Классный час "Государственные символы России"
методическая разработка

Афиногенова Валентина Александровна

Цель: Знать государственные символы России и их историю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennye_simvoly_rossii.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ» пгт Синдор Княжпогостского района Республики Коми

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ

( классный час)

Автор: Валентина Александровна Афиногенова,

учитель начальных классов

2017 год

Цель:

изучение государственных символов России и их истории.

Задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к государственным символам России (флаг, герб, гимн);
  • расширять представления детей о родной стране, о государственных символах России;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну.

Пояснительная записка:

Тематический классный час проводится по направлению духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся «Наш дом - Россия». Мероприятие рассчитано для школьников 9–11 лет (3–5 классы).

Рассказы детей сопровождаются просмотром презентации, прослушиванием произведений Л.Бетховена «Аппассионата», П.Чайковского

«Первый   концерт   для   фортепиано   с   оркестром»,   Штрауса,   Рахманинова

«Первый концерт для фортепиано с оркестром», «Молитва русских» (сл. В.А.Жуковского), Государственного гимна Советского Союза. Исполняется Государственный гимн России.

Для подведения итогов выбирается жюри из числа гостей (родители, учителя).

Оформление:

  • изображения Государственного герба России, Государственного флага России, Государственного гимна России;
  • выставка книг с информацией о Государственной символике России;
  • выставка исследовательских работ детей по Государственной символике.

Технические средства:

Мультимедийная установка.

Предварительная работа:

Учитель предлагает детям тему мероприятия «Государственные символы России», формулирует проблему «Что мы хотим узнать о Государственных символах России?». Вместе с детьми определяют темы исследовательской работы.

Класс делится на группы:

  • группу «Герольдов»;
  • группу «Вексиллологов»;
  • группу «Виват!».

Группы осуществляют деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты. Учитель консультирует, координирует и корректирует. Самый интересный материал добавляется в презентацию.

Классный руководитель помогает подготовить сообщения для проведения мероприятия.

Дети разучивают Государственный гимн России.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Учитель:

  • Что такое Родина? (ответы детей)
  • А в какой стране родились и выросли вы? (ответы детей)

Да, вы родились и выросли в России. Как и все государства в мире, Россия, Российская Федерация имеет свои символы.

  • Как вы понимаете, что такое символы? (ответы детей)

(Символы - условные изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определенные представления. Так, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США, мы видим статую Свободы или небоскребы).

Бескрайние просторы полей и белые березы наших лесов - это символы России.

Московский Кремль, Знамя Победы, Могилы Неизвестного солдата в Москве или в другом городе - это тоже символы России, Российской Федерации.

Но это неофициальные символы, а есть символы государственные.

  • Что это за символы? (ответы детей)

(Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн).

Открывается тема: «Государственные символы России», изображения Государственного герба, Государственного флага, текст Государственного гимна.

  • К государственным символам всех стран надо относиться с уважением, чтить их. Посягательство на герб и флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, ее населению.

Готовясь к этому мероприятию, наши ребята объединились в три группы:

«Герольды», «Вексиллологи», «Виват!»

Каждая группа провела свое исследование, результаты ребята оформили. И сегодня они поделятся своими знаниями.

  • Слово первой группе – «Герольдам».

  1. ученик: Геральдика - это наука о гербах.

Герольды занимаются изучением истории гербов, правил их составления.

Герб - это отличительный знак, важнейшая эмблема государства, города, области, рода. Его изображают на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слово «герб» в переводе с немецкого языка означает «наследство».

Гербы появились давным-давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей.

Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов.

  1. ученик: Существовали правила, по которым составлялись гербы. Например, различали несколько форм щитов - варяжский (треугольный), итальянский (овальный), испанский (плоский сверху и закругленный снизу), французский (четырехугольный, заостренный внизу), германский (причудливой формы).

Использовались следующие цвета - красный, зеленый, голубой, черный, пурпурный.

