Главные вкладки

    Статья (1 класс) на тему:
    Культурно-гигиенические основы воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос».

    В данной статье представлен опыт работы по формированию культурно-гигиенических основ. Методика работы позволяет воспитателю доступно и увлекательно в совместной деятельности с детьми младшего школьного возраста (ТНР) осуществлять их сопровождение в освоении культурно-гигиенических и трудовых навыков с опорой на алгоритм в дидактических картинках.

    Статья предназначена воспитателям, специалистам коррекционного, дошкольного и начального образования. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_gigienicheskoe_vospitanie.docx22.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Культурно-гигиенические основы воспитания детей младшего

    школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях

    ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос».

    Гигиеническое воспитание и освоение правил культуры поведения в начальных классах является неотъемлемой частью всего процесса обучения и воспитания. Поступление в центр психолого-педагогической реабилитации и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка с ТНР. Трудность первого года обучения определяется новыми условиями жизни, требованиями к ребёнку с тяжелой речевой патологией. Изменяется привычный режим дня, происходят изменения в психоэмоциональной сфере ребёнка, изменяются мотивации, формируются стиль поведения и привычки. Повышается нагрузка на все анализаторы: зрительные, слуховые, артикуляционного аппарата, формируются навыки основных мыслительных операций, умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, подчиняться правилам. Особое значение в жизни первоклассника приобретает режим дня, который требует от ребят собранности и дисциплинированности, помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни в центре «Логос». Несомненно, родители всегда стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его здоровья. Однако чаще наблюдается иная картина, и каждый опытный педагог знает немало примеров, когда ребёнок, приезжая в школу, одет неопрятно, родители забыли подстричь ногти, когда повышенная возбудимость или вялость, сонливость, рассеянность, жалобы на головную боль, снижение аппетита являлись прямым следствием тех или иных нарушений режима сна, отдыха, питания, пребывания на воздухе. Проводятся индивидуальные беседы с родителями, медицинские работники и служба психологической поддержки оказывают семье необходимую помощь, разъясняют, каким путем можно преодолеть трудности, препятствующие организации правильного режима дня первоклассника.

    Методологической основой организации освоения культурно-гигиенических и трудовых навыков для обучающихся 1 класса является программа «Я и мое здоровье». Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепления своего здоровья, расширение знаний и навыков по личной гигиене, культуре поведения, трудовой деятельности. Необходимо отметить, что совместную деятельность воспитателя и детей по освоению культурно-гигиенических и трудовых навыков мы выстраиваем в игровом пространстве группы, а также в специально отведенных местах: раздевалке, умывальной комнате, спальне, столовой, игровой комнате. Для этого используются дидактические картинки из алгоритмов: 1) Личная гигиена 2) Одежда 3) Обувь

    4) Самообслуживание 5) Культура еды 6) Культура поведения 7) Трудовая деятельность. Важно располагать алгоритмы в тех местах, где дети смогут самостоятельно изучать правила и нормы. Например, алгоритм одевания - в раздевалке, алгоритм принятия пищи - в столовой. Таким образом, построена гибкая среда для развития культурно-гигиенических навыков в игровом пространстве группы и будет постоянно поддерживаться интерес детей к определяющему алгоритму норм и правил поведения. Способ использования алгоритма даёт возможность сделать развивающую среду мобильной, гибкой, разноплановой.

    Воспитание культурно-гигиенических и трудовых навыков мы выстраиваем на основе «правила трёх П»: Понимания, Принятия, Признания. Понимание - умение видеть ребёнка «изнутри», взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребёнка. Принятие - положительное отношение к ребёнку, его индивидуальности независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет. Мы признаём уникальность ребёнка, развиваем в нем личность. Признание - право ребёнка на решение тех или иных проблем. Это право быть взрослым. Ребёнку часто нельзя обеспечить полного равенства прав, однако «совещательный голос» ребёнок должен иметь. Основой воспитания гигиенических умений и навыков является сообщение детям определенного круга доступных для их возраста гигиенических знаний. Так, например, невозможно привить детям достаточно осознанные навыки ухода за зубами без сообщения правильных понятий о том, для чего служат зубы, почему важно беречь их, отчего они могут заболеть, как надо чистить зубы. Этому способствует цикл занятий «Советы доктора Айболита» с обсуждением и проигрыванием проблемной ситуации и возможные решения проблемы.

    В своей работе воспитатель ориентируется не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельность при выполнении заданий. Например, при организации работы по разделу «Личная гигиена» дети рассматривают наглядно-дидактические картинки, составляют по ним рассказы, отгадывают загадки, продумывают  по наводящим вопросам ряд правил безопасного поведения. Демонстрируются показы приёмов умывания, чистки зубов, мытьё головы, тела, рук, ног, а также зон интимной гигиены. Дети приучаются стирать мелкие вещи нательного белья. Умывальные комнаты хорошо оборудованы и созданы все условия, благоприятствующие соблюдению правил чистоты и опрятности. Организация умывания проводится небольшими группами детей. При этом необходимо напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, обязательно поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук не оставлять краны открытыми. Обращаем внимание на действия детей - они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять процедуры над раковиной, пользоваться только своим полотенцем и вешать его на своё место. Создать хорошее настроение помогают потешки, прибаутки, тематические рифмовки. Например:

    Каждый раз перед едой

    Руки с мылом ты помой,

    Чтобы не было с тобой

    Неприятностей, друг мой.

    Мыло ароматное,

    Белое, приятное,

    Мыло очищает,

    Микробы убивает.

    Тот, кто руки любит мыть,

    Тот здоровым будет жить.

