Кружок по Кубановедению "Люби и знай свой край"
материал на тему

Коленкина Анна Игоревна

Программа кружка «Люби и знай свой край» направлена на  воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее.

Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной  деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Занятия в курсе кружка «Люби и знай свой край» призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_po_kubanovedeniyu.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

«Люби и  знай свой край»

                                                                     рабочая программа

                                                                             кружка краеведения

                                                                 

1.Пояснительная записка.

Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.

Программа кружка «Люби и знай свой край» направлена на  воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее.

Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной  деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Занятия в курсе кружка «Люби и знай свой край» призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.

Основу содержания программы кружка «Люби и знай свой край» составляет «Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению», а также раздел «Краеведение» программы дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма».

Цель программы:

  • формирование у будущих граждан станицы, знающих и любящих свой край, физически здоровых, способных решать трудные практические задачи, гражданской идентичности;
  • воспитание патриотизма и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей станицы, Курганинского  района.

Образовательные задачи:

  • знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание гордости за ратный труд земляков и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению.

Многочисленные практические занятия позволят детям понять взаимосвязь природных явлений, оценить значение и важность мер по охране природы, помогут воспитать доброе отношение ко всему живому, развить интерес к прошлому и настоящему своей семьи, станицы, района, края, сформировать начальные навыки исследовательской работы.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, информационно - коммуникативные технологии, групповая работа, индивидуальный подход к ребёнку, практическая работа.

Актуальность программы.

Кубановедение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальную возможность комплексного формирования личности, через преемственность разнонаправленного исторического, то есть, адаптационного, опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте. Но реально использовать краеведческие исследования со школьниками возможно лишь, правильно формулируя воспитательные и научные задачи этих исследований, используя современную методологическую основу, особенно при организации и проведении детских и подростковых туристско-краеведческих мероприятий, экспедиций, конференций, смотров и конкурсов.

Главным в краеведческой работе со школьниками является педагогический аспект: во-первых, его дидактическая (образовательная) сторона, предусматривающая овладение детьми современными методами краеведческих исследований, а во-вторых, воспитательная, то есть адаптационная сторона этих исследований.

История края, своего родного города всегда представляет интерес для народа. Данная программа помогает расширить знания учащихся о своей малой Родине, знакомит с историей станицы Родниковской, с людьми, прославившими Кубань, наш район.

В основу программы « Люби и знай  свой край» положены следующие принципы:

1. Совместная творческая деятельность.

2. Индивидуализация деятельности.

3. Позитивность.

4. Целостное развитие.

5. Наглядность.

Формы отчётности.

Проект, отчёт о работе могут быть представлены презентацией, рефератом, буклетом, стенгазетой, альбомом, творческим внеклассным мероприятием, которые могут  выполняться индивидуально и группой учащихся.

К концу обучения в кружке узнают:

- название своего края;

- названия городов, станиц края;

- названия рек, озер края;

- растения и животных края;

- элементы истории края, района, станицы.

Формирование метапредметных  умений.

- проводить простейшие исследования,

-работать над совместными проектами,

-обрабатывать собранные материалы,

-делать простейшие презентации  проведенного исследования,

-представлять итоги работы в виде творческого отчета.

2. Тематическое планирование

1 год обучения (35 часов)

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

Выездные (индивид. учебные занятия)

Организационное занятие

1

1

-

-

Путешествие по родному краю

3

2

1

-

Флора и фауна Кубани, Курганинского района

2

1

1

-

Имена и фамилии кубанцев

2

1

1

-

История Кубани

3

2

1

-

История Курганинска, станицы Родниковской

2

1

-

1

Достопримечательности Курганинского района

5

1

2

2

Кубани славные сыны

2

2

-

-

Твои земляки - герои

3

1

1

1

Поэты и писатели Кубани

2

2

-

-

Поэты и писатели г.Курганинска, станицы Родниковской

4

1

1

2

Работа по исследовательским проектам

5

-

5

-

Всего часов

34

15

13

6

  1. Содержание программы

1год обучения

1. Организационное занятие. (1 ч.)

Задачи и содержание работы кружка «Люби и знай свой край». Организация занятий.

2. Путешествие по родному краю. (3 ч.)

Кубань на карте России. Моря. Реки. Озера. Полезные ископаемые. Практическое занятие: зарисовка.

3. Флора и фауна Кубани, Курганинского района (2ч.)

Степи. Лесостепи. Горы.Практическое занятие: изготовление макета одной из природных зон.

4. Имена и фамилии кубанцев. (2 ч.)

Возникновение и значение имен и фамилий кубанцев. Практическое занятие: конкурс сочинений «Что значит мое имя».

5. История Кубани. (3 ч.)

Лента времени. Поселения кубанцев-казаков. Одежда в разные времена. Практическое занятие: Изготовление модели одежды казака и казачки.

6. История Курганинского района, станицы Родниковской (2 ч.)

Станица Курганная - город Курганинск. Улицы родного города. Экскурсия по улице Матросова.

7. Достопримечательности  Курганинского района (5 ч.)

Символы Курганинска. Памятники. Культурные центры. Транспорт. Практические занятия: Игра «Знай сигналы светофора», конкурс рисунков «Твой памятник герою».

8. Кубани славные сыны (2 ч.)

Великая Отечественная война на Кубани, оккупация Курганинского района и станицы Родниковской. Герои Войны. Партизанское движение. Дети-герои.

9. Твои земляки- герои (3 ч.)

Курганинск в годы Великой Отечественной войны. Их именами названы улицы, школы. Практическое занятие: Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др. Посещение памятников героям.

10. Поэты и писатели Кубани (2 ч.)

В. Бардадым. В. Неподоба, К. Обойщиков.

11. Поэты и писатели Курганинска, станицы Родниковской(4 ч.)

Практическое занятие: Фестиваль «Золотая роза»  творческого объединения «Лель». Составление стихов о станице, земляках. А.Затямин, О.Альтовская, Н.Поколода,  Р.Подашевская, В.Плотников, Г.Кондакова, Л.Коровина

12.Работа по исследовательским проектам (5 ч.)

Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием проекта. Защита проекта.

4. Методическое  сопровождение реализации программы

При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально изучают все вопросы кубановедения.

Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.

Целесообразно наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца» (портфолио ученика), куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д. Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.

При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.

Некоторые занятия на втором году обучения полезно проводить в форме докладов, мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.

Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.  При организации учебно-исследовательской и проектной деятельности  школьнику, всерьез взявшемуся за исследование, необходимо два равноценных руководства: руководство ученого и руководство педагога, что, безусловно, может сочетаться в одном лице, но также и в лице двух и даже трех преподавателей. Немало способствуют грамотному учебно-методическому и научно-исследовательскому потенциалу проектно-исследовательской деятельности школьников индивидуальные исследования и проекты педагога, учителя, необходимые ему в организации учебно-воспитательной работы с детьми, собирающему, например, краеведческие материалы в классе и за пределами школы, в экспедиции, на практике, в каникулы или в библиотеках, с целью обобщения известных фактов или в поисках новых, неожиданных явлений нашей жизни. Думать о том, что индивидуальное исследование педагога может оказаться в разрыве с его педагогической деятельностью - неправомерно. Именно через творчество педагога обобщается опыт проектной или исследовательской деятельности его учеников и воспитанников, отрабатываются и методики, и свод конкретных знаний, умений и навыков, которыми может овладеть младший школьник в ходе своего исследования или в ходе создания своего проекта. А это всегда все то, что выходит во взаимоотношениях педагога и ребенка за пределы формальной классно-урочной системы преподавания, определенно предполагая в ходе обучения и воспитания педагогически организованную деятельность, основанную, как правило, на краеведческом подходе.

Известно, что краеведческая деятельность как форма педагогически организованной деятельности, относиться к максимально гибким и разнообразным вариантам ее использования, связывающим задачи обучения с задачей стимулирования саморазвития личности, через социально-позитивную деятельность, воспитание культуры жизненного самоопределения, социальных взаимоотношений, культуры общения, воспитание интеллектуальной, нравственной, художественной, физической, экономической, экологической, трудовой и правовой культуры.

Но использовать всю палитру возможностей краеведения удается только при глубоком взаимодействии педагога и ребенка. Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства. То есть, школьное краеведение, кубановедение  позволяет участникам педагогического процесса выступить элементами сложнейших общественных отношений, включающих социальные, производственные, экономические и ролевые отношения.

Отсюда следует и определение педагогических целей и задач, таких как овладение конкретными знаниями, умениями и навыками, использование междисциплинарного подхода в овладении знаниями и практическое применение знаний, умений и навыков в ходе исследования, формирование метапредметных умений учащихся.

Выбор темы, формы и методов исследования должны соответствовать возрасту школьников, уровню их знаний. Нежелательно как занижать, так и завышать уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. Необходимо стремиться строить работу юных исследователей с достаточной степенью трудности, в этом случае в сотрудничестве с педагогом подросток способен наиболее успешно освоить и эффективно использовать новые знания, умения и навыки. Кроме этого, тема краеведческой работы должна быть избрана с учетом конкретных интересов юных исследователей, то есть должна быть не просто занимательна, но и способствовать развитию человека.

Важным навыком при подведении итогов экспедиции является умение подростков представить свое исследование на научно-практических детско-юношеских конференциях. Для этого необходимо научить их правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить школьников к устному изложению материала на аудитории, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы.

Начинающий исследователь должен уметь анализировать свои ошибки, уметь дать оценку работам коллег, уметь сравнивать свое исследование с близкими по теме исследованиями.

Исходя из учебных целей и задач, становятся очевидными и воспитательные задачи, одновременно охватывающие учебное время и досуг в экспедиции. Это такие задачи как: профориентация, оздоровление, формирование навыка жизни в коллективе, готовности отстаивать культурные и природные ценности.

При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.

Структура программы и общий подход к ее составлению позволяют учителю любого региона, наполнив местным содержанием,  вести занятия по краеведению, готовя учащихся к проектной и исследовательской деятельности.

5.Литература

  1. Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению.
  2. Программы для дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма»
  3. Р.Д. Болдырев, М.И. Ковальский «Наш край»
  4. Л. Гринь «Природа родного края»
  5. И.И. Степанов «Краснодарский край»
  6. И.П. Лотышев «Путешествия по родному краю»
  7. Н.В. Ходырева «Казачий семейный альбом»
  8. М.В. Мирук, Т.А. Науменко «Введение в историю Кубани»
  9. Г.Т. Чучмай «Лабинск»
  10. Г.И. Плотников «Животный мир Краснодарского края»
  11. С.Койдан «Лесной жемчуг»
  12. М.Ф. Харакоз «Лекарственные растения Краснодарского края»
  13. «Красная книга Краснодарского края» составитель Н. Нагалевский
  14. А Костенков, К. Обойщиков, И. Савченко «Кубани славные сыны»
  15. Боржов В. Занимательное краеведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби и знай свой край

Цели урока:-обобщить и проверить, а также расширить знания обучающихся по изученному разделу;-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, поддерживать интер...

Викторина "Люби и знай свой край родной" для обучающихся начальных классов

Викторина ориентирована на обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и способствует формированию патриотических качеств...

викторина "Знаю свой край"

Викторина по краеведению для 4 класса "Знаю свой край" посвящена Приморскому краю....

«Люби и знай свой край родной»

Цель :углубление знаний о природе  нашего края. Воспитание бережного отношения к природе ,  прививать любознательности. Оборудование: презентация «Поле чудес» , барабан, призы, карточки...

ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросо...

Классный час "Люби и знай свой край. Чимеевский Свято-Казанский монастырь"

Классный час "Люби и знай свой край. Чимеевский Свято-Казанский монастырь" 3 класс...

Своя игра "Люби и знай свой край"

Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...