Статья
статья (1 класс) на тему

Фартукова Наталья Викторовна

Трудности первого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Трудности первого класса.65.01 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности первого класса

Ну, казалось бы – что там сложного? Что там учить? Прочитать стишок, написать палочек-крючков рядок – вот и вся премудрость на наш, взрослый, взгляд. К сожалению, мы очень быстро забываем, как сами мучились в первом классе с этими палочками в тетрадках и с непослушными буквами, разбегающимися перед глазами.http://www.babybrand.ru/images/articles/trudnosti.png

Что же происходит на первом году обучения с маленьким человечком, в чем вообще выражается эта пресловутая «неуспеваемость»?

Психологи выделили ряд трудностей в обучении первоклассников:

  • около 20% деток пропускают буквы на письме. Происходит это по разным причинам: кто-то плохо концентрирует внимание, а у кого-то низок уровень развития так называемого фонематического слуха и вообще способности воспринимать информацию «на слух» (что вполне можно развить);
  • примерно столько же детей постоянно допускают ошибки на письме, хотя учат все правила (а вот применить их не могут). Обычно это связано с проблемами развития внимания, его объема и концентрации, а также кратковременной памяти. Это не фатально и тоже корректируется специальными упражнениями;
  • еще примерно 17% учеников страдают от того, что катастрофически невнимательны и рассеянны: они, в принципе способные и положительно относящиеся (по крайней мере, на первых порах) к учебе, - постоянно что-то теряют, забывают и путают. А еще процентов 10 малышей постоянно забывают дома учебные принадлежности – книжки, тетрадки, пеналы, форму на физкультуру, сменную обувь, то есть – очень неорганизованны. У них низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, слабая волевая регуляция поведения – но и это тоже поддается психологической коррекции;
  • около 15% деток имеют специфическую неуспеваемость из-за плохого развития логического и абстрактного мышления – у них большие проблемы с математикой;
  • 13% детей страдают оттого, что совершенно неусидчивы. Урок длится 45 минут, и несмотря на физкультпаузы и частую смену видов деятельности, такие детки всё равно не имеют сил «высидеть» положенное время, не отвлекаясь самим и не мешая другим. Объясняется это особенностями моторного развития и низким уровнем развития волевой сферы, наиболее сильно страдают такими нарушениями дети с гиперактивностью.
  • примерно столько же детей не способны пересказать текст, прочитанный учителем или им самим, или даже составить связный рассказ по картинке. Причинами этого могут быть слабое развитие логического запоминания, низкий уровень развития речи и образного мышления;
  • ещё приблизительно столько же детей не понимают объяснений учителя с первого раза (им приходится все «разжевывать»): они либо стесняются спросить и накапливают «пробелы» в знаниях, либо постоянно переспрашивают буквально каждое слово и мешают работе всего класса. Это происходит по причине слабой концентрации внимания, малого объема внимания, а также неумения «заставить» себя заняться тем, что сложно и/или неинтересно;
  • примерно 10% детей имеют катастрофически «грязные» тетрадки. Они словно не способны «нормально» нарисовать даже самые простые элементы, их буквы кривые и расползаются, и в попытке привести их в порядок эти дети все время что-то подтирают и исправляют, что, конечно, только усугубляет душераздирающее зрелище. Происходит так из-за недоразвития мелкой моторики пальчиков: в дошкольном возрасте такие малыши слишком мало рисовали, лепили и вырезали;
  • столько же деток с трудом запоминают таблицу умножения из-за плохой механической и долговременной памяти и слабой концентрации внимания;
  • и такой же процент первоклашек не в состоянии работать самостоятельно – ни в классе, ни дома; есть и вариации на данную тему: ребёнок не может самостоятельно работать в классе, но дома у него это получается – и наоборот. Это обусловлено разной скоростью протекания психических процессов у малышей: что легко и быстро сделают холерик и сангвиник, то медлительному «тугодуму» флегматику на уроке никак не успеть – зато дома он «свое возьмет». Если же, напротив, ребенок не может работать дома, хотя, по отзывам преподавателя, вполне успевает на уроках – задумайтесь о том, обеспечены ли ребёнку дома необходимые для работы условия (а это не только наличие стола и стула, но и комфортного, тихого помещения для занятий, нормальной психологической обстановки дома) или - не слишком ли вы его опекаете;
  • некоторые дети, что называется, «не умеют себя вести»: они громко комментируют происходящее на уроке, поведение учителя и оценки, не реагируют либо негативно реагируют на замечания. Обычно это вызвано семейными проблемами, чаще всего – переносом сложных отношений с мамой или бабушкой на учительницу;
  • есть еще отдельная подгруппа детей, проблема которых заключается в слабой ориентировке в пространстве. Они долго, чуть ли не несколько недель, не могут запомнить расположение своего класса в школе, местоположение туалета, столовой, раздевалки – поэтому они часто теряются в «трех соснах» и опаздывают с переменки на урок. Некоторые детки слабо ориентируются даже в собственной тетради, и просьба учителя «отступить три клеточки сверху и на десять слева» повергает такого ребенка в ступор. Это тоже – «домашнее наследие»: вероятно, ребенок не был приучен к самостоятельности, с ним мало занимались либо делали все «за него».

