Комплекс умственной гимнастики
методическая разработка (2, 3, 4 класс) по теме

В этом комплексе вы можете посчитать в уме, поработать карандашом, выполнить задания на объем внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx63.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка
  "Комплекс умственной гимнастики" 

воспитателя начальных классов ГБОУ СОШ №188 с углубленным изучением мировой художественной культуры  
Ивановой Татьяны Николаевны

Санкт - Петербург

2018г.

Кем бы ни стали наши ученики после окончания школы им всегда будут нужны хорошая память, сообразительность, настойчивость, аккуратность, наблюдательность, острый глазомер, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать и многое другое.

На внеклассном уроке или в группе продленного дня мы можем тренировать не только наши руки и ноги, но и тренировать наш мозг.

Если правильно подобрать задания, то они будут по силам даже первоклассникам и увлекать не только учеников но и их родителей.

Данная работа ориентирована  на начальную школу 2-4 класс.

Содержание

  1. Содержание_____________________________________________1
  2. Введение_______________________________________________2
  3. Комплекс умственной гимнастики_________________________3
  1. Виды заданий и их назначение______________________3
  2. Выбор последовательности заданий__________________7
  1. Заключение_____________________________________________8
  2. Литература_____________________________________________8

Введение

Моя работа актуальна тем, что сейчас, при росте новейших технологий, широком использовании компьютеров - нам просто необходимо, чтобы наш мозг не тормозил, логически мыслил, имел хорошую память и т.п.

Увлекаясь играми на  мобильных телефонах, дети перестают мыслить, следя за движущейся фигурой на экране мобильного телефона, а это плохо.

Цель работы показать разнообразие видов заданий для тренировки мозга и вовлечения детей в мыслительный процесс. Назначение этих заданий и выбор последовательности при работе с ними.

        


Комплекс  умственной гимнастики

Ниже я приведу различные задания, которые разбиты по назначению. Этих задания можно взять как для проведения всего урока,  так и его части. Важно обратить внимание на последовательность заданий.

Виды заданий и их назначение

Твердая ли у вас рука и острый глазомер?

Задание№1

Возьмите остро отточенный карандаш и попробуйте поставить точку в каждый из 100 кружков. Но сделать это надо быстро –  за 40 секунд. Если вам за это время удастся поставить не менее 70 точек, не задев границ кружочков, у вас твердая рука, вам можно поставить 5 за выполнение упражнения; за 60 попаданий – четверку, за 50 – тройку

Задание №2

На выполнение этого упражнения дается 1минута. Нужно поставить точку в каждый из 90 кружков. Условие: точки нужно ставить попеременно в кружки, расположенные справа и слева от разграничивающей линии. Если за минуту вы успеете поставить не менее 70 точек, не задев  границ кружков, у вас твердая рука и точный глаз.


Предмет исследования - объем внимания.

Задание №3

Всего за одну секунду, но внимательно посмотрите, какие числа написаны на приведенном здесь рисунке.

Запомните числа, а когда закроете рисунок, сложите их и запишите сумму.

Теперь не открывая рисунка, скажите, на каких фигурах какие числа были написаны? Редко кто вспомнит эти фигуры. Большинство скажет: «Я не обратил внимания»,  «Я не заметил».

Этот опыт иллюстрирует не только объём внимания.  (Под этим термином понимают максимальное количество не объединенных в группы объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринять в связи с решением какой – либо одной задачи.)

Большую роль здесь играет избирательность восприятия, определенная в каждом случае данным заданием. Если вместе с первым заданием было бы , - сказано: «Одновременно запомните, в какой фигуре какие цифры написаны», - внимание было бы организовано иначе, но объема его могло не хватить на выполнение  этого задания полностью.

        

Задание№4

В 6 квадратах размещены кружки. Нарисуйте на листе чистой бумаги 6 пустых квадратов. Постарайтесь в течение минуты запомнить расположение кружков. Закройте страницу и перенесите кружки по памяти в нарисованные вами квадраты. За каждый правильно помещенный кружок дается очко, Если наберете 33 очка, вы очень внимательны.

Задание №5

Условия те же, что и в 4 задании. Однако эта задача Сложнее: некоторые кружочки нарисованы черными, и надо запомнить не только расположение кружков, но и их цвет.

НЕ отрывая карандаша

Задание №6

        

Нарисуйте эти фигуры, не отрывая карандаша от бумаги и е вычерчивая дважды одну и ту же линию. Проявите терпение и настойчивость, внимательность и всё получится.

Задание №7

Сколько кубиков?

Куб, окрашенный, например, в зеленый цвет, распилен на маленькие кубики, как показано на рисунке. Скажите (На размышление дается 2 минуты, которые можно повторить):

  1. Сколько получится кубиков совсем не окрашенных?
  2. У скольких кубиков окрашенной будет 1 грань?
  3. У скольких кубиков будут окрашены 2 грани?
  4. У скольких кубиков окрашенными будут 3 грани?

Выбор последовательности заданий

При выборе последовательности заданий важно заинтересовать, увлечь ребят. Поэтому лучше начать работу с задач - загадок, где есть игра слов попытка ввести в заблуждение. К таким задачам относится, например, такие: чем кончается день и чем кончается ночь? Или на столе сидели 3 мухи. Одну из них прихлопнули. Сколько мух осталось на столе?

Далее можно дать задания на твердость руки, заранее приготовив листочки  с кружечками и продолжить работу, дав задания "Обведи не отрывая руки".

Задание "Сколько кубиков?" более сложное, оно требует умения мысленно распилить кубик.

Если ребята стали отвлекаться и уже без внимания слушают задание следует переключится на другой вид деятельности, например выполнить гимнастику для глаз, а потом продолжить и дать задание на счет

Расставьте косточки домино так, чтобы и по горизонтали и по вертикали в сумме получилось 17.

Заключение

Задания можно использовать как во внеклассной деятельности, так и в группе продленного дня. Конечно, не все могут справиться, но многие увлекутся и главное задумываются.

Таких заданий очень много и они бывают более сложные и более простые. Возьмите их в работу!

Литература

  1. Босова Л.Л. "Занимательные задачи по информатике" Москва. Бином. Лаборатория знаний. 2011;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...

Комплекс упражнений "Гимнастика для глаз"

Зрительные гимнастики –упражнения для активизации работы мышц глаза. Они дают возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок сталкивается в школе. Натрениро...

Комплекс дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

Уникальный оздоровительный метод доступен каждому, кто захочет его освоить и применить. Этот оздоровительный метод поможет Вам с такими проблемами как: насморк, аденоиды, гайморит, бронихит, бронхиаль...

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционных упражнений в игровой форме, сопровождаемые весёлыми стихотворениями....

Комплекс Пальчиковой гимнастики

Данная информация для родителей поможет им в игровой форме развивать мелкую моторику рук их детей...