Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Статическое электричество"
план-конспект на тему

В практической деятельности я познакомила детей со статическим электричеством. В ходе эксперимента мы с детьми уточнили представления об электричестве и, посмотрев наглядный материал, провели совместно несколько опытов и, дети самостоятельно сделали выводы о том, что статическое электричество, это безопасное электричество, которое возникает в результате долгого трения одного предмета о другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_staticheskoe_elektrichestvo.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                              Содержание образовательной деятельности

 Дети заходят в группу здороваются.

Воспитатель: Посмотрите ребята,  сколько к нам пришло сегодня гостей, давайте поздороваемся и спросим: зачем вы к нам пришли?

Гости: Здороваются и рассказывают, зачем они к нам пришли.

 Воспитатель: Хорошо мы вам поможем, но сначала мы бы хотели, что бы вы нам помогли. Дело в том, что нам пришло письмо. Давайте вместе его прочитаем и выясним, кто же нам его прислал.

ПРИХОДИТ ПИСЬМО НА НОУТБУК.

Почемучка: Здравствуйте ребята! Разрешите представиться. Меня зовут Почемучка. Я все время задаю вопрос: Почему? Поэтому меня так прозвали Почемучка. Со мной приключилась беда. Дело  в том, что Я собиралась в гости и стала причесываться, а мои волосы вдруг перестали меня слушаться. Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята помогите мне разобраться: Почему мои волосы торчат в разные стороны. И что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться.

Воспитатель: Ребята, а мы сможем помочь Почемучке разобраться с ее бедой, и выяснить, что же случилось у нее с волосами?

Дети: Да

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось у Почемучке с волосами?

Дети: выдвигают гипотезы.

Воспитатель: Как  мы можем проверить наши предположения?

Дети выдвигают гипотезы. Это можно узнать у компьютера, или спросить у взрослых.

ДЕТИ 9 ГРУППЫ: Мы так же можем это узнать в нашей лаборатории.

Воспитатель: Проходите,   садитесь за столы.  Кем мы с вами становимся, когда заходим в лабораторию?

Дети:  Мы становимся учеными.

Воспитатель: Не забывайте о правилах поведения в лаборатории. Они обозначены в виде схемы у вас на столах.

Воспитатель: Давайте вспомним для чего мы с вами пришли в лабораторию.

Дети: Чтобы помочь Почемучке разобраться, почему у него торчат волосы в разные стороны.

Опыт №1

-У вас на столах лежат зеркала. Возьмите каждый зеркало и поставьте перед собой.

- Возьмите расческу и поднесите ее к  волосам.

- Что происходит с волосами?  ( Ничего)

- А теперь хорошо причешитесь расческой.

- Что вы видите? ( Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе).

Воспитатель: Почему,  после тог, как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней?

( ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ   ГИПОТИЗЫ.)

Воспитатель: После того, как вы расчесались  расческой,  то есть потерли расческой   о волосы,  там образовалось электричество. Такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой.  ( Например, если мы потрем палочкой пластмассовой о шерстяную тряпочку, синтетические вещи потереть друг о друга.) Но это происходит не со всеми предметами. Давайте мы с вами пройдем к экрану и посмотрим, где мы можем его увидеть. Статическое электричество,  живет повсюду. ( При объяснении  воспитатель показывает  картинки.)

Воспитатель:  Теперь мы с вами выяснили,  из-за чего у почемучки  волосы торчат в  разные стороны.

Воспитатель:  Почему?

Дети:   В волосах образовалось  статическое электричество.

Воспитатель: А как оно там образовалось?

Дети: Она причесала,   т.е. потерла  расческой о волосы.

Воспитатель: Как же помочь Почемучки избавиться от статического электричества?

( ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ  ГИПОТИЗУ)

Воспитатель: А наши ребята знают рассказ про Фею Капельку, может там мы найдем ответ на наш вопрос.

О двух друзьях   воздушных  шарах, которые все время ссорились и мирились. А рядом с ними по соседству  жила, злая и завистливая (синтетическая) тряпочка. Она завидовала дружбе двух друзей,  и все время пыталась их поссорить. Она рассказывала им друг про друга разные небылицы и, подлизываясь  к ним, потирала  их круглые бока, заряжая их статическим электричеством. И когда друзья встречались,  друг с другом они отталкивались друг от друга.  Но  Фее  капельке,  которая с ними дружила, это не нравилось. И она решила помочь своим друзьям. И когда они опять стали ссориться она рассердилась  и  побрызгала на них своими  капельками.  Капельки  попали на шарики, и прогнали статическое электричество,   и шарики  опять стали друзьями  и  старались не подпускать к себе синтетическую тряпочку.

Воспитатель:  Ребята, а вы не хотите сами проверить, так ли это?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте возьмем с вами каждый по шарику и встанем в пары ( одинаковые шарики друг напротив друга)

Воспитатель: Что делала тряпочка, чтобы поссорить двух друзей?

Дети: Терлась об их круглые бока.

Воспитатель: Давайте и мы с вами возьмем тряпочки и потрем круглые бока наших шариков.

А теперь давайте попробуем поднести шарики друг к другу.

Что же с ними происходит?

Дети: Они отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Ребята, а почему так получилось? Чем заряжала шарики тряпочка, когда терлась об их круглые бока?

Дети: Статическим электричеством.

Воспитатель: Ребята вспомните рассказ, кто помог шарикам помириться?

Дети: Фея Капелька.

Воспитатель: Что Фея капелька сделала?

Дети: Она побрызгала на шарики своими каплями и прогнала статическое электричество.

Воспитатель: Что после этого произошло с шариками?

Дети: Они помирились.

Воспитатель: А вы хотите, что бы ваши шарики помирились? Кому помирить шарики?

Ребята, какой мы вывод можем сделать?

Дети выдвигают свои гипотезы.

Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой.

Воспитатель: Молодцы ребята. А вы помните, что мы получили письмо от почемучки? Ребята, а давайте мы ответим Почемучке на письмо.

А помочь нам мы попросим с вами Олесю Михайловну.

Олеся Михайловна вы нам поможете?

Что же произошло с почемучкой?

Дети: У нее, торчат волосы в разные стороны, после того как она их причесала.

Воспитатель: Почему произошло именно так?

Дети: После трения одного предмета о другой образовалось статическое электричество. Но это происходит не со всеми предметами.

Воспитатель: Как помочь почемучке прогнать статическое электричество?

Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой.

Воспитатель:  Правильно, но давайте мы еще напишем почемучке, что брызгать водой для того чтобы снять статическое электричество можно только на: волосы, одежду, шарики и т.д. Но кроме того как у нас в мире имеется безопасное электричество, которое мы называем статическим, имеется еще и опасное электричество-ток, которое к нам поступает от электростанций по проводам и живет оно, где? В электрощитах, розетках, электроприборов, ламп. При работе, с которыми важно соблюдать безопасность, на них не только нельзя брызгать водой, но его нельзя трогать даже мокрыми руками.

Олеся Михайловна вы успели записать? Спасибо вам.

Ребята, спасибо вам большое, вы нам очень помогли.

А мы вам помогли? Вы получили то зачем вы к нам пришли?

Дети: Нет.

ПРИХОДИТ ПИСЬМО.

Конверт для 8 группы лежит в уголке ПДД. (в конверте батарейка)  До свидания ребята.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями.