«Нравственное и духовное воспитание учащихся через участие в социальных акциях»
статья (2 класс) на тему

Бабанова Елена Викторовна

Выступление на районном методическом объединении

учителей начальных классов

по теме

«Нравственное и духовное воспитание учащихся через участие в социальных акциях»

 

Подготовила учитель начальных классов

Бабанова Елена Викторовна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА

Выступление на районном методическом объединении

учителей начальных классов

по теме

«Нравственное и духовное воспитание учащихся через участие в социальных акциях»

Подготовила учитель начальных классов

Бабанова Елена Викторовна

27 марта 2017 год

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что  каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».

В.А.Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на уровне начального общего образования является социально ­ педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

В своей работе воспитанию духовно-нравственных качеств я стараюсь уделить особое внимание. Главной целью моей воспитательной системы «Солнышко» как раз  и является развитие у младших школьников таких нравственных качеств, как справедливость, честность,  милосердие, честь,  уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга, забота и помощь. В своей работе я стараюсь использовать разнообразные формы: час нравственности, час общения, интерактивные беседы, игры, викторины и т.д. Но особую роль в формировании духовных и нравственных ценностей отвожу социальным акциям. Социальная акция — основа формирования отношения детей к общественной жизни. Нравственное развитие неразрывно связано с социально - личностностным,   то есть с формированием отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания. Получая от воспитательного процесса нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные позиции. А социальные акции как раз и направлены на развитие нравственных и личностных качеств школьников. Кроме того, при проведении социальных акций предполагается работа не только с детьми, но и с родителями. Родители становятся помощниками или участниками данных мероприятий.

Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивации, планируемых действий и завершающего этапа. Важным условием и успехом акции – является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям. В ходе акций учащиеся получают знания, формируют навыки культуры, активную жизненную позицию. 

Акция проходит под своим девизом, может иметь наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). Каждая акция имеет свою цель, формы проведения  разнообразны.

Со своими учениками мы проводили акции по разным направлениям:

- акция «Подари частичку души  людям» - концерт для одиноких пожилых людей, сбор вещей для тех, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию;

- акция «Мы в ответе за тех, кого приручили» - изготовление листовок о бездомных животных;

- экологические акции «Не жгите сухую траву», «Посади ёлочку», «Каждой пичужке по кормушке», «Домик для пернатых», «Чистота леса- дело каждого», «Чистый двор», «Сбор макулатуры»;

- акция «Письмо водителю»;

- акция «Подари книгу библиотеке».

Таким образом, результатом проведения  социальных акций стало накопление детьми разнообразного практического социального опыта.

Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности. А самое главное, дети  осознают пользу от своей деятельности, осознают себя частью природы, частью социума, частью окружающего мира, частью культуры, получают радость от помощи другим.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Благотворительная акция "Милосердие"

"Единственное  истинное  счастье  в  жизни  -  это  жить  для  других."  Лев Толстой...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников через уроки ОДНКР и Культуры народов Ямала

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.Детство – чудесная с...

Статья «Духовно-нравственное воспитание учащихся через предметы ОДНКНР и КНЯ».

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам....

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»

Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»

Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира,  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...

Выступление по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Выступленние по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»...