно связана с землей. Одним из таких проявлений считается праздник Дожинки. Проводится по окончанию посевных работ. В Беларуси довольно плодородные районы, богатые урожаем. Этот древний обычай знают все народы, которые связаны с земледелием. Праздник оказался столь востребованным, что никакие войны не смогли его убить. Народ сохранил его на протяжении многих веков. В России эта красивая традиция нашла свое отражение в ежегодном празднике Сабантуй. На нем выбирают лучших тружеников и дарят им подарки.

Отличительная черта белорусской традиционной одежды – это орнамент. Орнамент – это азбука белорусской истории. Умелое сочетание линий, фигур и знаков делают национальный костюм белорусов отличным от других народов.

Мужская одежда – это рубаха, брюки, жилет и ноговицы. Ноговицы – это особый вид штанов, который в ХХ веке стал считаться нижним бельем, но до этого момента был самостоятельной частью белорусского национального костюма. Карманов на одежде не было – их заменяла кожаная сумочка. Обувь города и деревни отличалась. В деревне можно было ходить в лаптях, а реалии города требовали кожаной обуви. Купить кожаную обувь было довольно затратным делом, поэтому иногда в семье на одну пару обуви могло приходиться несколько владельцев. Беларусь – это край, где зима довольно суровая, поэтому во времена холодов к традиционному костюму добавлялись кожухи из овчины, люди побогаче могли позволить себе шубу.

Женский традиционный костюм – это длинная рубашка и юбка. Иногда к комплекту добавлялись безрукавка и пояс. Женский костюм очень разнообразен, встречается много цветов, сочетаний частей комплекта. По головному убору можно было понять семейное положение белоруски. Если на голове венок, то девушка ждет своего суженого. Если волосы спрятаны под чепец или платок, то женщина замужем. Не зря, в белорусских народных песнях молодая девушка плетет именно венок. 

https://pp.vk.me/c621629/v621629734/d303/nsbvTP7BhfU.jpg

http://mail.slavyanskaya-tradition.ru/images/6(300).jpg                 http://litvin.org/assets/files/2014/04/0_43126_a83f2e45_XL.jpg

Задание № 1. Опишите некоторые традиции белорусов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Опишите народный костюм белорусов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. На основе полученных знаний, нарисуйте национальный костюм белорусов.  

Проектная задача для четвертой группы

Коми

Прочитайте, выполните задания.

Коми – народ, живущий в бескрайних лесах на северо-востоке европейской части России. С давних времен наибольшее распространение у этого народа получили ремесла, связанные с обработкой дерева. В деревнях невозможно было найти крестьянина, не умевшего изготовить из этого материала любой бытовой предмет. Помимо этого, очень хорошо было развито замшеделье. Выделкой кожи занимались в специально выстроенных для этой цели домах – «замшевых избах». Распространение получило такое ремесло, как выделка валенок. Еще одним древнейшим занятием коми было гончарство. Занимались изготовлением посуды для дома в основном женщины.

http://900igr.net/up/datas/97993/009.jpg

Задание № 1. Опишите некоторые традиции народов коми.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Опишите народный костюм коми.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. На основе полученных знаний, нарисуйте национальный костюм народа.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Народы Архангельской области» Разработала: Маркова Татьяна Владимировна учитель начальных классов МБОУ СШ № 20 г.Архангельск

Слайд 3

1 2 3 4 5 6 г и м н ф л а г г е р б о р л о в д в и н а п о м о р ы

Слайд 4

«Народы, живущие на Архангельском Севере»

Слайд 6

1 165 750 человек

Слайд 7

Национальный состав Архангельской области

Слайд 8

Ненцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Котлас- город Архангельской области

Классный час в начальной школе. Цель занятия познакомить учащихся с историей возникновения города, его достопримечательностями. Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю....

Красная книга Архангельской области

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Заповедники и заказники родного края", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"...

История Архангельской области

Архангельской области - 75 лет. Презентация  рассказывает об  образовании Архангельской области....

Заочная экскурсия в город Каргополь Архангельской области

Заочная экскурсия подчинена цели развития у детей познавательных интересов, формированию чувства любви к родному краю....

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Обобщение опыта работы по реализации регионального компонента в учебных курсах начальной школы. (Архангельская область)

Цель реализации регионального компонента:- развивать интерес к истории культуре, традициям  и  быту  Архангельской области- формировать национально самосознаниеВоспитывать черты национа...

Конспект внеклассного мероприятия «Характерные особенности орнаментальных хороводов Архангельской области»

Северный регион традиционно является местом довольно развитой народной культуры, он славится резьбой по дереву, плетением из бересты, своеобразной росписью, вышиванием, деревянным зодчеством, холмогор...