Программа работы с одаренными детьми 1 класс
методическая разработка (1 класс) на тему
Рабочая программа и отчет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_silnymi_odarennymi_detmi_1_kl.docx | 25.99 КБ |
otchet_po_silnym_odarennym_detyam_1_klass.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Согласовано
на заседании МО начальных классов Директор МОУ
протокол №___ от 01.09.2015г. "Волоколамская начальная
Руководитель МО общеобразовательная школа №5"
__________ Агаджанова С.Е. ________ Филиппова С.В.
Программа работы
с сильными учащимися
1 класс (2015-2016 уч.г.)
Пояснительная записка
Актуальность - необходимость поддержки прав сильных, одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности.
Направления реализации программы.
1. Выявление сильных, одаренных детей в классе.
- Анкетирование родителей первоклассников с целью выяснения круга интересов их детей.
- Наблюдения на уроках за проявлением активности и любознательности первоклассников.
- Наблюдение за успешностью обучения на уроках.
Развитие одаренности обучающихся.
- Предусмотреть в расписании час для факультативной работы с ОД.
- Создать учебно-методический комплекс для проведения занятий.
- Проводить занятия методом проблемно-поисковой деятельности, работой в группах и с использованием ИКТ.
Реализация развитой одарённости.
- Создание оптимального педагогически организованного пространства для проявления одарённости.
- Предоставить возможность показывать успешность развития в регулярно проводимых классных «Интеллектуальных играх».
- Обеспечить участие более успешных детей в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.
Цели работы с сильными, одаренными детьми
- Выявление одаренных детей.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
- Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся, умственное, эмоциональное, социальное различие учащихся
- удовлетворять потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
- помочь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Ожидаемые результаты
1. Личностные
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Сформированность толерантности сознания.
- Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
2. Метапредметные
- Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
- Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.
3. Предметные
- Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
- Сформированность основ социально-критического мышления;
- Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей.
Формы работы с одаренными учащимися
- объединения дополнительного образования;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
Формы контроля
- Учёт посещаемости занятий.
- Создание каждым учеником данной группы портфолио.
- Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.
- Ведение «Дневника личностного роста» обучающегося.
Этапы работы с сильными детьми:
- Выявление одаренных и талантливых детей. Составить список учащихся.
- Анализ особых успехов и достижений ученика.
- Создание банка данных по талантливым и одаренным детям.
- Диагностика потенциальных возможностей детей.
- Составление плана работы с детьми.
- Реализация плана в течение учебного года.
- Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.
Принципы работы педагога с сильными, одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
Поощрение одаренных детей;
- Награждение учащихся.
Работа с родителями одаренных детей
- Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка
- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей
- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.
План работы с сильными учащимися
на 2015- 2016 учебный год.
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
1 | Определение фактического уровня знаний детей. | Сентябрь 2015г. |
2 | Изучение психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). | в течение года |
3 | Создание банка данных с систематизацией по видам одаренности. | октябрь |
4 | Вовлечение школьников в деятельность кружков, факультативов, в школе и в учреждениях дополнительного образования по интересам и склонностям. | сентябрь |
5 | Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование. | в течение года |
6 | Организация индивидуальной и групповой работы с сильными, одарёнными детьми. | в течение года |
7 | Используя личностно - дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать индивидуальные задания сильным ученикам. | В течение года. |
8 | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение года |
9 | Систематически проводить опрос, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно. | В течение года |
10 | Участие в школьных, интеллектуальных, музыкальных, художественных и творческих конкурсах. | в течение года |
11 | Участие в школьных конкурсах рисунков и поделок | в течении года |
12 | Участие в общешкольных праздниках. | в течение года |
13 | Проектная и исследовательская деятельность на уроке. | в течение года |
14 | Участие в школьных днях здоровья, в соревнованиях «Весёлые старты». | в течение года |
15 | Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Ребусы, шарады, головоломки» и др. | в течение года |
16 | Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся. | в течение года |
17 | Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для сильных детей по темам; прививать навыки самостоятельной работы. | В течение года. |
18 | Учёт проделанной учителем работы. На заседаниях школьных методических объединений обсуждать вопросы работы с сильными учащимися и обмениваться опытом | В течение учебного года |
1 класс
2015-2016 учебный год
(26 человек)
Сильные дети -7 чел. (27%) | Средние дети-11 чел. (42%) | Слабые дети -8чел. (31%) |
1.Ворожеева Мирослава | 1.Атряскина Лаура | 1.Аникин Константин |
2. Ворожеева Анжелика | 2. Герасимова Ангелина | 2.Гусева Арина |
3.Грец Роман | 3. Иванова Анастасия | 3.Корнева Екатерина |
4.Грушковский Максим | 4. Ильин Иван | 4. Максимова Алена |
5.Маланичева Дарья | 5. Лебедев Александр | 5.Мозгалин Дмитрий |
6.Рябова Карина | 6. Моргунова Наталья | 6. Поварешкина Ксения |
7.Самбуров Степан | 7. Никифорова Виолетта | 7. Подтелкин Александр |
8. Овтин Матвей | 8.Шорин Сергей | |
9. Охотников Даниил | ||
10. Подтелкин Владислав | ||
11. Сотова Ксения | ||
Предварительный просмотр:
Отчет Агаджановой С.Е.
