Литературный ринг «Разговор о дружбе»
методическая разработка (2 класс) на тему

Крайнова Ирина Александровна

Литературный ринг, посвященный дружбе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеклассное мероприятие769.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Методическая разработка

 информационно-развлекательного мероприятия,

 направленного на пропаганду здорового жизненного стиля

                              Литературный ринг «Разговор о дружбе»

Автор: Крайнова Ирина Александровна

Учитель МБОУ «Богородская СОШ»

Стаж работы – 25 лет

Форма проведения – классный час

Контактный телефон: 89087231454

                                                               «Дружба – главное чудо на свете,

                                                                 Сто открытий для всех нас таящее.

                                                                 И любая беда – не беда,

                                                                 Если рядом друзья настоящие».

Содержание

  1. Введение __________________________________________3
  2. Пояснительная записка_____________________________4-5
  3. Сценарий классного часа «Разговор о дружбе» ________5-12
  4. Заключение________________________________________13
  5. Литература_________________________________________13
  6. Приложения______________________________________14-15

 Введение

Мы живем в современном обществе. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в настоящее время в обществе идет активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Люди не умеют между собой общаться, дружить, понимать друг друга, они редко ходят в гости друг к другу. Возникает необходимость   воспитания   культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе.                                                                    

Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, способов разрешения социальных ситуаций.

Общение со сверстниками играет важную роль в нравственном развитии ребенка.  Необходимо формирование «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

Поэтому особого внимания заслуживает вопрос дружбы, так как дружба взаимообогащает   детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радости и огорчения.                                    В связи с этим возникла необходимость подготовки и проведения данного мероприятия.

Пояснительная записка

Данное мероприятие разработано для учащихся 2 класса в виде литературного ринга «Разговор о дружбе».

Оно проводится в форме классного часа.

Продолжительность – 45 минут.

Цель: на основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.  Учить детей ценить дружбу, друзей, оценивать чувства и поступки других;

2.    Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение друг к другу;

3.   Развивать умение работать индивидуально и коллективно;

4.   Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы;

5.  Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Мероприятие выстроено в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности.

В ходе мероприятия использованы словесные, практические, игровые методы обучения.

 Оборудование:  

заготовки отрывком из литературных произведений; два конверта с пословицами; два конверта со словами; листы А4; интерактивные задания; сердцевина и лепестки для составления цветка дружбы; два мяча;  аудиозапись песни  кота Леопольда «Про дружбу», аудиозапись «Если с другом вышел в путь».

Для каждого ребенка: ручка, листы бумаги, клей.

Присутствуют общеклассные, групповые формы организации познавательной деятельности.

В результате проведенного мероприятия дети должны научиться понимать, что они живут на свете не одни, а среди людей, что соблюдение определенных норм и правил поведения делает отношения между людьми необременительными, а приятными.

                                                               ХОД ЗАНЯТИЯ

-Добрый день, ребята! Мы сегодня поговорим с вами о тех человеческих качествах, которые помогают людям найти взаимопонимание, стать настоящим человеком. А чтобы разговор получился интересным, проведем его в виде литературного ринга между двумя группами.

В начале нашего занятия я хочу вам прочитать басню Л.Н.Толстого «Отец и сыновья».

 «Отец и сыновья»
(Басня)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»! Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».

- Что хотел сказать этими словами отец?

-Как вы считаете, можно ли слова, которые отец сказал сыновьям отнести к нашему коллективу?

-Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке? Давайте переставим буквы на доске в правильном порядке и прочитаем, что получилось.

                            Жрбаду (на интерактивной доске)

- Вы уже догадались, о теме нашего занятия?

-А что такое дружба? (Дети высказывают свои версии)

- Давайте заглянем в толковый словарь Ожегова и узнаем значение слова «Дружба». 

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.  (читают на доске).

-О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

Учиться жить дружно среди людей, в коллективе очень важно.

В целом мире нет ни одного человека, который бы хоть раз не задумывался над тем, что такое дружба, для чего она, в чем ее сила и почему ею надо дорожить. Еще издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе.

  1.  Первый этап ринга - работа с пословицами.

