Чем я могу помочь природе?
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Сидельникова Наталья Сергеевна

Дать детям понятия  «живая» и « неживая природа»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

             ГБОУ «Специальная  школа-интернат с. Ериловка»

Ситуативный разговор

                «Чем я могу помочь природе?»

                                                                 

                                                                   2017год.

Тема :Ситуативный разговор «Чем я могу помочь природе?»

Цель: Дать детям понятия  «живая» и « неживая природа».

Задачи: 1.Научить детей , как правильно ухаживать за комнатными растениями.

                2. Активизировать в речи детей  понятие “живая” и “неживая природа”.

                3. Воспитывать бережное отношение к природе,

Материал: цветы-карточки, схема роста растения, плакаты с запретными знаками , семена и земля для посадки, лейка с водой, медали.

Предварительная работа: беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о природе, экскурсии, изготовление плакатов.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем юными помощниками природы. А как вы думаете, что они должны делать? (Ответы детей.)

К нам в гости пришла Капитошка. Она подготовила интересные задания. За правильный ответ она будет давать свою капельку.

Задание 1. А) Что нас окружает? (Дети – природа и не природа.)

Б) Какая бывает природа? (“Живая” и “неживая природа”.)

В) Что относится к живой природе? (Всё, что растёт, дышит, питается, размножается: человек, растения, животные.)

Г) Что относится к неживой природе? (Воздух, вода, земля, камни, природные явления.)

Капитошка. Вы правильно ответили, а теперь давайте возьмите в руки листочки и разберите картинки. Если изображена на картинке “живая” природа, собраться нужно на зелёной лужайке, а если “неживая” – на жёлтой.

Дети классифицируют картинки, объясняя свой выбор.

За это задание Капитошка даёт “капельку”.1.

Дидактическая игра “Найди по описанию”.

Воспитатель описывает растение, дети находят его по картинкам.

1.У этого растения стебель толстый, а вместо листьев – колючки. Иногда на нем могут расцветать цветы (кактус).

2.Это растения с высоким стеблем, от которого отходят длинные заостренные мясистые листья, покрытые по краям колючками. Цветы очень красивые, собраны в соцветия, красной или оранжевой окраски. Оно цветет один раз в сто лет, поэтому имеет народное название – столетник (алоэ)

3.Это растение с высокими стеблями. По форме напоминает куст. Листья разнообразной формы. Цветки собраны в большие соцветия – белые, розовые, желтые, красные (герань).

4.Это растение с длинными резными листьями, никогда не цветет (папоротник).

5.Это растение с коротким сочным стеблем, толстые темно-зеленые бархатные листья собраны в розетку. Цветки нежно-розового, белого или нежно-фиолетового цвета. Цветет до глубокой осени, а иногда и зимой (фиалка).

6.Это растение, напоминающее куст, у него длинные мохнатые стебли. На стеблях растут красивые листья, разные по окраске. Встречаются цветки розовые, красные, оранжевые или белые. Они собраны вместе в соцветия (бегония).

Задание 2.

Воспитатель. Природе угрожает опасность. Чтобы ей помочь, существуют запретные знаки.

А) Нельзя рвать редкие цветы;

Стихотворение читает ребёнок:

Если я сорву цветок
Если ты сорвёшь цветок.
Если все: и я и ты
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Б) Нельзя трогать птенцов и разорять гнёзда.

Стихотворение читает ребёнок:

Пеночка летает, песенку поёт.
Мошек собирает, в гнёздышко несёт.
Гнёздышко на ветке скрыто под листочком.
В нём щебечут детки с тоненьким пушком.
Прибежали дети, гнёздышко нашли.
Птенчиков забрали, домой унесли.
Прилетела пеночка, птенцов не нашла.
От тоски и скуки птичка умерла.

В) Нельзя разжигать костёр близко от деревьев.

Капитошка читает стихотворение:

Автор: Николай Гумилёв “ Лесной пожар”

Ветер гонит тучу дыма,
Словно грузного коня.
Вслед за ним неумолимо
Встало зарево огня.

Только в редкие просветы
Темно-бурых тополей
Видно розовые светы
Обезумевших полей.

Ярко вспыхивает маис,
С острым запахом смолы,
И, шипя и разгораясь,
В пламя падают стволы.

Резкий грохот, тяжкий топот,
Вой, мычанье, визг и рев,
И зловеще-тихий ропот
Закипающих ручьев.

За это задание дети получают “капельку”. 2.

Физкультминутка “Цветок”.

Наши красивые цветки
Расправляют лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши красивые цветки
Вырастают высоки.
А мы их погладим
И тихонько сядем.

Пальцы собраны в щепотки и “раскрываются”.
Руки разводятся в стороны.
Покачивание прямыми руками в стороны, ладони вверх.
В том же положении ладони вниз, встряхивание пальцами.
Руки через стороны вверх.
Потянуться.
Дети медленно опускают руки скрестно, гладят себя по плечам
Садятся на свои места.

Задание 3. Ситуации.

Капитошка. А) Пошли дети гулять на лужайку. А там цветут красивые одуванчики. (конспект занятия с ds50.ru) Дети нарвали огромный букет и принесли его воспитателю. Она увидела букет и не обрадовалась, а расстроилась. Почему? (Ответы детей.)

Б) Из гнезда вывалился птенец. Что вы будете делать? (Ответы детей.)

В) Если на участке вы заметили грибы. Ваши действия? (Ответы детей.)

За это задание дети получают “капельку”. 3.

Задание 4.

Капитошка. Чтобы расцвёл этот цветок, вы должны правильно сказать, что необходимо для роста растений. (После правильного ответа цветочек “расцветает” по одному лепесточку.)

(Ответы детей: земля, полив, рыхление, мытьё листьев, свет, тепло…)

За это задание дети получают “капельку”. 4.

Воспитатель. Ребята, а давайте вместе с Капитошкой мы посадим цветы, а потом на 8 марта подарим вашим мамам. Попробуем вырастить из семян цветы! Что для этого надо? (Ответы детей: земля, посеять, полить, поставить на окно, там свет и тепло.)

За это задание Капитошка даёт “капельку”. 5.

Воспитатель. Дорогая Капитошка, для тебя дети приготовили сюрприз – сейчас они споют песню на Слова М. Пляцковского “Берегите природу”.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

За эту песню Капитошка даёт детям “капельку”. 6.

 Итог: Вместе с детьми подчитываются “капельки”. В группе сюрпризов, которые подготовила Капитошка находят сюрприз с номером 6.

Дети находят деревянный грибок, в котором медали “Юный защитник природы”. Капитошка награждает каждого ребёнка.

Звучит музыка, дети прощаются с Капитошкой, с обещанием беречь природу

Самоанализ воспитательского занятия

Тема занятия: Ситуативный разговор «Чем я могу помочь природе»

Цель: Дать детям понятия  «живая» и « неживая природа».

Задачи: 1.Научить детей , как правильно ухаживать за комнатными растениями.

                2. Активизировать в речи детей  понятие “живая” и “неживая природа”.

                3. Воспитывать бережное отношение к природе,

Целью данного мероприятия является формирование экологически грамотного поведения в природе, что соответствует одной из задач, которую решает воспитатель – формирование экологической культуры у учащихся начальных классов, воспитание бережного отношения к природе,  коррекция правил поведения в природе. Содержание занятия было доступным, составленным с учетом возрастных и психофизических особенностей, объема, уровня подготовленности обучающихся. Отмечается воспитывающая и коррекционная ценность содержания занятия, личностная  значимость, связь содержания с жизненным опытом обучающихся. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: • Словесные (чтение стихотворения «Смотрю на глобус....», наводящие вопросы,  чтение и проговаривание вслух правил поведения в природе, проведение игры «Что можно и что нельзя делать в лесу», похвала, поощрения) • Наглядные (показ мультимедийной презентации «Бережное отношение к природе») • Практические (проведение игры «Что можно и что нельзя делать в лесу», проговаривание вслух правил поведения в природе).

. Использование специальных приемов создало необходимую эмоциональную обстановку на занятии и способствовало активизации внимания учащихся. Использование элементов игры позволило создать эмоциональный контакт между детьми и педагогом. На занятии отмечается: организационная четкость, целесообразность .

Считаю, что цель воспитательского занятия была достигнута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме: «И я могу быть волшебником»

Открытый классный час по теме: «И я могу быть волшебником»  подготовлен Копниной Е. В., учителем нач. школы МОУ СОШ № 23 г. Дзержинска Нижегородской областиДанное мероприятие поможет провести кла...

классный час "Я могу быть волшебником"

Классный час для младших школьников  «Я могу быть волшебником»Задачи:- формирование ценностных ориентаций, повышение статуса нравственности в      поведении и отнош...

"И я могу творить чудеса!"

Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого классного часа "И я могу творить чудеса!"Цели, которые я поставила перед собой: 1.    Дать представление  о человеческих отношениях; ...

"ПРОБЛЕМА: не могу запомнить словарные слова!"

В данной консультации предложены алгоритм запоминания словарных слов, а также способы, облегчающие запоминание словарных слов и их проверки....

Я не могу вылечить ребенка, но могу научить его беречь здоровье

Известно, что до 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение, читать, писать, решать, слушать и говорить. Каждому человеку, вступающему в этот ...

Классный час «Как я могу помочь учителю?»

Классный час «Как я могу помочь учителю?»Цель: формировать культуру общения между учащимися и учителем и потребность соблюдать нормы поведения в школе.Приветствие.Сообщение темы классного часа. ...

Экологический проект "Чем я могу помочь природе"

Цели:воспитывать чувство любви к природе, уважения ко всему живому;помогать учащимся осознавать свою ответственность за природу вокруг нас, судьбу родной земли.Задачи:учить оценивать свои поступки и п...