о работе с сильными учащимися 1 класса
за 2015 – 2016 учебный год
Одним из главных направлений моей деятельности в 2015-2016 является создание условий для оптимального развития учащихся, имеющих высокие интеллектуальные способности, мотивацию устойчивую к учебно-познавательной деятельности.
Цели работы с сильными, одаренными детьми
- Выявление одаренных детей.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
- Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи:
- Предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся, умственное, эмоциональное, социальное различие учащихся
- Помочь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
- Создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности.
- Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
- Создать условия для развития нравственных качеств личности.
- Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Для реализации поставленной цели в начале учебного года мной были проанализированы результаты срезовых (входных) диагностических работ, выявлены учащиеся с повышенным уровнем обучаемости.
- составлен список сильных учащихся по итогам предыдущего года обучения (Ворожеева М., Ворожеева А., Грец Р., Грушковский М., Маланичева Д., Рябова К., Самбуров С.);
- были проведены беседы с родителями и беседы с самим ребенком;
- составлен график дополнительных занятий;
- составлены индивидуальные планы работы на текущий триместр;
- составлен тематический план работы.
Работа с сильными, одаренными учащимися была нацелена на создание условий для успешного развития творческой личности через систему дополнительного образования, через участие школьников в осуществлении социально значимых проектов. Учащиеся являются активными участниками творческих конкурсов различного уровня.
Работа с одаренными детьми и обучающимися, позитивно мотивированными на учебу, велась по всем предметам. Я использовала индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентировала школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских задач по математике, окружающему миру.
По русскому языку, литературному чтению большое внимание уделяла развитию творческих способностей, выполнению творческих заданий. Подготовка и участие в конкурсах выразительного художественного чтения.
Участвовали в конкурсах по изобразительному искусству, художественной самодеятельности.
Подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений.
В моем отчете представлены основные моменты работы с сильными учащимися. Старалась найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей, дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздавались с учетом индивидуальных возможностей. Подбирала диагностические и самостоятельные работы по уровню сложности.
Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:
1. Заинтересованность в процессе обучения;
2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;
3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;
4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.
Математика.
