Конспект непосредственно - логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Конспект непосредственно - логопедической деятельности адресован детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: формирование операций фонематического анализа и синтеза у детей.

 

Цель: формирование фонематических операций анализа и синтеза.

Коррекционно – образовательные задачи:  совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование фонематических представлений. Автоматизация правильного произношения звука [Л].

Коррекционно – развивающие задачи: Развитие фонематических операций, автоматизация звука [Л], зрительного внимания, восприятия и гнозиса; мышления, памяти.

Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитание навыков самостоятельности,  ответственности, инициативности, стремление получения дальнейших знаний в школе.

Оборудование: магнитная доска,  магниты,  карточки – «звуковые домики», фигурки сказочных героев из киндер – сюрпризов, дидактическое задание «определи место звука в слове»,контейнеры с карандашами, фломастерами, схемы – шифровки, листы бумаги в клеточку.

Оборудование, изготовленное логопедом с помощью графического редактора  Paint:  презентация логопедического занятия «В гостях у Золушки», карточки с шифровками ключ к шифру, дидактическая игра «определи место звука в слове» звуковые домики, фигурки бокалов, тарелок, чайников.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

 

Логика образовательной деятельности

Этап

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность детей

Результаты

I

Организационный момент.

Логопед: предлагаю отгадать загадку:

Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает откуда я, как я зовусь, но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. Догадались? Кто это?  Правильно! Это Золушка

А вы знаете, почему Золушку так называют?

Ведь ей приходилось очень много работать,  и она часто чистили печку в которой оставались остатки от  сгоревших дров – зола. Поэтому Золушку так и назвали. 

Логопед: Золушка очень хотела попасть на бал, но злая мачеха дала ей очень много заданий. Золушка очень огорчилась: вдруг она не успеет все сделать? Тогда она не сможет попасть во дворец и танцевать с прекрасным принцем. Поможем Золушке сделать все задания злой мачехи?

Дети слушают, принимают решения. Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

Умеют внимательно слушать, анализировать ситуацию, принимать решения, сопереживать.

II

Основная часть.

1. Логопед: Первое задание злой мачехи такое: прослушайте слова Лампа, мыЛо, стоЛ, кЛубника, беЛка. Прошу определить, какой одинаковый звук есть во всех этих словах?

Дайте характеристику этому звуку.

 

Дети слушают слова, определяют одинаковый звук, дают звуку характеристику.

 

 

 

 

Умеют внимательно слушать, выделять одинаковый звук в словах, характеризовать звук (согласный твердый).

 

 

 

2. Логопед: во втором задании предлагается следующее: перед вами листы, на которых нарисованы картинки  и схемы, на первой схеме звук [Л] находится в начале слова, на второй -  в середине, на третьей -  в конце. (показывается слайд). Назовите картинки, выделяя голосом звук [Л]. Найдите картинку, на которой звук [Л] находится в начале (середине, конце) слова и соедините ее со схемой.

Кирилл, назови слова, в которых звук [Л] находится в середине слова.

Настя – в конце слова, Лера  - в начале слова.

Дети слушают, определяют место звук в слове, соединяют слово со схемой

Умеют определять место звука в слове

 

3. Логопед: третье задание злой мачехи.

Предлагаю определить порядковый номер звука в слове. Перед вами лежат звуковые линейки, где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка – слово.

У вас есть фигурки из киндер – сюрпризов, они будут ходить в гости к какому – то звуку, который  живет в своем домике, в каком по счету домике живет звук [Л] в слове ласточка В этот домик и пойдет в гости ваш герой. (картинки на слайде 4ласточка, узел, глаза)

Дети слушают, определяют порядковый номер звука в слове, «отправляют в гости к звуку героя».

Умеют определять место звука в слове.

 

4. Логопед: следующее задание мачехи. Посмотрите на  картинки 

назовите их (лыжи, утюг, кубики; глаза, облако, лак .петух, иголка, ладони, арбуз)

По первым звукам этих картинок составьте слово и назовите его.

Называют картинки, определяют первый звук в словах, составляют новое слово.

Умеют четко произносить слова со звуком [Л]. Умеют определять первый звук в слове, умеют составлять новое слово по первым звукам предложенных слов.

 

5. Логопед: Золушка по дому выполняла очень много работы, вспомните, что она делала, покажите эти движения

Дети припоминают слова – действия (стирала, полы мыла,, и посуду мыла, бельё выжимала, грядки полола, веником пол подметала) изображают их действиями

Умеют подбирать слова действия, показывать действия движениями

 

6. Логопед: Злая мачеха попросила Золушку навести порядок в шкафу, где храниться посуда. Предлагаю вам расставить по росту Бокалы, чайники и тарелки. Выполнив это вы сможете прочитать написанное слово.

Дети расставляют по росту предметные картинки и читают слова (бал, стол, мыло)

Умеют располагать предметы ориентируясь на размер, умеют читать слова.

 

7. Логопед: злая мачеха заколдовала слова знаками, необходимо их распутать. Вот как мачеха заколдовала слово (показ слайда) Перед вами таблица, на которой каждая буква обозначена каким – то знаком, посмотрите на знаки на экране  и найдите, какая буква стоит рядом с этим знаком  в таблице, напишите ее на листе. Какое слово у вас получилось?

Дети смотрят и соотносят знаки с буквой.

Умеют соотносить буквы и символы составлять слово из букв и читать слово.

III.

Итог занятия: логопед вот и выполнили вы все задания злой мачехи  и теперь Золушка сможет попасть на бал во дворец. А какие задания вам особенно запомнились? Какие задания вам было  трудно выполнять?

Дети слушают отвечают

Умеют анализировать ситуацию, давать ответы.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

 средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр»  с.Кинель - Черкассы

                            муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области

                                  структурное подразделение детский сад  «Солнышко»

Конспект логопедической деятельности по формированию операций фонематического анализа и синтеза у детей подготовительной группы СП Д/с «Солнышко» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы

“В гостях у Золушки»

Тема: Формирование операций фонематического анализа и ситнеза у детей подготовительной группы

Составила:

Голева Мария Валентиновна

читель – логопед

 высшей квалификационной категории

2017 г.

Цель: формирование фонематических операций анализа и синтеза.

Коррекционно – образовательные задачи:  совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование фонематических представлений. Автоматизация правильного произношения звука [Л].

Коррекционно – развивающие задачи: Развитие фонематических операций, автоматизация звука [Л], зрительного внимания, восприятия и гнозиса; мышления, памяти.

Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитание навыков самостоятельности,  ответственности, инициативности, стремление получения дальнейших знаний в школе.

Оборудование: магнитная доска,  магниты,  карточки – «звуковые домики», фигурки сказочных героев из киндер – сюрпризов, дидактическое задание «определи место звука в слове»,контейнеры с карандашами, фломастерами, схемы – шифровки, листы бумаги в клеточку.

Оборудование, изготовленное логопедом с помощью графического редактора  Paint:  презентация логопедического занятия «В гостях у Золушки», карточки с шифровками ключ к шифру, дидактическая игра «определи место звука в слове» звуковые домики, фигурки бокалов, тарелок, чайников.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Логика образовательной деятельности

Этап

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность детей

Результаты

I

Организационный момент.

Логопед: предлагаю отгадать загадку:

Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает откуда я, как я зовусь, но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. Догадались? Кто это?  Правильно! Это Золушка (слайд 1).

А вы знаете, почему Золушку так называют?

Ведь ей приходилось очень много работать,  и она часто чистили печку в которой оставались остатки от  сгоревших дров – зола. Поэтому Золушку так и назвали.  (слайд 2)

Логопед: Золушка очень хотела попасть на бал, но злая мачеха дала ей очень много заданий. Золушка очень огорчилась: вдруг она не успеет все сделать? Тогда она не сможет попасть во дворец и танцевать с прекрасным принцем. Поможем Золушке сделать все задания злой мачехи?

Дети слушают, принимают решения. Отгадывают загадку.

Ответы детей

Умеют внимательно слушать, анализировать ситуацию, принимать решения, сопереживать.

II

Основная часть.

1. Логопед: Первое задание злой мачехи такое: прослушайте слова Лампа, мыЛо, стоЛ, кЛубника, беЛка. Прошу определить, какой одинаковый звук есть во всех этих словах?

Дайте характеристику этому звуку.

Дети слушают слова, определяют одинаковый звук, дают звуку характеристику.

Умеют внимательно слушать, выделять одинаковый звук в словах, характеризовать звук (согласный твердый).