На гербах разрешалось изображать фигуры животных.

Часто        там        помещался        лев,        двуглавый        или        одноглавый        орел,        дракон, единорог, медведь.

Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита.

  1. ученик: Современный государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом три короны (две малые и одна - большая). В лапах орла - скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.

  1. ученик: Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единства. Всадник на щите на груди орла - не только древний символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

  1. ученик: Всадник этот - Георгий Победоносец. По преданию, в некотором царстве-государстве жители отдавали на съедение дракону (змею) своих детей. Так они спасали свою землю от разорения. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в той стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его. Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Воин (Георгий Победоносец) - символ защиты родной земли (страны) от врагов.

Учитель: Возникновение Государственного герба России связано с именем великого князя Московского Ивана III. Уже прошло более пятисот лет.

Значение и внешний вид Российского герба неоднократно менялись за это время. Рассмотрите изображение гербов.

После Октябрьского переворота 1917 года, когда свергли царя, и к власти

пришли большевики, решили уничтожить все старые символы.

Появляется новый герб РСФСР. На щите с фигурными краями в лучах восходящего солнца были схематично изображены серп и молот и написано РСФСР. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» располагался на ленте, покрывавшей колосья внизу.

Позднее к РСФСР стали присоединяться другие республики. Образовался СССР. Появился новый герб СССР. Щит был заменен на земной шар. Надпись

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» была повторена на языках народов республик сначала шесть раз, а потом на шестнадцати языках на лентах, обвивающих колосья. Этот герб просуществовал до 1991 года.

Рефлексия:

  • Что нового узнали?
  • Что показалось интересным?
  • Что было непонятно?
  • Какие появились вопросы?

Слово второй группе "Вексиллологам"

  1. ученик: Вексиллология - историческая наука, изучающая знамена и флаги. Вексиллологи - это люди, которые изучают историю знамен и флагов. Вексиллум - так в Риме называли знамена.

Государственный флаг, как символ страны, утвердился в России лишь в XIX веке.

  1. ученик: Предшественниками его были военные знамена и церковные хоругви (полотнища с изображением святых). Самое древнее название военного знамени - стяг. Это слово встречается в наших летописях. Раньше стяг представлял собой длинный шест с укрепленными на верхушке ветками деревьев, пучками травы или конских волос. Потом к шестам стали прикреплять куски ярких тканей разной формы. Во время военных походов стяг служил для подачи команд и сбора дружинников вокруг князя или воеводы, но затем стал боевым символом дружины.

  1. ученик: А вот Российский флаг своим рождением обязан отечественному флоту. Флаг служил опознавательным знаком корабля, то есть какой стране принадлежит данное судно. Во времена Петра I под Российским триколором, бело-сине-красным флагом, ходили торговые суда. А военный флот - под Андреевским флагом (голубой косой крест на белом поле). Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания.

После Петра I другим императором был утвержден черно-желто-белый флаг, но просуществовал он не долго. Снова вернулся Петровский триколор.

После революции 1917 года был утвержден красный флаг (флаг цвета

борьбы, цвета крови).

  1. ученик: Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, а нижняя - красного.
  • Что означают цвета Российского флага?

Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир. Он считался символом отваги и мужества, а также синонимом красивого.

Белый и синий цвета были цветами русской православной церкви.

Синий - это небо, верность.

Белый - божественный свет. Он олицетворял мир, чистоту, благородство.

  1. ученик: Красное знамя - знамя Вооруженных Сил России. С красными знаменами советская армия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) прошла долгий и героический путь до Берлина. Знамя Победы над поверженной столицей врага было красного цвета.

Российскому Военно-Морскому Флоту перешел бело-голубой Андреевский

стяг.

Рефлексия:

  • Что нового узнали?
  • Что показалось интересным?
  • Что было непонятно?
  • Какие появились вопросы?

Учитель: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную и величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, солдаты и матросы салютуют оружием. Все торжественно, красиво, немного строго.