Составление пословиц (каждая группа получает конверты с разрезанными пословицами)

Конверт для 1 группы:

 «Друг познается в беде»

 «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

«Новых друзей наживай, а старых не теряй».

«Без друга в жизни туго».

Конверт для 2 группы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Крепкую дружбу и водой не разольешь».

«Дружба как стекло: разобьешь не сложишь».

«дружба крепка не лестью, а правдой и честью».

-объясните, как вы понимаете эти слова.

II.   Второй этап ринга – «КЕЙСЫ».

Каждой группе предлагается для чтения текст. Подготовьте чтение этого текста и придумайте вопросы по нему для другой группы.

                                        «Самое страшное»  

                                      (читает первая группа)

     Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил

     Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он гордился. Гордился, да недолго.

     Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже отвернулись.

      Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

       Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

       Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

       Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

                                                                                                              (Е. Пермяк)

Примерные вопросы:

- Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?

- Почему Вова остался один на свете?

- Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?

                                                         «Канавка»  

                                            (читает вторая группа)

     Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч.

В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

     Витя подбрасывает мяч, но всё видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.

     - А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку: - Вот сколько молока пролила!

       А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.

      - Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.

       Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из нее птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!"

        Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток… сделал переход.

        Теперь можно было переходить спокойно.

         Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

         И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

                                                                                                 (В. Донникова)

Примерные вопросы:

- Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку?

- Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?

III.   Третий этап ринга – «Ты среди друзей».

звучит песня «Если с другом вышел в путь»

     Поиграем в игру «Передай мяч». Вы должны передавать мяч своему соседу с помощью локтей, при этом постараться не уронить и как можно быстрее передать от первого к последнему участнику и обратно.

     Вторая игра «Кто это». Необходимо выбрать себе партнера из другой команды, не называя его имени, а только перечисляя его человеческие качества и некоторые внешние признаки.  Например:«Это мальчик. Он любознательный, очень веселый, большой друг Васи и Коли. У него костюм синего цвета». С этим партнером нужно пронести мяч в другой конец кабинета, зажав его между своими плечами.

IV.   Четвертый  этап-  литературная викторина.

- А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем)
- Давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах.

 (команды отвечают по очереди ):
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили  … . Назовите этих друзей – музыкантов

(Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)
2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей?

(Слонёнок)
3.Какая девочка выручила своего друга из ледового плена?

(Герда)
4.Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)
5.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он?

(Пудель Артемон).
6. Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить?

(Волк Акела)
7. Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)
8. Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам поступает очень мудро. Назовите этих друзей

(Винни – Пух и Пятачок)

V.   Пятый   этап – выбор качеств, которыми должен обладать друг. 

-Ребята, а есть ли у вас друзья?  Кого мы называем своим другом? (ответы детей)

За более точным определением слова «Друг» обратимся к толковому словарю Ожегова.

Друг это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. (читают на доске)

Каким же должен быть друг? Предлагаю вам карточки со словами.

Вы должны выбрать карточки с теми качествами, которые хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на выданные листы А4.

 (Дети получают конверты со словами. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, честность, вежливость, ответственность, храбрость, верность, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

Все полученные работы вывешиваем на доску:

   -Какие качества вы выбрали?

   - Какие карточки у вас остались? Почему?

  - Почему распадается дружба?

  - Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?

 -Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

VI. Шестой этап ринга  –  «Как поступить?»

-А сейчас я хочу узнать, какие вы друзья. Я предлагаю вам ситуацию, вы должны подумать и сказать, как бы вы поступили в данном случае?

Для 1 группы:

-Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки, что вы сделаете?

Для 2 группы:

-Вы выполняете задание, но ваш друг не может с ним справиться, как вы поступите?

-Молодцы! Из ваших ответов стало понятно, что вы настоящие друзья.

-Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Существует много законов дружбы. И сейчас вы прочтёте их. Но это только некоторые из них и надеюсь вы обязательно их дополните. А пока зачитайте по очереди.

(Учащиеся читают по цепочке на доске)

Законы дружбы

  1. Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
  2. Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам.
  3.  Не завидуй другу!
  4.  Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина.
  5.  Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
  6. Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке.
  7. О достоинствах своего друга расскажи каждому.

Рефлексия.

- Перед вами лежат лепесточки, обведите на них свою ладошку, подпишите своё имя. А теперь составим из наших лепестков цветок дружбы и скажем друг другу слова известного сказочного героя мультфильма кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Звучит песня кота Леопольда «Про дружбу».

Подошел к концу наш ринг. В нем нет победителей и проигравших. Как вы думаете, почему? О чем мы говорили сегодня? Действительно ли важно, чтобы человек обладал добротой, чуткостью, отзывчивостью, умел дружить? В чем это проявилось на сегодняшнем занятии?

Заключение

Классный час на тему: «Разговор о дружбе» вызвал большой интерес у детей. Он прошел при максимальной активности класса. Дети с большой ответственностью отнеслись ко всем заданиям. Такие классные часы помогают обучающимся разобраться в себе, осознать свои обязанности перед друзьями, осмыслить истинное значение слов дружба, товарищество. Классные часы на такие волнующие темы – это  событие не заканчивающееся одним днем. Дети долго живут этим событием: они обсуждают эту тему друг с другом, делятся впечатлениями и готовы с повышенным интересом участвовать в новых классных часах. Классные часы сближают и сплачивают класс. Внеклассная работа отвлекает обучающихся от нежелательных влияний и заполняет их досуг интересными и полезными делами.                                         Считаю, что выбранные мною формы и методы работы способствовали реализации цели воспитательного мероприятия, которое стало настоящим событием в жизни класса.

Литература: 

  1. Архарова Л.И. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. Москва: Центр «Педагогический поиск». 2005.
  2. Гайдина Л.И.  Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы. Москва: ВАКО, 2007. 272с.
  3. Кучаг А.Н. Праздники, игры и развлечения для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 2008.192с.
  4. С.И. Ожегов «Словарь русского языка».

  1. Толстой Л.Н. «Отец и сыновья» (басня).
  2. Интернет-ресурсы:

       ped-kopilka.ru…konspekt…meroprijatija…2…na-temu…

            infourok.ru…klassnogo-chasa-pogovorim-o-druzhbe…

Приложения

  1. Листы А4 к 5 этапу ринга.

                    Для 1 группы                                                               для 2 группы

  http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_25f2d1daf0d38b4e0883b840374abaa6.jpg.jpg                  http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2017_893da28c0c0690906c3f9f1d7f4690a1.jpg.jpg

  1. Фото мероприятия.

C:\Users\Admin\Desktop\DSCN3121.JPG                            C:\Users\Admin\Desktop\DSCN3119.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\DSCN3116.JPG                           C:\Users\Admin\Desktop\DSCN3117.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\DSCN3115.JPG                     C:\Users\Admin\Desktop\DSCN3118.JPG   

C:\Users\Admin\Desktop\DSCN3114.JPG                       C:\Users\Admin\Desktop\DSCN3120.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в форме литературного ринга "О дружбе, доброте и отзывчивости"

Внеклассное мероприятие в форме литературного ринга "О дружбе, доброте и отзывчивости". На материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей, развиват...

Классный час на тему: "Разговор о дружбе"

Классный час в 3 классеТема: «Поговорим о дружбе»Автор: Пылина Ирина Михайловна. Цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способство...

Классный час "Разговор о дружбе"

Данный классный час разработан для учащихся 2 класса. Тема очень важная для детей. Здесь раскрываются такие понятия как друг, дружба,  товарищ.  Классный час с презентацией....

Классный час "Разговор о дружбе"

классный часЦели: формировать нравственные качества, умение дружить и дорожить дружбой; дать понятие таких слов как дружба, товарищ, приятель; развивать умение рассуждать, аргументировать ...

Тематический классный час "Разговор о дружбе"

Классный час  "Разговор о дружбе" разработан в виде игры . Дети работают сначала индивидуально, потом парами, а затем группами: четверками, восьмерками.  В конце игры дети формулируют поняти...

Презентация "Разговор о дружбе

Презентация к классному часу "О дружбе и друзьях"...