2. Логопед: во втором задании предлагается следующее: перед вами листы, на которых нарисованы картинки  и схемы, на первой схеме звук [Л] находится в начале слова, на второй -  в середине, на третьей -  в конце. (показывается слайд). Назовите картинки, выделяя голосом звук [Л]. Найдите картинку, на которой звук [Л] находится в начале (середине, конце) слова и соедините ее со схемой. (слайд 3)

Кирилл, назови слова, в которых звук [Л] находится в середине слова.

Настя – в конце слова, Лера  - в начале слова.

Дети слушают, определяют место звук в слове, соединяют слово со схемой

Умеют определять место звука в слове

3. Логопед: третье задание злой мачехи.

Предлагаю определить порядковый номер звука в слове. Перед вами лежат звуковые линейки, где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка – слово.

У вас есть фигурки из киндер – сюрпризов, они будут ходить в гости к какому – то звуку, который  живет в своем домике, в каком по счету домике живет звук [Л] в слове ласточка В этот домик и пойдет в гости ваш герой. (картинки на слайде 4:  ласточка, узел, глаза)

Дети слушают, определяют порядковый номер звука в слове, «отправляют в гости к звуку героя».

Умеют определять место звука в слове.

4. Логопед: следующее задание мачехи. Посмотрите на  картинки  (слайды  5 - 10) назовите их (лыжи, утюг, кубики; глаза, облако, лак .петух, иголка, ладони, арбуз)

По первым звукам этих картинок составьте слово и назовите его.

Называют картинки, определяют первый звук в словах, составляют новое слово.

Умеют четко произносить слова со звуком [Л]. Умеют определять первый звук в слове, умеют составлять новое слово по первым звукам предложенных слов.

5. Логопед: Золушка по дому выполняла очень много работы, вспомните, что она делала, покажите эти движения

Дети припоминают слова – действия (стирала, полы мыла,, и посуду мыла, бельё выжимала, грядки полола, веником пол подметала) изображают их действиями

Умеют подбирать слова действия, показывать действия движениями

6. Логопед: Злая мачеха попросила Золушку навести порядок в шкафу, где храниться посуда. Предлагаю вам расставить по росту Бокалы, чайники и тарелки. Выполнив это вы сможете прочитать написанное слово.

Дети расставляют по росту предметные картинки и читают слова (бал, стол, мыло)

Умеют располагать предметы ориентируясь на размер, умеют читать слова.

7. Логопед: злая мачеха заколдовала слова знаками, необходимо их распутать. Вот как мачеха заколдовала слово (показ слайда) Перед вами таблица, на которой каждая буква обозначена каким – то знаком, посмотрите на знаки на экране  и найдите, какая буква стоит рядом с этим знаком  в таблице, напишите ее на листе. Какое слово у вас получилось? (слайды 11, 12,13,14)

Дети смотрят и соотносят знаки с буквой.

Умеют соотносить буквы и символы составлять слово из букв и читать слово.

III.

Итог занятия: логопед вот и выполнили вы все задания злой мачехи  и теперь Золушка сможет попасть на бал во дворец. А какие задания вам особенно запомнились? Какие задания вам было  трудно выполнять? (слайд 15)

Дети слушают отвечают

Умеют анализировать ситуацию, давать ответы.

Составила _____Голева М. В. учитель – логопед

                                                   высшей квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД "Упрямый лягушонок" для детей старшего-дошкольного и младшего школьного возраста по одноименному произведению С.Михалкова.

Данная разработка предназначена для детей старшего дошколного и младшего школьного возраста и направлена на изучение детьми правил дорожного движения.Сценарий написан с учётом возрастных и психологиче...

Музыкально-дидактические игры и особенности их проведения на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровые формы и методы являются активными для развития интереса учащихся. Игровая деятельность предшествует учебной деятельности, и следовательно, лежит в ее основе. В процессе игровой деятельно...

Логопедические игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Игры для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, которые позволят развить длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю, а так же вызвать, уточнить и дифференцировать изолиров...

Методика заданий с условиями: возможности в коррекционной работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Описание методики заданий с условиями (автор - Коновалова Ю.А.). Материалы для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей....

Модификация методики "Рисование бус" (составитель Ю.А. Коновалова): опыт применения в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Описание модифицированной психодиагностической методики "Рисование бус". Автор -И.И. Аргинская, составитель - Ю.А. Коновалова. Для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей....