Классный час: Зиновий синичник
классный час (4 класс) на тему

Ромашова Людмила Михайловна

К вашему вниманию прдоставляю классный час "Зиновий синичник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyi_chas.docx55.93 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: Зиновий синичник.

4  класс

2017 уч.г.

Классный час «Зиновий синичник».

Мероприятие рассчитано  на обучающихся в возрасте 7-11 лет.  Его можно провести в кабинете с интерактивной доской  на занятиях внеурочной деятельностью.

Подготовила и провела: Ромашова Людмила Михайловна – учитель начальных классов.

Цель: формирование у обучающихся  ценностного представления  о зимующих птицах родного края.

Планируемые результаты:

формировать экологическую культуру;

- развивать коммуникативные навыки обучающихся;

- формировать у детей чувство национальной гордости;

- вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им  в  трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

- учить ценить и беречь окружающий нас мир.                                                       

Оборудование:  мультимедийная доска, презентация, рисунки и плакаты..

Предварительная подготовка: 

составление презентации, изготовление кормушек;

- оформляются плакаты "Птицы – друзья леса, сада и огорода!", "Ребята, любите и охраняйте птиц!", "Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!";

- оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему "Мир птиц".

Музыкальное сопровождение.

  1. «Голоса птиц»

План мероприятия.

  1. 12 ноября – «Зиновий синичник»
  2. Интеллектуально – познавательная игра, сбор материала для проекта.
  3. Составление проекта: « Будем чествовать пухляка сообща!»
  4. Знакомство с птицей – символом 2017 года (обобщение юного орнитолога).

ВЕДУЩИЙ:        Ей на месте не сидится:

                               Всё летает целый день

                               Суетится, суетится

                               Целый день звенит «тень- тень»!

                               Угадайте что за птица?

                               То весёлая …..(синица)

        Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам. Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник  слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В  былые времена 12 ноября   отмечали  «день синиц». Поэтому,  именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города на зимовку. 

      В  народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.

  • Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
  • Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод или войну. 
  • Свистит синица - на ясный день.
  • Синицы утром пищат - на ночной мороз.

       Вы спросите: «Почему же  птиц называют синицами»?

Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперение этих птиц часть перьев, имеет сине - голубую окраску.

    Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.                 

( На доске висят иллюстрации  синиц)

    Синичий ряд обширный. В российской фауне в семействе синицевых 10 видов.

Давайте послушаем как поет синица (прослушивание аудиозаписи).

ЮНЫЙ ОРНИТОЛОГ ( в его команде художник-оформитель, редактор):

      - Дорогие друзья! Сегодня я предлагаю ваш собрать информацию для проекта: «Будем чествовать пухляка сообща!» Будьте внимательными, находчивыми - ваша задача собрать информацию для моего исследования. А для этого надо справиться со всеми заданиями нашей интеллектуально-познавательной игры.

Алгоритм составления проекта:

  1. Птица года 2017.
  2. Происхождение названия птицы.
  3. Места обитания.
  4. Размножение.
  5. Причины исчезновения.
  6. Как сохранить или быть полезным.

(информация выдается на заранее подготовленных  блоках при правильном прохождении этапов интеллектуально-познавательной игры. Юные орнитологи составляют и оформляют проект для выступления перед ребятами).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА.      (Дети разделены на команды)

ВЕДУЩИЙ

  1. Отгадай загадки. На дворе сейчас поздняя осень, скоро зима. Зима для наших пернатых друзей тяжёлое время года. Большим и маленьким птицам холодно и голодно зимой. Сидят на проводах, тесно прижавшись друг к дружке, маленькие птахи прячутся под стреху, пытаясь таким образом согреться. Но не так страшен птицам холод, как голод.  

 Кроме синиц с нами зимуют и другие  птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

 

1. В серой шубке перовой.                               2.Кто там прыгает, шуршит,

И в морозы он герой.                                           Клювом шишки потрошит,

Зимовать не улетает,                                            Голоском речистым, чистым-

Под карнизом обитает (Воробей).                      лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

 3. Не дровосек, не плотник,                            4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

А первый в лесу работник (Дятел)

5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?”      

 Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

       6.Серенький, аккуратненький, воркует                 7. Стойкий, стужам не подвластный

          сидит, на подружку глядит. ( голубь)                     Песней славит он зарю,

                                                                                              Знать не  даром, галстук красный

                                                                                              дан с рожденья… ( снегирю)

       8. Северные гости

           Клюют рябины грозди,

          Так нарядны и ярки,

          На головках – хохолки!  (Свиристели)            

ВЫДАЕТСЯ БЛОК – Птица года 2017.

  1. Игра птичий концерт.

Одна команда издает звуки – другая называет словами их пение.

Воробьи – чирик – чирик                 Воробей – чирикает

Ворона – кар – кар                           Ворона – каркает

Гусь – га-га-га                                   Гусь – гогочет

  Свиристель – тюр –тюр – тюр         Свиристель – свиристит

  Дятел – тррр – тррр

  Снегирь – дю – дю – дю                   Утка – крякает

Клёст – цок – цок – цок                     Филин – ухает                

 Синицы – тинь – тинь                        Курица – кудахчет      

 ВЫДАЕТСЯ БЛОК – Происхождение названия.

3.Конкурс факты из жизни.

Я буду зачитывать факты из жизни птиц, а вы должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

*  Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

*  Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

*  У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

*  Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

*  Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях.  (Да)

*  Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

* У дятла самый длинный язык из всех птиц – 5 см. (Нет – 15 см)

*  Клесты выводят птенцов зимой. (Да) 

                                                           ВЫДАЕТСЯ БЛОК – Места обитания.

4.Игра «Посчитай птиц».

Вот забавная задача ожидает смельчаков

Пожелаем им удачи, отвечайте, кто готов!

Вам задачка от синички такова

Сосчитайте сколько птичек прилетело к нам друзья?

                        Мы кормушку смастерили,

                        Мы столовую открыли.

                        Воробей, снегирь – сосед,

                        Будет вам зимой обед.

                        В гости первый день недели

                        К нам синицы прилетели.

                        А во вторник, посмотри,

                        Прилетели снегири.

                        Три вороны были в среду.

                        Мы не ждали их к обеду,

                        А в четверг со всех краев –

                        Стая жадных воробьев.

                        В пятницу в столовой нашей

                        Голубь лакомился кашей.

                        А в субботу на пирог

                        Налетело  семь сорок.

- Кто самый внимательный? Ответьте на вопросы:                                       

1. Какие птицы прилетали на кормушку? (синицы, снегири, вороны, воробьи, голубь, сороки)                                                              

2. В какой день недели прилетали вороны? ( в среду)                                                      

3. Сколько ворон прилетало? (три)

4. Чем лакомился голубь на кормушке?  (кашей)                                                                    

5. Чем угощались сороки? (пиром)                                                                                      

6. Сколько было сорок на кормушке?  (семь)

Молодцы, и с этим заданием справились!

                                                                                         ВЫДАЕТСЯ БЛОК – Размножение.

5.Игра «Доскажи словечко».

-Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

Могучий, как…   (орёл).

Мудрый, как…    (сова).

Вороватая, как… (сорока).

Важный или спокойный, как…    (гусь).

Важный или надутый, как…    (индюк).

Верность…. (лебединая).

Любовь и нежность …   (голубиная).

Длинноногий, как….                  (журавль).

Большеглазый, как …     (филин).

Желторотый, как ….        (птенец, цыплёнок).

Взгляд хищный, как у…     (ястреба).

Взгляд зоркий, как у…         (сокола).

Нос с горбинкой, или …      (орлиный).

Шея красивая, или …          (лебединая).

Болтать или трещать, как…        (сорока).

Ворковать, как…                          (голубь).

Накаркать (накликать беду), как…    (ворона).

Долбить (говорить одно и тоже), как…    (дятел).

Щебетать, весело переговариваться, как … (воробей).  

                                                       ВЫДАЕТСЯ БЛОК – Причины исчезновения.

6.Игра «Отбери корм для птиц». ( каждая команда в свою кормушку).

Детям предлагается отобрать корм для птиц ( семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т.д.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.

ВЕДУЩИЙ: с Синичкиного дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». 

     В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала... Зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.   

     Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.

   Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.

Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

                                                     ВЫДАЕТСЯ БЛОК – Как сохранить или быть полезным.

7.Конкурс «Собери пазл».         В это время оратор – орнитолог готовиться к выступлению. В помощь к этому презентация на интерактивной доске.

8.Выступление юного орнитолога.

Пухляк - птица 2017 года

ird2017-02

         Союз охраны птиц России объявил, что титул птицы года в 2017 году будет носить буроголовая гаичка, или пухляк.

         Латинское название этой птицы - Parus montanus ("горная синица"), а народное название «пухляк» она получила за то, что в холода топорщит перья, превращаясь в пухлый рыхлый шарик.

          Несмотря на свое хрупкое сложение, она может быть символом успешного противостояния трудностям: эта маленькая птичка зимует не только в средней полосе Европейской России, но и в Якутии, на «полюсе холода», где нередки морозы до минус 50 градусов. Буроголовая гаичка – типичный лесной житель, в городах ее можно встретить разве что в лесопарках. Суровыми зимами спасают буроголовую гаичку запасы корма, созданные в теплое время. Орнитологи подсчитали, что с весны до осени одна гаичка складирует в укромных местах до 15 кг зимнего запаса (преимущественно семян ели) – около полумиллиона кормовых объектов. Чтобы успешно перезимовать, достаточно 300 000 таких объектов, но инстинкт велит перестраховываться – часть запасов зимой не удастся найти.

          Неумолимая статистика свидетельствует, что в первый год жизни из 1000 гаичек выживает только треть, до 5 лет удается дожить примерно 50 птицам, а до 6-7 лет – только трем. Максимально известная продолжительность жизни пухляка – 9 лет.

          Из всех птиц-дуплогнездников буроголовая гаичка острее всех страдает от вырубки небольших сухих деревьев, необходимых ей для гнездования в местах пикников с кострами. Этот вид птиц не переносит паркового благоустройства, исчезает из лесов, в которых провели санитарные рубки, после проведения осушительных работ.

          Уже с самых первых дней года можно и нужно начинать действовать. Чтобы птицы могли пережить сильные морозы, важно организовать для них зимнюю подкормку: повесить на окраине села, в парке или лесопарке кормушку и пополнять в ней запасы корма. Будем чествовать пухляка сообща!

ВЕДУЩИЙ: - Спасибо всем за участие! Обязательно поделитесь своими впечатлениями и новыми знаниями со своими друзьями. Пусть желающих беречь природу и братьев наших меньших станет больше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зиновий синичник

сценарий праздника для 1,2 классов, посвященный дню синиц...

Сценарий праздника “Зиновий – синичник”

Сценарий совместного праздника  обучающихся 1-2 классов. Цель: создать условия для ознакомления  с условиями жизни птиц зимой....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Зиновий синичник (внеклассное мероприятие для начальных классов)

Данное мероприятие поможет ребятам узнать, как правильно изготовить кормушку для птиц, каким кормом кормить  птичек. Цель мероприятия: привлечь внимание детей к проблеме зимней подкормки птиц....

Разработка мероприятия "День Зиновия - синчника"

Внеклассное мероприятие "День Зиновия - синичника" или "Синичкин день"...