Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»
план-конспект по окружающему миру на тему

Стаховская Галина Михайловна
Познакомить детей со свойствами звука эмоционально – практическим путем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukom.docx328.12 КБ

Предварительный просмотр:

             Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности          

                             для детей старшего дошкольного возраста.

                                      «Лаборатория звука»

                                 

Задачи: 

обучающие: 

  • научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов
  • Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов;
  • Активизировать словарь: лаборатория, лаборант, научный опыт, эксперимент, открытие, колебание.

развивающие:

  • развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость;
  • дать детям почувствовать радость открытий;
  • развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Подготовительная работа:

Рассматривание иллюстраций, книг, показ несложных опытов в группах, инструктаж по технике безопасности.

Материалы:

  •  Столы, подносы с материалом для опытов.  
  •  Стаканчики с резинкой.
  •  4 стакана, кувшин с водой, палочка.
  •  Пуговички, коробочки от киндер – сюрприза.
  •  4 стакана: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный.
  •  Карандаши
  •  Бокал на ножке из тонкого стекла.
  • Погремушка, маракасы.
  •  Видео – ролик «Игра на бокалах».
  •  Опорные картинки к опытам.
  •  Значки «Юный исследователь».

           Ход образовательной деятельности:

Слайд 1. Заставка – лаборатория звука.

- РЕБЯТА, СКАЖИТЕ, А КУДА МЫ С ВАМИ ПОПАЛИ?...

- Нас с вами пригласили в лабораторию звука, где вы будете проводить опыты. Как настоящие исследователи. А поможет нам в этом известный ученый …

(Выходит ученый)

- Здравствуйте! Я рада вас видеть в своей лаборатории звука.

Слайд 2. Что такое лаборатория.

Лаборатория – это помещение, в котором проводят опыты и эксперименты.

                       Мир звуков так многообразен,

                       Богат,  красив,  разнообразен,

                       Но всех нас мучает вопрос:

                       Откуда звуки возникают,

                       Пора задуматься всерьез.

 

- А сейчас вы закроете  глазки и послушайте звуки которые нас окружают.                       (включить диск со звуками № 12, 1, 17)

- Что вы услышали?

- Правильно, это поют птицы.

- Закрываем глазки и продолжаем слушать. Что на этот раз вы услышали?    

- Правильно, это капает вода.     

- Угадаем еще один звук. Что вы услышали?

- Вы правильно угадали все звуки. У каждого человека есть специальный  орган слуха.  – Кто знает как он называется? (это уши.)      

Слайд 3. Строение уха.                                                     

- Наше ухо — очень сложный инструмент. В нем есть тонкая, туго натянутая кожица – «барабанная перепонка».

- Но вот почему наше ухо слышит звуки? Давайте проведем эксперимент.

Слайд 4. Картинка лаборатории.

-У меня на столе стоит пустой стакан, мы что-нибудь слышим? (Нет.)

- А теперь я ударю по нему палочкой, что произошло? (Звук «дзинь»).

- Интересно, то стакан стоял, молчал, а как до него дотронулись палочкой, откуда-то появился звук.

- Почему это происходит?  (Ответы детей)

- Секрет прост: от удара стекло стакана начинает дрожать. И вместе с ним начинает дрожать, колебаться вокруг стакана воздух. Дрожание воздуха доходит до наших ушей, и мы слышим звук - «дзинь»! Значит звук – это дрожание, колебание воздуха.                                        
                      «Звук живет в любом предмете,

                        Сколько их – посмотри,

                        Звук – шутник,

                        Играя с нами,

                        Любит прятаться внутри»

Послушайте одну сказочную историю.

Слайд 5 - 10.  Сказочные домики.(анимация)

- Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у них была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями.

Подошел к первому домику и постучал. Послышался стеклянный звук.

Подошел ко второму домику, постучал. Послышался деревянный звук.

Подошёл к третьему домику, постучал.  Послышался металлический звук.

Подошёл к четвертому домику, постучал и услышал пластмассовый звук.

- Скажите, в домиках – стаканчиках жили одинаковые звуки или разные?

- Да, мы с вами услышали разные звуки металлический, пластмассовый, деревянный, стеклянный?

- А какой звук понравился тебе? (Имя ребенка)

- Возьми карандаш и найди, в каком домике живет …..звук. (4-5 чел)

Вывод: Предметы, сделанные из разных материалов звучат по - разному.

- В  жизни мы окружены разными звуками. Звуки издают не только  предметы, но и человек. Подойдите ко мне, мои юные исследователи.

Слайд 11. Горлышко дрожит.

- Положите руку себе на горлышко вот так, прижмите пальчики  и произнесите звук (З-з-з.)  Чувствуете, как слабо дрожит ваше горлышко. А теперь произнесите звук (Ж-ж-ж.) Горлышко дрожит сильнее. А теперь все вместе (У-у-у.)

