Нравственное воспитание младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Загрутдинова Нурсиня Мавлютовна

Статья на тему "Нравственное воспитание младших школьников"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младших школьников

    Воспитательная деятельность – один из видов труда родителей, воспитателей и учителей. Цель воспитания – это вопрос, который определяет принципы, формы и методы, а также желаемый результат воспитательной деятельности.  Цель воспитания всесторонне и гармонически развитого человека  требует решения умственного, нравственного,  трудового, эстетического и физического воспитания.

   Главную задачу воспитания составляет нравственное влияние. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.

   Мыслители разных веков понятие  нравственности объяснили  по-разному. В трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства.… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

   В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [2,с. 120]

   Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Учебная деятельность, являясь  в младшем школьном возрасте ведущей, создаёт возможности для овладения учащимися приёмами, способами решения различных нравственных задач. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось  в объеме и усложнилось  по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания  имеют не меньшее значение  для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

   Н. И. Бондырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой – то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [1, с. 102].

   Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребёнку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

   Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

  1. Склонность к игре.
  2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью.
  3. Недостаточная чёткость нравственных представлений в связи с небольшим опытом
  4. Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками.

   Учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребёнка. Она имеет все возможности,   позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

В этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания и убеждения, но и атмосфера, которая, складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.

   Для нравственного воспитания  важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, дружбе, верности и гуманности.

   На уроке постоянно возникают деловые и нравственные отношения между учащимися. Совместная работа на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Урок, на котором дети получают удовлетворение  и радость от успешно выполненной общей работы, который вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

   Школе принадлежит приоритетная роль в нравственном воспитании младших  школьников. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс, результатом которого является формирование нравственно цельной личности в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек.

Литература

  1. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Учпедгиз, 1961. – 224 с.
  2. Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников.–М.:Просвещение,2007

                           Загрутдинова Н.М., Петрунина Н.Р.Шафикова Г.Ш.

                           учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №2»

                          им. Баки Урманче, г. Нижнекамск, Республика  Татарстан                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...