    Перед одеванием и выходом на прогулку мы напоминаем детям правила поведения в раздевалке, проводим инструктаж «Как вести себя на улице». Формируя навыки последовательности одевания и культуры поведения при одевании, активизируем словарь на тему «Одежда», «Обувь», акцентируем внимание на эстетику внешнего вида детей. Контроль за чистотой рук и опрятностью внешнего вида осуществляют санитары. Ни одно замеченное нарушение требований ухода за телом не останется без соответствующего педагогического воздействия. Дети должны проникнуться сознанием, что соблюдение гигиенических правил является нерушимым законом.

    Организуя совместную деятельность воспитателя и детей по самообслуживанию, используются определенные методы для поддержки ребёнка в освоении навыков самообслуживания: совместное действие, сопровождаемое комментарием, частичная помощь действиям, помощь в начале действия, самостоятельное осуществление действия ребёнком с комментарием воспитателя, полностью самостоятельное осуществление действия ребёнком. Все больше уделяется внимания формированию самостоятельности, умению доводить начатое дело до конца: одевание, самостоятельный приём пищи, умывание, купание, уборка постели, спальни, смена постельного белья. Используются игровые приемы, практикумы, ролевые игры, постоянно осуществляется контроль за действиями детей. При закреплении навыков самообслуживания обязательно заостряем внимание детей на том, почему так важен их труд, объясняем значимость труда для окружающих. Важно создание положительной эмоциональной атмосферы, поддержание интереса к этому виду труда. Причем каждый ребёнок - активный деятель, а воспитатель - помощник и советчик. Используя алгоритмы «Самообслуживание», «Трудовая деятельность», «Культура еды» дети проигрывают ситуации в сюжетах.

    У мальчиков и девочек составлены графики дежурства по спальням, даются трудовые поручения, проводятся трудовые десанты. С первого класса дети начинают дежурить по столовой. Учатся самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать столы, убирать посуду после еды, вытирать столы, подметать пол. Формируя трудовые навыки, воспитывается трудолюбие, ответственность, аккуратность. Необходимо учитывать стремление ребёнка сделать что-то самостоятельно, что является важным фактором в становлении его личности. При закреплении используем дидактические тесты, методику элементарного программирования, сюжетно-ролевые игры по формированию культурно-гигиенических и трудовых навыков у детей 1 класса.

    Трудовые поручения: Моем руки после занятий рисованием, лепкой, аппликацией, после посещения туалета. Цель-результат: дети знают «правило чистых рук», используют его самостоятельно в своей деятельности.

    Трудовые поручения: Помогаем друг другу раздеваться после прогулки. Цель-результат: дети отзывчивы, помогают одноклассникам раздеваться, умеют аккуратно складывать свои вещи в шкафчики.

    Игровая ситуация: Убираем игрушки в контейнер после игры. Цель-результат: дети умеют решать задачи игровой ситуации, мотивированно выполняют трудовые действия.

    Коллективный труд: «Книжкина больница» (ремонт книг) сопровождается беседой «О заботливых и трудолюбивых детях», чтением стихов Б.Заходера «Переплетчица» и Б.Зайцева «Я сам могу». Цель-результат: дети умеют бережно относиться к книгам, аккуратно подклеить поврежденные страницы и обернуть книгу (помощь воспитателя).

    Трудовые поручения: Выполняем уборку в спальне, наводим порядок в шкафчиках, раздевалке, меняем постельное бельё, поливаем из лейки цветы, расчищаем дорожки от снега. Цель-результат: дети могут самостоятельно выполнять бытовые действия, осознают необходимость выполнения бытовых действий, исходя из их личной и общественной значимости.

    При проведении режимных моментов мы включаем в деятельность детей тематические рифмовки, прибаутки, чистоговорки, скороговорки, стишки-шутки, физкультминутки, упражнения-инсценировки, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к режиму, снимают эмоциональный дискомфорт, обеспечивают речевую активность, развивают общую и артикуляционную моторику, координируют темп и ритм речи. Если логопед формирует первичные речевые навыки у детей, то воспитатель постоянно закрепляет их. Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребёнка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к ребёнку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, доброжелательное отношение и терпение - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.

    Дети активно участвуют в Днях здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятиях, проектах по здоровому образу жизни, посещают библиотечные уроки по профилактике вредных привычек, просматривают тематические фильмы, принимают участие в конкурсах поделок и рисунков «Умей сказать нет!», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» и др.

     А.С. Макаренко писал: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается, поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика действия всей системы средств, гармонически организованных».

    Успех коррекционно-воспитательной работы в центре «Логос» определяется  продуманной системой, суть которой заключается в соблюдении речевого режима (логопедизации) всего учебно-воспитательного процесса, жизни и деятельности обучающихся у нас детей, в организации четкой скоординированной работы медико-психолого-педагогического сотрудничества специалистов центра.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние сказкотерапии на развитие детей младшего школьного возраста с ОВЗ

    На сегодняшний момент сказки, равно как и другие художественные произведения, не в полной мере используются в семье. Некоторые семьи считают, что чтение сказок – пустое времяпрепровождения. Но это не ...

    Ознакомление с музеями Санкт-Петербурга детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

    Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка эффективно и достигала поставленной...

    Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

    Значение развития мелкой моторики  у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....

    Мнемотехника в помощь детям младшего школьного возраста с ОВЗ, обучающихся в специальных учреждениях VIII вида

    Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. У детей с ограниченными возможностями здо...

    Мнемотехника в помощь детям младшего школьного возраста с ОВЗ, обучающихся в специальных учреждениях VIII вида

    Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом....

    «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

    Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...

    Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

    Развитие мелкой моторики у детеймладшего школьного возраста...