Программа работы с неуспевающими детьми 1 класс
методическая разработка (1 класс) на тему

Агаджанова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа и отчет

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Принято                                                                                                             Согласовано            

  на  заседании МО начальных классов                                                            Директор МОУ

  протокол №___ от  01.09.2015г.                                                 "Волоколамская начальная     

  Руководитель МО                                                              общеобразовательная школа №5"

  __________   Агаджанова С.Е.                                                      ________ Филиппова С.В.

Программа работы

со слабоуспевающими учащимися

1 класс (2015-2016 уч.г.)

Пояснительная записка

       Одной из актуальных проблем в школе - преодоление школьной неуспеваемости. Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

       Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведённое время и в необходимом объёме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. По данным различных исследований затруднения в обучении испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создаёт трудности для нормального развития ребёнка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объёмом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.

       При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды знаний,

максимально возбуждающие активность ребёнка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны.

       Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие её. У каждого отстающего ученика своя причина, это:

- отсутствие познавательных интересов,

- снижение ценности образования в обществе,

- перегрузка,

- дефекты здоровья школьников,

- низкое развитие интеллекта,

- нежелание учиться,

- плохая память,

- неприученность к постоянному труду и другие.

Цель программы

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по предметам;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

- принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи программы:

  • создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
  • пробуждение природной любознательности;
  • создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику;
  • вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;
  • создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ;
  • отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;
  • реализация разноуровневого обучения;
  •  изучение особенностей слабоуспевающих  учащихся,  причин их отставания в учебе и слабой мотивации;
  • формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задания.

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.

Принципы построения -  приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации  - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

  1. Составить список учащихся со слабой успеваемостью.
  2. Составление плана работы  с детьми.
  3. Реализация плана в течение учебного года.
  4. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

Содержание работы

Сроки

1.

Взять на учёт всех учащихся, имеющих отклонения в обучении.

Начало учебного года

2.

Проводить собеседования с такими учащимися, проверять запись д/задания в дневнике, контролировать посещение уроков.

Постоянно

3.

Анализ успеваемости учащихся.

Еженедельно

4.

Контроль накопляемости оценок у слабых учащихся.

Еженедельно

5.

Учёт промежуточных результатов.

1 раз

в месяц

6.

Учёт проделанной учителем работы.

1 раз

в месяц

План работы со слабоуспевающими и  учащимися

 на 2015- 2016 учебный год.

 

п/п

Мероприятия

Сроки

1

Определение фактического уровня знаний детей.

Сентябрь 2015г.

2

Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы с родителями и   самим ребенком.

Ноябрь -декабрь 2015г.

3

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе диагностических работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение года.

4

 Используя личностно - дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение года.

5

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение года

6

Систематически проводить  опрос, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов  в знаниях.

В течение года

7

Поставить в известность  родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

В течение года

8

 Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, зачётная (тематическая) система.

В течение года. 

9

 Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих по темам, вызывающим затруднение; прививать навыки самостоятельной работы.

В течение года.

10

На заседаниях школьных методических объединений  обсуждать вопросы работы  со слабыми учащимися  и обмениваться опытом

В течение учебного года

1 класс

2015-2016 учебный год

(26 человек)

Сильные дети -7 чел. (27%)

Средние дети-11 чел. (42%)

Слабые дети -8чел. (31%)

1.Ворожеева Мирослава

1.Атряскина Лаура

1.Аникин Константин

2. Ворожеева Анжелика

2. Герасимова Ангелина

2.Гусева Арина

3.Грец Роман

3. Иванова Анастасия

3.Корнева Екатерина

4.Грушковский Максим

4. Ильин Иван

4. Максимова Алена

5.Маланичева Дарья

5. Лебедев Александр

5.Мозгалин Дмитрий

6.Рябова Карина

6. Моргунова Наталья

6. Поварешкина Ксения

7.Самбуров Степан

7. Никифорова Виолетта

7. Подтелкин Александр

8. Овтин Матвей

8.Шорин Сергей

9. Охотников Даниил

10. Подтелкин Владислав

11. Сотова Ксения



Предварительный просмотр:

Отчет Агаджановой С.Е.