Звуки могут быть тихими, а может быть громкими. Давайте это проверим.

                                            «Звучащий стакан»

- Что у меня в руках? (стаканчик) Какой? А что натянуто на стаканчик?
- Когда мы оттягиваем резиночку и отпускаем её, она начинает дрожать и издавать звук. Возьмите стаканчики и сделайте то же самое. На какой музыкальный инструмент это похоже? (Гитара)

Слайд 12. Гитара и стакан с резинкой.
- А теперь проведем эксперимент. Приложите стакан донышком к уху. Вот так (показ). И снова побренчите резиночкой. Правда, получилось намного громче, чем мы ожидали? Почему? (Ответы детей)

Вывод: Значит, чем ближе звучащий предмет к уху, тем громче мы его слышим.

Поставим стаканчики на стол. А для того, чтобы провести следующий эксперимент нам понадобится вода. Давайте позовем тучку.

Слайд 13. Тучка.

Физминутка: (Тучка)

                                             «Поющая вода»

(Перед детьми стоят несколько стеклянных стаканов с водой в равных количествах)

- Веселая тучка помогла нам наполнить стаканчики водой.

-  Что надо сделать, чтобы стаканчики  издали звук? (ответы детей, постучать по ним)                                                                                                                                                        - Но надо помнить, что стаканчики из стекла, поэтому стучать по ним мы будем осторожно.  (Ученый стучит)          

- Но  звук во всех стаканчиках какой-то одинаковый. Попробуем его изменить.             (Ученый наливает в стаканчики разное количество воды)

Слайд 14. Стаканчики с разным количеством воды.

- Как вы думаете, стаканчики будут звучать  одинаково или по-разному? (ответы детей)

- Ребята, давайте это проверим и послушаем? (ученый стучит)

- Одинаковые ли звуки мы слышим?

- Почему стаканчики звучат по-разному? Что влияет на звон?

Вывод: На звук влияет количество воды, звуки получаются разные. Чем меньше воды в стаканчике, тем звук звонче.

- На какой музыкальный инструмент это похоже? (ксилофон, пианино)

Слайд 15. Ксилофон, пианино.

                                         «Поющий бокал» (сюрприз)

- А сейчас вас ждет сюрприз. Как вы думаете, сможет ли запеть этот бокал?    - Попробуйте поводить пальчиком по краю, вот так.                                                            - А сейчас я попробую.           (Ученый играет на бокале)

Слайд 16. Поющий бокал.

(Взять тонкостенный бокал, поставить на стол, левой рукой держать за ножку, а правой, слегка помочив пальцы водой, средним или указательным пальцем водить по краю бокала. Появляется мелодичный звук.)

- Что вы услышали?                                                                                                                                        - А как я это сделала? (Ответы детей)

- Попробуйте и вы сделать так, чтобы бокал запел.                                                                    (Дети экспериментируют с бокалом)

- Почему бокал запел? (Ответы детей)

Вывод: Когда мы проводим пальцем по краю бокала, стекло бокала и вода в нем дрожит, образует звук.

- А теперь я предлагаю вам посмотреть и послушать, как можно играть на бокалах мелодию.

Дети садятся на стулья и смотрят:

 Видео – ролик «Игра на бокалах»                                        https://vk.com/video-49695827_164324754 

                                                   «Погремушки»

- Музыкальный инструмент можно сделать не только с помощью стаканов с водой. Мы можем сделать шумовой музыкальный инструмент.

Слайд 17. Шумовые инструменты.

(Показать коробочку, которая, если ее потрясти издает необычное шуршание.)

- На какой музыкальный инструмент это похоже? (на погремушку)

- Правильно, но есть еще один инструмент, похожий на погремушку. И называется он – маракасы. (показ)

Слайд 18. Маракасы.

- Я предлагаю вам сделать свои музыкальные инструменты из пуговичек и пластмассовых коробочек. (Практическая деятельность детей)                                   

 ( В заключение – выступление шумового оркестра под аккомпанемент муз. работника)

Слайд 19. Оркестр.

Итоги:

- Что интересного вы сегодня узнали о звуке?

- Что особенно понравилось?

- Вы сегодня узнали много нового, проводили опыты, экспериментировали. Я хочу вручить вам значок - «Юный исследователь». Надеюсь, вы еще не раз придете в мою лабораторию, чтобы узнать много нового.

Слайд 20.  Значок - «Юный исследователь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо изобразительной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Статическое электричество"

В практической деятельности я познакомила детей со статическим электричеством. В ходе эксперимента мы с детьми уточнили представления об электричестве и, посмотрев наглядный материал, провели совместн...

Роль аналитико-синтетической деятельности в обучении звуко-буквенному анализу и синтезу детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции 18-19 ноября 2021 года....

Конспект ООД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста на тему Недра Земли

Формирование  познавательной активности, первоначального понятия о полезных  ископаемых; закрепление знания о неживой природе....