Итак, как видим, за исключением сложностей, связанных с физиологическими особенностями ребенка или с имеющимися у него нарушениями, большинство школьных проблем все же «родом из семьи» - кого-то не научили правилам поведения, кого-то чересчур опекали, с кем-то мало занимались и не развили в ребенке память, внимание, моторику пальчиков.

Кому же с трудом дается первый класс?

Почему часть детей успешно осваивают школьные премудрости, а другая часть – со скрипом? Почему уже в первом классе ребенок становится неуспевающим?

На самом деле понятие «неуспевающий ученик» неоднозначно. Специалисты выделяют неуспеваемость, так сказать, глобальную (когда ребенок с удручающей стабильностью «не тянет» оба основных предмета – и математику, и русский язык, то есть письмо+чтение) и специфическую (неуспеваемость лишь по отдельным предметам: например, читает ребенок прекрасно, а вот математика ему не дается совсем – либо наоборот).

Объясняются эти два разных вида отставания в учебе (глобальный и ситуативный), конечно, различными причинами, но главные из них – недостатки в развитии познавательной сферы и низкая мотивация у ребенка.

Психологи выделяют обычно три группы неуспевающих первоклашек:

  • детки с низкой интенсивностью учебной деятельности,
  • детки с низкой эффективностью учебной деятельности,
  • детки с сочетанием этих проблем в различной комбинации.

Дети, которых относят к первой группе, что называется, «не находят себя» в учебе. Как только выясняется, что учиться не так-то просто, ребёнок теряет к учебе интерес и работает «вполсилы», потому что главными его мотивом является не познание, а стремление к признанию, похвале и/или лидерству. И если нет возможности быть первым в учебе, ребенок выбирает самый легкий для себя путь: он снижает интенсивность занятий до минимума (так, чтоб «не влетало») и концентрирует свои силы вместо этого на чем-то другом. Хорошо, если это «другое» окажется социально приемлемым внешкольным занятием: спортом, прикладным искусством и т.д. Однако нередко дело обстоит хуже: ребенок пытается завоевать лидерство в классе «всеми правдами и неправдами», привлекая к себе внимание, как умеет – нередко и асоциальными способами.

Словом, эти дети ходят в школу не учиться – а общаться и самоутверждаться. Поскольку каждый ищет то, что ему более всего недостает, можно сделать вывод о том, что проблема кроется именно в недостатке приятия ребёнка окружающими и самим собой, отсутствием у него в свои 7 лет спокойной уверенности в том, что он – хороший, любимый и успешный.

Детки второго типа, как говорится, и рады бы, да не могут. Их трудности объясняются тем, что у них просто не хватает словарного запаса, опыта общения и познаний об окружающем мире, общего интеллектуального развития, что объясняется либо низким культурным уровнем родителей, которые не смогли всего этого обеспечить, либо микропоражениями коры головного мозга у ребенка (либо и то, и другое вместе).

Отдельной подгруппой здесь можно выделить леворуких детей (их около 10% - то есть в каждом классе как минимум один найдется). Такие детки имеют определенные особенности мышления, они пишут несколько по-другому и даже думают не так, как «обычные» дети. К счастью, в наши дни практически уже не встречаются педагоги, стремящиеся «переучивать» таких малышей (поскольку тема о вреде такой «перековки» уже давно исследована и многократно озвучена): ведь это не порок, не каприз и не упрямство, это – особенность развития ребенка. Однако программа средней школы ориентирована по-прежнему на детей «традиционных», поэтому многие проблемы левшей по-прежнему остаются актуальными: им трудней дается письмо, и это именно их касается проблема «специфической» (то есть – однобокой) неуспеваемости.

Дети третьей группы наиболее проблемны в смысле прогноза развития ситуации: они психологически не готовы к школе. Другими словами, такие детки не умеют и не хотят учиться, им непонятно, зачем это вообще нужно, и какое удовольствие можно получить от «добывания» новых знаний: интеллектуально они совершенно пассивны. Вопрос «кто виноват» я намеренно не ставлю в данной статье, потому что ответ очевиден: те, кто воспитал ребенка таким - неуверенным в своих силах, нелюбопытным, умственно ленивым, безынициативным.

Но дело не в этом: родители, конечно, же, ждут не критики в свой адрес, а поддержки и рекомендаций – что теперь с этим делать.

Как же преодолеть трудности в учебе у первоклассников?

Как сделать так, чтобы начало учебы в школе не превратилось для него в непосильную и нелюбимую обязанность?