 о работе с неуспевающими учащимися 1 класса

 за  2015 – 2016  учебный год

       Одним из главных направлений моей деятельности  в 2015-2016 учебном году является организация целенаправленной работы со слабоуспевающими детьми.

Цель работы: создание условий для оптимального развития учащихся, имеющих низкие интеллектуальные способности и низкую мотивацию к учебной деятельности.

Для реализации поставленной цели в начале учебного года мной были проанализированы результаты срезовых (входных) диагностических  работ, выявлены учащиеся, испытывающие затруднения, проанализированы причины неуспешности учащихся, определены пути преодоления трудностей:

  • составлен список слабоуспевающих учащихся по итогам предыдущего года обучения (Аникин К., Корнева Е., Кузин А., Поварешкина К., Максимова А., Шорин С.);
  • были установлены причины отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с  родителями и беседы с самим ребенком;
  • составлен график дополнительных занятий;
  • составлены индивидуальные планы работы по ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих учеников на текущий триместр;
  • составлен тематический план работы.

Проблемы учебной деятельности учащихся:

- дети испытывают трудности при письме, допуская замену, перестановку букв; добавляют или пропускают  буквы, забывают написание букв, цифр;

 - неаккуратное  письмо в прописях, в тетрадях, несоблюдение строки;

- низкая скорость чтения; «механическое» чтение, затруднения в пересказе; чтение конца слов с искажениями, неумение обосновывать смысл пословиц, поговорок;

- допущение орфографических ошибок (зная правила, не умеют его применить на письме);

- не любят работать самостоятельно, предпочитают легкий путь – списывание с доски.

Трудности и причины их возникновения в обучении младшего школьника:

№ п/п

Трудность

Причина

1.

Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону).

несовершенство в развитии микромоторики руки;

2.

Пропуск букв и слогов.

низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания

3.

Трудность написания букв. Замена букв, слогов («он» на «но», «кот» на «ток»)

несформированность пространственных представлений

4.

Трудности при решении математических задач

слабо развито логическое мышление, низкий уровень развития образного мышления

5.

Затруднения при пересказывании текста, неумение выделить главную мысль текста.

слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления

6.

Трудности в усвоении новых знаний

низкая степень восприятия и произвольности

7.

Трудность в самостоятельном выполнении заданий

низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля

8.

Плохое знание таблиц сложения (умножения)

низкий уровень развития механической памяти

9.

Невнимательность, рассеянность

низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания

       Выявив трудности  в классе, я подобрала материал для занятий с детьми, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому учащемуся потому, что познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием, слабые ученики начинают работать более продуктивно. Немаловажно, чтобы уроки проходили интересно, насыщенно. Детям со слабой успеваемостью требуется больше наглядности, игровых моментов, тогда будет проявляться и интерес к учебе.

       В течение года  стараюсь задать хороший темп урока, четкость, доступность, разнообразие видов и форм заданий. Для этого использую следующие приемы:

  1. Сообщение темы. Постановка целей урока.

       Самым ценным и значимым, является постановка целей урока самими детьми. Неуспевающему ученику трудно запомнить тему урока, а тем более цели и задачи. Чаще всего ему это не интересно. Мы  применяли «портфель знаний», который берем с собой на каждом уроке. В нем три кармашка с карточками:

1 – «мы узнаем», 2 – «будем развивать», 3 – «воспитываем в себе».

       Сообщив тему урока, спрашиваю: «Ребята, что нам необходимо взять с собой в страну знаний?» Достаю поочередно карточку из каждого кармашка, а обучающиеся сами ставят цели и задачи урока. Этот прием помогает детям чувствовать себя увереннее, ответственнее. Они стараются правильно построить предложение, грамотно сформулировать свою мысль. Подводя итог урока, снова возвращаемся к «портфелю знаний», и дети, достав карточку, подводят итоги: чему учились, что узнали, на что обратить внимание в следующий раз.

Для развития познавательного интереса, восприятия, внимания, воображения, памяти у детей, испытывающих трудности в обучении,  использовала следующие задания:

1. Задание на укрепление микромоторики руки, на коррекцию письма.

- работа по дополнительным тетрадям в клеточку, где каждому из ребят прописываю элементы мелких фигур. Задания поначалу простые: обвести клеточку, прочертить косые линии и т.д. Задания усложняются постепенно, по мере обучаемости ученика. Учитель, ведя такие тетради, имеет возможность отслеживать умения и навыки ученика. Задания подбираются индивидуально каждому ученику;

- штриховка мелких и крупных фигур в различных направлениях;

- обводка элементов букв, цифр, слогов по готовому образцу.

Эти задания способствуют улучшению почерка, аккуратности письма.

2. Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости:

- из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П – обвести.

ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ

ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ

ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК

Постепенно задания усложняла:

- найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их.

«Угадай, кто спрятался?» Детям дается карточка, с наложенными друг на друга картинками. Задание: рассмотреть и назвать предметы, изображенные на карточке  или, например, «Буквы спрятались» 

Развитию произвольного внимания, сообразительности способствует игра «Собери слова». Слова написаны неверно. Надо собрать слово.

3 Для развития зрительного анализа, формирования умения владения операцией сравнения, использовала следующие задания:

Выдаю учащимся изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. К ним - задания: «Найди отличия»,  «Прочитай быстро».  Детям раздаются карточки с парами слов, которые различаются одной, двумя буквой:

Ножки - ложки дочка – бочка

Егорка - горка город – горох

девушка – дедушка картина - корзина

«Найди и обведи лишний предмет, символ»

4. Для развития пространственных отношений применяла следующие упражнения:

Игра «Полет».

Цель: коррекция пространственной ориентировки (право, лево, по диагонали).

Раздаю детям геометрические фигуры: треугольники и листы бумаги белого цвета. – «Ребята, вы – капитаны своих самолетов. Наш полет начинается с нижнего правого угла неба. Держим курс на верхний правый угол и т.д.»

Предлагала задания на выявление умения детей правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов - «Прочитай слово».

5.Для развития мышления использовала игры: «Молчанка», «Лесенка», «Собери поезд», «Построй сам».

 

       В работе со слабоуспевающими детьми важна словарная и орфографическая работа. Обычно процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти и внимания учащихся. Поэтому я использовала следующие приемы запоминания:

Выборочный диктант

Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.

Выборочный ответ.

Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.

Подбор однокоренных слов – других частей речи.

Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый).

Подбор и запись синонимов и антонимов.

Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать – помогать, пособлять.

Составление предложений с данными словами.

Этот вид работы я использовала часто. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.

Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний  использовала и этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.

Письменный пересказ текста с использованием данных слов.

Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).

       Для развития памяти, дикции, четкости речи  использую чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие стихотворения, загадки. 

а) Для постановки правильного произношения звуков, ускорения темпа речи, повышения продуктивности запоминания.

Например:

Ос-ос-ос – сильный мороз У Ивашки рубашки,

Ос-ощ-ос – на дворе трещит мороз У рубашки кармашки.

Ос-ос-ос – заморозил нас мороз

Ос-ощ-ос – заморозил щеки, нос.

       Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом ее формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому повысить продуктивность запоминания можно синтезируя разные виды памяти, в частности, слуховую и зрительную.

б) Для развития памяти, внимания на уроках математики можно использовать упражнения:

«Запомни и нарисуй».  

Детям показывается несложный рисунок. В течение 10 сек. они его самостоятельно изучают. Рисунок убираю и прошу воспроизвести его по памяти. Затем показываю, дети сверяют.

