Программа работы с одаренными детьми 1 класс
методическая разработка (1 класс) на тему

Агаджанова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа и отчет

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Принято                                                                                                             Согласовано            

  на  заседании МО начальных классов                                                            Директор МОУ

  протокол №___ от  01.09.2015г.                                                 "Волоколамская начальная     

  Руководитель МО                                                              общеобразовательная школа №5"

  __________   Агаджанова С.Е.                                                      ________ Филиппова С.В.

Программа работы

с сильными учащимися

1 класс (2015-2016 уч.г.)

Пояснительная записка

          Актуальность - необходимость поддержки прав сильных, одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности.

Направления реализации программы.

1. Выявление  сильных, одаренных детей в классе.

  • Анкетирование родителей первоклассников с целью выяснения круга интересов их детей.
  • Наблюдения на уроках за проявлением активности и любознательности первоклассников.
  • Наблюдение за успешностью обучения на уроках.

Развитие  одаренности обучающихся.

  • Предусмотреть в расписании час для факультативной работы с ОД.
  • Создать учебно-методический комплекс для проведения занятий.
  • Проводить занятия методом проблемно-поисковой деятельности, работой в группах и с использованием ИКТ.

Реализация развитой одарённости.

  • Создание оптимального педагогически организованного пространства для проявления одарённости.
  • Предоставить возможность показывать успешность развития в регулярно проводимых классных «Интеллектуальных играх».
  • Обеспечить участие более успешных детей в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.

Цели работы с сильными, одаренными детьми

  • Выявление одаренных детей.
  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
  • Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи:

  • предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся, умственное, эмоциональное, социальное различие учащихся
  • удовлетворять потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
  • помочь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Ожидаемые результаты

1. Личностные

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  • Сформированность толерантности сознания.
  • Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.

2. Метапредметные

  • Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
  • Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.

3. Предметные

  • Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
  • Сформированность основ социально-критического мышления;
  • Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей.

Формы работы с одаренными учащимися

  • объединения дополнительного образования;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.

Формы контроля

  • Учёт посещаемости занятий.
  • Создание каждым учеником данной группы портфолио.
  • Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.
  • Ведение «Дневника личностного роста» обучающегося.

Этапы работы с сильными детьми:

  1. Выявление   одаренных и талантливых детей. Составить список учащихся.
  2. Анализ особых успехов и достижений ученика.
  3. Создание банка данных по талантливым и одаренным детям.
  4. Диагностика потенциальных возможностей детей.
  5. Составление плана работы  с детьми.
  6. Реализация плана в течение учебного года.
  7. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

Принципы работы педагога с сильными, одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

        Осознание важности этой работы  и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Поощрение одаренных детей;

- Награждение учащихся.

Работа с родителями одаренных детей

- Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка

- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей

- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.   

План работы с сильными  учащимися

 на 2015- 2016 учебный год.

п/п

Содержание работы

Сроки

1

Определение фактического уровня знаний детей.

Сентябрь 2015г.

2

Изучение психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти).

в течение года

3

Создание банка данных с систематизацией по видам одаренности.

октябрь

4

Вовлечение школьников в деятельность кружков, факультативов, в школе и в учреждениях дополнительного образования по интересам и склонностям.

сентябрь

5

Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование.

в течение года

6

Организация индивидуальной и групповой работы с сильными, одарёнными детьми.

в течение года

7

 Используя личностно - дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать индивидуальные задания сильным ученикам.

В течение года.

8

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение года

9

Систематически проводить  опрос, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно.

В течение года

10

Участие в школьных, интеллектуальных, музыкальных, художественных и творческих конкурсах.

в течение года

11

Участие в школьных конкурсах рисунков и поделок

в течении

года

12

Участие в общешкольных праздниках.

в течение года

13

Проектная и исследовательская деятельность на уроке.

в течение года

14

Участие в школьных днях здоровья, в соревнованиях «Весёлые старты».

в течение года

15

Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Ребусы, шарады, головоломки» и др.

в течение года

16

Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.

в течение года

17

 Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для сильных детей по темам; прививать навыки самостоятельной работы.

В течение года.

18

Учёт проделанной учителем работы. На заседаниях школьных методических объединений  обсуждать вопросы работы  с сильными учащимися  и обмениваться опытом

В течение учебного года

1 класс

2015-2016 учебный год

(26 человек)

Сильные дети -7 чел. (27%)

Средние дети-11 чел. (42%)

Слабые дети -8чел. (31%)

1.Ворожеева Мирослава

1.Атряскина Лаура

1.Аникин Константин

2. Ворожеева Анжелика

2. Герасимова Ангелина

2.Гусева Арина

3.Грец Роман

3. Иванова Анастасия

3.Корнева Екатерина

4.Грушковский Максим

4. Ильин Иван

4. Максимова Алена

5.Маланичева Дарья

5. Лебедев Александр

5.Мозгалин Дмитрий

6.Рябова Карина

6. Моргунова Наталья

6. Поварешкина Ксения

7.Самбуров Степан

7. Никифорова Виолетта

7. Подтелкин Александр

8. Овтин Матвей

8.Шорин Сергей

9. Охотников Даниил

10. Подтелкин Владислав

11. Сотова Ксения



Предварительный просмотр:

Отчет Агаджановой С.Е.

 о работе с сильными учащимися 1 класса

 за  2015 – 2016  учебный год

            Одним из главных направлений  моей деятельности  в 2015-2016 является создание условий для оптимального развития учащихся, имеющих высокие интеллектуальные способности, мотивацию устойчивую к учебно-познавательной деятельности.

Цели работы с сильными, одаренными детьми

  • Выявление одаренных детей.
  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
  • Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи:

  • Предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся, умственное, эмоциональное, социальное различие учащихся
  • Помочь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
  • Создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности.
  • Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
  • Создать условия для развития нравственных качеств личности.
  • Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
  • Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.


Для реализации поставленной цели в начале учебного года мной были проанализированы результаты срезовых (входных) диагностических  работ, выявлены учащиеся  с повышенным уровнем обучаемости.

  • составлен список сильных учащихся по итогам предыдущего года обучения (Ворожеева М., Ворожеева А., Грец Р., Грушковский М., Маланичева Д., Рябова К., Самбуров С.);
  • были проведены беседы с  родителями и беседы с самим ребенком;
  • составлен график дополнительных занятий;
  • составлены индивидуальные планы работы  на текущий триместр;
  • составлен тематический план работы.

       Работа с сильными, одаренными учащимися была нацелена на создание условий для успешного развития творческой личности через систему дополнительного образования, через участие школьников в осуществлении социально значимых проектов. Учащиеся являются активными участниками творческих конкурсов различного уровня.

     

        Работа с одаренными детьми и обучающимися, позитивно мотивированными на учебу,  велась по всем предметам. Я использовала индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентировала школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских задач по математике, окружающему миру.

          По русскому языку, литературному чтению большое внимание уделяла развитию творческих способностей, выполнению творческих заданий. Подготовка и участие в конкурсах выразительного художественного чтения.

         Участвовали в  конкурсах по изобразительному искусству,   художественной самодеятельности.

         Подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений.

       В моем отчете  представлены основные моменты  работы с сильными учащимися. Старалась найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей, дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздавались с учетом индивидуальных возможностей. Подбирала  диагностические и самостоятельные работы по уровню сложности.

        Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:

1. Заинтересованность в процессе обучения;

2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;

3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;

4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.

Математика. 

Цели работы.

Содержание.

1. Развитие логического и творческого мышления.

Решение головоломок, математических кроссвордов, занимательных упражнений. Обучение разгадыванию и составлению ребусов при помощи презентации «Ребусы от А до Я»

2. Развитие вычислительных навыков.

Решение «математических цепочек», раскрашивание рисунков в заданные цвета, в зависимости от полученного результата вычислений. Использование вариативной части учебника и рабочей тетради.

3. Развитие пространственного мышления.

Распознавание геометрических фигур; составление фигур из «Монгольского квадрата», выполнение графических диктантов по клеточкам с помощью презентации. Обучение самостоятельному составлению графического диктанта для друзей с целью развития коммуникативных УУД.