О гимне нам расскажут ребята из группы «Виват!»

  1. ученик: Гимн   слово   греческого   происхождения,   оно   означает

«Торжественную, хвалебную песнь». Происхождение гимнов различно. В одних случаях это молитвенная песнь, в других - военный марш. В эпоху Петра I празднование побед сопровождались виватными песнями - гимнами (от слова

«виват!» - «да здравствует!»).

  1. ученик: Первый официальный государственный гимн России появился в честь победы русского народа над Францией в 1812 году. Назывался он

«Молитва русских». Второе название гимна – «Молитва русского народа».

Боже, царя храни! Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам! Царствуй на страх врагам, Царь православный,

Боже, царя, царя храни!

  1. ученик: Россия знала еще несколько мелодий, ставших ее неофициальными гимнами. После установления советской власти гимном государства стал Интернационал.

1 января 1944 года (во время В.О.в.) по радио прозвучал новый Государственный гимн СССР.

Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз.

Новый        гимн        должен        был        сплачивать        народ        в        защите        Отечества        от фашистов, звать к новым подвигам и свершениям.

  1. ученик: Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Каждое государство имеет свой гимн.

Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг.

Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Весь мир должен уважать символы нашего государства.

  1. ученик: Этому соответствует мелодия нашего гимна «Россия - священная наша держава», написанная композитором Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают в нашей стране и во всем мире. Такая музыка рождает гордость за свою страну.

Слова для гимна написал Сергей Владимирович Михалков. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания. Тех, кто хочет любить свою Родину и гордиться ею.

(Исполнение гимна).

Рефлексия:

  • Что нового узнали?
  • Что показалось интересным?
  • Что было непонятно?
  • Какие появились вопросы?

Учитель: Ребята, вы много нового узнали о государственной символике

России, подготовили прекрасный материал. А теперь мы узнаем, насколько вы были внимательны. Каждой группе предлагаем вопросы викторины.

Викторина:

  1. Где        изображается        Государственный        герб        России?        (на        паспорте, свидетельстве о рождении, знаменах, печатях, денежных знаках, и др.)
  2. Сколько лет назад появился первый герб нашего государства? (более пятисот лет)
  3. Назовите авторов гимна России (А.В.Александров, С.В.Михалков)
  4. Назовите последние слова в припеве гимна России. (Славься, страна! Мы гордимся тобой!)
  5. Во время царствования какого царя на гербе появился двуглавый орел?

(Иван III)

  1. Назовите цвета Государственного Российского флага. (белый, синий, красный)
  2. Как называется флаг Российского Военно-Морского флота? (Андреевский флаг)

А пока жюри подводит итоги, я хочу задать вам еще вопрос.

  • Как вы думаете, все ли мы сегодня сказали о Государственной символике?

(нет)

Более полную информацию вы можете получить из        книг на нашей выставке, а также из энциклопедий, интернета и др.

Далее детей подвести к необходимости знакомства с символикой Республики Коми. Предложить задания по ее изучению с последующим разбором на классном часе.

(Выступление жюри. Награждение).

Учитель: Теперь вы сами может рассказать о государственных символах нашей любимой Родины, имя которой Россия. Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Пусть славится наша страна в веках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Символы России" 3 класс

Классный час, посвящённый 20-летию Конституции РФ...

Классный час "Символы России. Конституция РФ"

Цель классного часа : познакомить учащихся начальных классов  с символами РФ, главным законом страны-конституцией. Классный час проводится в рамках недели истории....

Классный час.Символы России

Классный час для первоклассников...

Классный час.Символы России

Классный час для первоклассников...

Классный час "Символы России"

Классный час для учащихся начальных классов...

Классный час " Символы России"

Методическая разработка.Классный час " Символы России"...

Классный час "Символы России",4 класс

Работа представляет собой план-конспект, творческую работу, включающий вопросы по символике Российской Федерации....