Во-первых, неуспевающему ребёнку надо помогать. Не просто поддерживать морально, не просто обеспечивать соблюдение режима дня и условий для занятий – а именно помогать понять и усвоить то, что дается ему с трудом. Возможно, еще раз перечитать с ним главу в учебнике. Возможно, на наглядном примере (на яблоках-морковках) продемонстрировать, как решается задачка. Возможно, собственноручно изготовить карточки для запоминания таблицы умножения…. Потому что на уроке ваш ребенок мог отвлечься, либо он просто не успевает уследить за ходом объяснения учителя, либо не может еще сам себя организовать к выполнению заданий, либо что-то еще…Но все это не повод, чтобы в его знаниях оставался пробел. Да, это означает – потратить свое время, силы и нервы – но ведь и окупятся эти усилия сторицей.

Хочу предостеречь родителей от гиперопеки: помочь с учебой – это не означает «сделать за него»: решив за ребенка задачку, вы не научите его мыслить, собрав за него портфель – не приучите к организованности. Помните: и вам следует понять, и ребенку необходимо объяснить одну простую истину - в школу ходят на за отметками, а за знаниями. Были бы знания – отметки приложатся.

Поэтому – правило второе: не зацикливайтесь на оценках. В первом классе их еще не ставят – но это лишь до поры-до времени, и, кроме того, все равно существует система поощрений и наказаний. Так вот, смысл учебы в школе - не собирательство поощрений, а накопление знаний и умений. И поэтому выполненное мамой или сдутое у одноклассника на переменке домашнее задание, даже оцененное пятеркой, «звездочкой» или «солнышком», имеет нулевую ценность: постарайтесь донести это до своего ребенка, и лучше в юмористической, а не в назидательной форме – так будет лучше воспринято.

Никогда не ругайте ребёнка ЗА ОТМЕТКИ: если уж у вас и будет повод выяснить отношения, то только по поводу отсутствия знаний, а не наличия двоек: это – две большие разницы.

Правило третье: бороться надо не с внешними проявлениями неуспеваемости (отметками), а с её причинами. О причинах много было сказано в статье «Почему возникают трудности в учебе у первоклассников?». Это может быть слабая концентрация и устойчивость внимания, небольшой объем оперативной или долговременной памяти, слабая волевая регуляция поведения, слабое развитие логического и абстрактного мышления, недоразвития мелкой моторики. Все эти «недостающие» качества можно развить специальными упражнениями. Посоветуйтесь с педагогом, со школьным или детским психологом, - они порекомендуют вам комплекс упражнений, который поможет улучшить ситуацию: объемы и формат статьи не позволяют этого сделать – но, поверьте, все подобного рода проблемы решаемы. От вас потребуются лишь регулярность и настойчивость в выполнении заданий.

Правило четвертое: постарайтесь не пропускать занятия. Ребёнок только начинает учёбу, поэтому очень важно приучить его к мысли, что систематичное посещение дает возможность не накапливать пробелы и не учиться в авральном режиме. Если ребёнок привыкнет к пропускам уже с первого класса - дальше ему будет все сложнее: школьная программа (в особенности математика и письмо) построена таким образом, что все последующее базируется на основе предыдущего материала, поэтому многочисленные пустоты приведут к непрочности «здания» и впоследствии к полному «обвалу».

Правило пятое: старайтесь поддерживать контакт с учителем. Вы должны представлять себе, как проходит учебный процесс - и должны понимать, каков преподаватель вашего ребёнка как личность. Причем было бы очень желательно, чтобы, даже если ни то, ни другое вам категорически не нравится, в открытый конфликт с учителем вы не вступали – ведь ваш ребёнок в этом случае будет «в ответе за все».

Пусть даже школа или учитель вас совершенно не устраивает, но, в конце концов, ваш ребёнок проводит там лишь 4 часа из 24 – а это значит, что вам вполне по силам дома «наверстать упущенное». Да, вы в этом не специалист. Да, не вам за это платят зарплату. Но ребёнок-то – ваш, и это – главное.

Если же учитель вам нравится, ну или хотя бы просто устраивает – тем более не ленитесь выказывать свое расположение: преподаватели – тоже люди, и чем больше приятных эмоций у учительницы будет ассоциироваться с вашим ребенком (причем я не имею ввиду подарки и подношения - а просто обыкновенный человеческий позитив), тем больше этого позитива и ребёнок получит от неё: вот так на практике выглядит «круговорот веществ» в природе…

Правило шестое и самое важное: будьте ВСЕГДА на стороне вашего ребёнка. Неуспешность в школе – и так тяжелое для него испытание, поэтому он ждет поддержки хотя бы от родных ему людей, он рассчитывает, что вы будете его любить таким, какой он есть, а не «при условии, что…» Поэтому – не обвиняйте малыша в лености, неумелости, безалаберности, невнимательности и вообще во всех мыслимых грехах. В конце концов, даже если эти качества ему и присущи – то они в некоторой степени и ваша заслуга, ведь не с неба же ваш ребенок к вам упал… Поэтому постарайтесь воздержаться от оценивания сына или дочки – им этого хватает и в школе.

А вот что детям по-настоящему нужно от вас – так это поддержка и подпитка энергией, а еще - твердая уверенность в том, что их (любых!) – любят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...