Игра «Что изменилось?»

На столе учителя находится множество предметов (например: линейка, тетрадь, книга, ручки, карандаши, ластик и др.) По команде учителя или ведущего ребята закрывают глаза. В это время 2 предмета меняют местами. Учащиеся должны заметить, что изменилось.

«Найди закономерность». Дети дорисовывают в пустых клеточках необходимые фигурки.

В начальной школе необходим навык беглого чтения.

       Слабоуспевающие дети могут повторять буквы, слоги по нескольку раз, «проглатывают окончание».

       При работе я использовала наборы карточек от простого к сложному. Ежедневно использовала эти карточки, как жужжащее чтение. Карточки необходимо прочитывать по вертикали, затем по горизонтали. Происходит зрительное закрепление букв, устойчивое их восприятие, увеличивается темп чтения. Важно читать не только быстро, но, самое главное, выразительно.

       В работе использовала чтение по ролям, ставили инсценировку сказок. Ребята лучше раскрепощаются, стараются произносить текст выразительно.

       Для развития общего кругозора, развития речи, воображения, устойчивости внимания, мышления

- Игра «Знаешь ли ты животных?»

Использовала карточки с классификацией предметов (например, животных). Задаются вопросы: Какие из них живут в жарких странах, какие в холодных? Кто из них хищник, кто травоядный? Дети раскрашивают.

Следующая игра развивает устойчивость внимания.

- «Веселые данетки» - загадки.

Например:

Веселые данетки – без фантиков «конфетки» -

Только «да» и только «нет» - дайте правильный ответ!

-Если ты бежишь в буфет,

Значит ты голодный? …(да)      

- В небе месяц и звезда –

Значит, это полдень?...(нет)

В работе часто использовала игры:  

-«Игра на внимание 

- Игра «Мамы и детеныши», способствует развитию кругозора, воображения.

-Игра «Один – много»

(например: стул – стулья, окно – окна, дерево – деревья)

-Игра «Назови одним словом»

Например:

клен, береза, тополь – деревья снег, дождь, роса - осадки

брусника, черника, голубика – ягода автобус, трамвай, троллейбус - транспорт

-Игра «Говори наоборот»

Учитель называет слова, дети подбирают к ним антонимы. Например:

Веселый – грустный большой - маленький

Горячий – холодный узкий – широкий

Сладкий – горький глубокий - мелкий

-Игра «Найди лишнее слово».

Например: храбрый, злой, смелый, отважный

яблоко, слива, огурец, груша

час, минута, лето, секунда

молоко, сметана, хлеб, творог

       

       В моем отчете  представлены основные моменты, формы работы со слабоуспевающими учащимися, но в нее включаются и дети с более высоким уровнем подготовки. Поэтому стараюсь найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей, дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздаются с учетом индивидуальных возможностей. Отстающие ребята, чаще всего, неохотно выполняют самостоятельные задания. Поэтому подбираю и контрольные и самостоятельные работы по уровню сложности.

        Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:

1. Заинтересованность в процессе обучения;

2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;

3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;

4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.

       

       В заключение хочу сказать, что неуспеваемость учащихся, независимо от причины, по которой ученик является отстающим, помочь ему, прежде всего, на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с неуспевающими детьми

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей.Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать помощь в ее преодолении....

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми

План работы с учащимися начальной школы, слабо успевающими по отдельным предметам, и их родителями. Памятка учителям....

Программа работы с неуспевающими детьми

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...

Индивидуальный план работы с неуспевающими детьми 3 класс

Индивидуальный план работы с неуспевающими детьми...

Рабочая программа по работе с неуспевающими детьми для 4 класса

В материале можно найти ключевые  моменты организации работы со слабоуспевающими детьми, план работы начальной школы и классных руководителей со слабоуспевающими детьми....

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми

Программаработы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми...

План работы с неуспевающими детьми 3-4 класс

план обучения неуспевающих детей 3-4 классов...