Цели работы. | Содержание. |
1. Развитие логического и творческого мышления. | Решение головоломок, математических кроссвордов, занимательных упражнений. Обучение разгадыванию и составлению ребусов при помощи презентации «Ребусы от А до Я» |
2. Развитие вычислительных навыков. | Решение «математических цепочек», раскрашивание рисунков в заданные цвета, в зависимости от полученного результата вычислений. Использование вариативной части учебника и рабочей тетради. |
3. Развитие пространственного мышления. | Распознавание геометрических фигур; составление фигур из «Монгольского квадрата», выполнение графических диктантов по клеточкам с помощью презентации. Обучение самостоятельному составлению графического диктанта для друзей с целью развития коммуникативных УУД. |
4. Развитие воображения. | Выполнение рисунков и аппликаций по теме: «На что похожа цифра?», «На что похожа геометрическая фигура?» с целью развития познавательных УУД. |
5. Проверить полученные знания и уровень развития. | Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов. |
6. Решение логических задач | Запись условия в виде рисунка, схемы. |
7. Работа с геометрическим материалом | Выполнение рисунков, сравнение геометрических фигур. Уметь находить стороны фигур. |
Обучение грамоте по «Букварю»
Цели работы. | Содержание. |
1) Развитие связной речи, обогащение и активизация словарного запаса детей. | Составление сюжетных и описательных рассказов (по картинкам). Упражняться в восстановлении деформированного текста. Обучение работе в парах с целью развития коммуникативных УУД. |
2) Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека. | Совершенствование диалогической и формирование монологической речи учащихся посредством специально подобранных текстов с целью развития личностных и регулятивных УУД. Развитие коммуникативных навыков путем организации общения и выполнения заданий в парах и группах. |
3) Развитие языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству. | Решение ребусов, кроссвордов. Обучение самостоятельной работе с источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями с целью развития регулятивных, познавательных и личностных УУД. |
4) Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, расширение кругозора. | Обучение умению понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним; Проведение викторин по сказкам и рассказам детских писателей; выполнение иллюстраций к фрагментам произведений и организация выставки работ детей с целью развития личностных и коммуникативных УУД. |
5) Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения. | Развитие фонематического слуха через использование разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи. С помощью презентации «Звуко-буквенный анализ слов» развивать регулятивные УУД. Совершенствовать орфоэпическую и интонационную сторону речи через драматизацию произведений. |
6). Проверить полученные знания и уровень развития. | Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов. |
Обучение грамоте по «Прописям», «Русскому языку» .
Цели работы. | Содержание. |
1) Формирование графического навыка у первоклассников | Развитие орфографической зоркости: обучение учащихся умению видеть графические ошибки и находить пути их исправления. Развивать регулятивные УУД. Использование презентации по изученным буквам. |
2) Развитие памяти, внимания, логического мышления, создание положительной мотивации к учению. | Решение ребусов, разгадывание и составление анаграмм, упражнения на восстановление деформированной буквы, поиск и исправление графических ошибок в написании букв с целью развития познавательных УУД. |
3) Создание положительной мотивации к учению. | Путем выполнения заданий из вариативной части учебника обучать детей решению нестандартных задач и заданий повышенной сложности с целью развития познавательных УУД. |
4) Развитие пространственного мышления и воображения, развитие мелкой моторики | Конструирование письменных букв из пластилина, соленого теста, бархатной бумаги с целью развития регулятивных УУД. |
5). Проверить полученные знания и уровень развития. | Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов. |
Окружающий мир.
Цели работы. | Содержание. |
1) Развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру. | Сохранение редких растений, животных. Красная книга. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Использование презентации для развития познавательного интереса. |
2) Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; | Ориентирование на местности относительно собственного тела, по солнцу и местным признакам. Смена времен года. (Наблюдение за объектами природы, выполнение зарисовок, построение проекта с помощью дополнительных источников информации: энциклопедий, журналов, помощи взрослых) с целью развития регулятивных и познавательных УУД. |
3)Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, способствовать эстетическому воспитанию. | Красота и разнообразие природы России. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Гигиена тела и жилища. Правила организации учебного труда дома и в школе. Использование презентации с целью развития личностных УУД. |
4). Проверить полученные знания и уровень развития. | Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку(3-4 класс)
Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для одаренных детей....
Программа работы с одаренными детьми 2 класс
Программа работы с одаренными детьми 2 класс...
Программа работы с одаренными детьми 4 класса по математике
Тематическое планирование занятий по углублению и расширению знаний по математике, развитию математического кругозора, мышления...
Рабочая программа "Обучая, развиваем" (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)
Программа рассчитана на 4 года. Работа с одарёнными детьми - важный момент в работе учителя....
Программа работы с одаренными детьми для 1 -4 классов
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренност...
Программа работы с одаренными детьми учителя начальных классов
Программа работы с одаренными детьмиучителя начальных классов...