4. Развитие воображения.

Выполнение рисунков и аппликаций по теме: «На что похожа цифра?», «На что похожа геометрическая фигура?» с целью развития познавательных УУД.

5. Проверить полученные знания и уровень развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.

6. Решение логических задач

Запись условия в виде рисунка, схемы.

7. Работа с геометрическим материалом

Выполнение рисунков, сравнение геометрических фигур. Уметь находить стороны фигур.

Обучение грамоте по «Букварю»  

Цели работы.

Содержание.

1) Развитие связной речи, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Составление сюжетных и описательных рассказов (по картинкам). Упражняться в восстановлении деформированного текста. Обучение работе в парах с целью развития коммуникативных УУД.

2) Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Совершенствование диалогической и формирование монологической речи учащихся посредством специально подобранных текстов с целью развития личностных и регулятивных УУД.

Развитие коммуникативных навыков путем организации общения и выполнения заданий в парах и группах.

3) Развитие языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству.

Решение ребусов, кроссвордов.

Обучение самостоятельной работе с источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями с целью развития регулятивных, познавательных и личностных УУД.

4) Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, расширение кругозора.

Обучение умению понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним; Проведение викторин по сказкам и рассказам детских писателей; выполнение иллюстраций к фрагментам произведений и организация выставки работ детей с целью развития личностных и коммуникативных УУД.

5) Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

Развитие фонематического слуха через использование разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи. С помощью презентации «Звуко-буквенный анализ слов» развивать регулятивные УУД. Совершенствовать орфоэпическую и интонационную сторону речи через драматизацию произведений.

6). Проверить полученные знания и уровень развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.

                                                       Обучение грамоте по «Прописям», «Русскому языку» .  

Цели работы.

Содержание.

1) Формирование графического навыка у первоклассников

Развитие орфографической зоркости: обучение учащихся умению видеть графические ошибки и находить пути их исправления. Развивать регулятивные УУД. Использование презентации по изученным буквам.

2) Развитие памяти, внимания, логического мышления, создание положительной мотивации к учению.

Решение ребусов, разгадывание и составление анаграмм, упражнения на восстановление деформированной буквы, поиск и исправление графических ошибок в написании букв с целью развития познавательных УУД.

3) Создание положительной мотивации к учению.

Путем выполнения заданий из вариативной части учебника обучать детей решению нестандартных задач и заданий повышенной сложности с целью развития познавательных УУД.

4) Развитие пространственного мышления и воображения, развитие мелкой моторики

Конструирование письменных букв из пластилина, соленого теста, бархатной бумаги с целью развития регулятивных УУД.

5). Проверить полученные знания и уровень развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.

Окружающий мир. 

Цели работы.

Содержание.

1) Развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Использование презентации для развития познавательного интереса.

2) Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени;

Ориентирование на местности относительно собственного тела, по солнцу и местным признакам. Смена времен года. (Наблюдение за объектами природы, выполнение зарисовок, построение проекта с помощью дополнительных источников информации: энциклопедий, журналов, помощи взрослых) с целью развития регулятивных и познавательных УУД.

3)Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, способствовать эстетическому воспитанию.

Красота и разнообразие природы России.

Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Гигиена тела и жилища. Правила организации учебного труда дома и в школе. Использование презентации с целью развития личностных УУД.

4). Проверить полученные знания и уровень развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)

 Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку(3-4 класс)

Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для одаренных детей....

Программа работы с одаренными детьми 2 класс

Программа работы с одаренными детьми 2 класс...

Программа работы с одаренными детьми 4 класса по математике

Тематическое планирование занятий по углублению и расширению знаний по математике, развитию математического кругозора, мышления...

Рабочая программа "Обучая, развиваем" (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)

Программа рассчитана на 4 года. Работа с одарёнными детьми - важный момент в работе учителя....

Программа работы с одаренными детьми для 1 -4 классов

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренност...

Программа работы с одаренными детьми учителя начальных классов

Программа работы с одаренными детьмиучителя начальных классов...