Модификация методики "Рисование бус" (составитель Ю.А. Коновалова): опыт применения в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
методическая разработка (1, 2 класс)

Коновалова Юлия Александровна

Описание модифицированной психодиагностической методики "Рисование бус". Автор -И.И. Аргинская, составитель - Ю.А. Коновалова. Для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modifikatsiya_metodiki_arginskoy.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Модификация методики «Рисование бус» (И.И. Аргинской):

опыт применения в работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Цель методики: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, способность к самоконтролю.

Материалы: для каждого испытуемого - шесть разноцветных карандашей, два листа с рисунком кривой, изображающей нитку.

Методика состоит из двух частей: 1) выполнение задания (рисование бус); 2) самоконтроль и в случае необходимости перерисовывание бус.

Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза): «У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».

Инструкция ко 2-й части задания: «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки - всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется еще раз медленно, каждое условие выделяется голосом.)

Обработка результатов и интерпретация

  • Оценка задания

4 - й уровень: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия.

3 - й уровень: учтены три условия.

2 - й уровень: учтены два условия.

1 - й уровень: учтено одно условие.

  • Оценка самоконтроля

4 - й уровень: а) задание сразу выполняет правильно или б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно.

3 - й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки.

2 - й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет или б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок.

1 - й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

        Как хорошо известно, основной трудностью для ребенка с СДВГА является верно услышать инструкцию к заданию, особенно если она многошаговая (такая, какой чаще всего бывают инструкции в школе). Методика «Рисование бус» (И.И. Аргинской) позволяет не только исследовать возможности ребенка в работе с многоступенчатой инструкцией, но и, как определенный тип заданий, обладает, на наш взгляд, достаточно большим коррекционно – развивающим потенциалом. Так как позволяет тренировать умение планировать.

        Однако в процессе использования методика была нами несколько модифицирована. Так как в процессе выполнения задания дети в подавляющем большинстве случаев изображали бусины круглыми, мы убрали это условие из инструкции, заменив его другим. Кроме того,  чтобы немного «затормозить» гиперактивного ребенка, мы решили оставить ему необходимость нарисовать «нитку». Модифицированная инструкция выглядит следующим образом: «Я прошу тебя нарисовать бусы. Бусы должны состоять из пяти бусин. Все бусины должны быть разного цвета и разного размера. Но самая большая должна быть посередине».

        Также мы внесли изменения во вторую часть методики. Ребенку задается вопрос о том, какие бусы он должен был нарисовать. Таким образом, взрослый получает представление о том, что ребенок запомнил в инструкции. Достаточно часто при самостоятельном повторении инструкции ребенок вспоминает больше условий, чем отразил при рисовании. После этого, если есть необходимость, взрослый повторяет инструкцию еще раз, а ребенок еще раз рисует бусы.

        На этом диагностический этап заканчивается, но можно продолжить выполнение задание для получения коррекционно – развивающего эффекта. Изменения в критерии обработки результатов нами не вносились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД "Упрямый лягушонок" для детей старшего-дошкольного и младшего школьного возраста по одноименному произведению С.Михалкова.

Данная разработка предназначена для детей старшего дошколного и младшего школьного возраста и направлена на изучение детьми правил дорожного движения.Сценарий написан с учётом возрастных и психологиче...

Музыкально-дидактические игры и особенности их проведения на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровые формы и методы являются активными для развития интереса учащихся. Игровая деятельность предшествует учебной деятельности, и следовательно, лежит в ее основе. В процессе игровой деятельно...

Конспект непосредственно - логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Конспект непосредственно - логопедической деятельности адресован детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: формирование операций фонематического анализа и синтеза у детей. Ц...

Организация работы по преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Организация работы по преемственности в речевом развитиидетей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...

Методика заданий с условиями: возможности в коррекционной работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Описание методики заданий с условиями (автор - Коновалова Ю.А.). Материалы для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей....