Научно-исследовательский проект "Почему страусы не умеют летать?"
проект (2 класс) на тему

Федоровских  Екатерина Васильевна

Научно-исследовательский проект "Почему страусы не умеют летать?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_strausy_ne_letayut.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа №1

Научно – исследовательский проект на тему:

«Почему страусы не умеют летать»

Авторы  проекта:

Гридин Артём

Молчанова Полина

Доброва Арина

Панькова Ксения

Руководитель проекта : Бунова Екатерина Васильевна 

г. Видное, 2016 год

Содержание

Введение

Общие характеристики

Отчего страусы не летают

Образ жизни и питание

Размножение страусов

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Этой осенью мы с классом  ездили на экскурсию на страусиную ферму «Русский страус», которая находится в Московской области рядом с городом Серпухов . Нас очень заинтересовали эти птицы. Мы знали, что они живут в жарких странах, но и представить себе не могли, что их можно разводить в наших условиях. Причем довольно успешно. Значит, можно предположить, что им наш климат не страшен. У нас  появилось много вопросов, на которые мы все попытались ответить.

Цель исследования – изучить особенности жизнедеятельности страуса  и понять почему страусы нелетающие птицы.

Задачи исследования:

- составить план работы;

- изучить литературу по теме исследования;

- познакомиться с общими характеристиками страусов и условиями их содержания;

- проанализировать материал, отобрать текст для сообщения, презентации;

- подготовить презентацию и сообщение.

Вот что удалось узнать во время экскурсии, при работе с литературой и интернетом .

Общая характеристика

Африканский страус — самая крупная из современных птиц: его рост достигает 250 см, масса до 150 кг. Страус имеет плотное телосложение, длинную шею и небольшую уплощённую голову. Клюв прямой, плоский, с роговым «когтем» на надклювье, довольно мягкий. Глаза большие — самые крупные среди наземных животных, с густыми ресницами на верхнем веке. Каждый глаз размером с мозг. Ротовая щель доходит до глаз. Крылья у страусов недоразвитые; два пальца на них заканчиваются когтями, или шпорами. Задние конечности длинные и сильные, всего с двумя пальцами. Один из пальцев заканчивается подобием рогового копыта— на него птица опирается при беге.

           Оперение у страуса рыхлое и курчавое. Перья растут по всему телу более-менее равномерно, птерилии отсутствуют. Строение пера примитивное: бородки почти не сцеплены друг с другом, поэтому плотных пластинок-опахал не образуется. Не оперены голова, шея и бёдра. На груди также имеется голый участок кожи, грудная мозоль, на которую страус опирается, когда ложится. Цвет оперения у взрослого самца чёрный; перья хвоста и крыльев белые. Самка страуса мельче самца и окрашена однообразно — в серовато-бурые тона; перья крыльев и хвоста— грязно-белые.

Отчего страусы не летают

Страусы относятся к нелетающим птицам. Грудная кость у страусов лишена киля, к которому крепятся мышцы, отвечающие за взмахи крыльев, поэтому они относятся к группе бескилевых птиц.

Маховые и рулевые перья редуцированы и превратились в украшения, пригодные лишь для брачных игр. Все преобразования костей, мышц и перьев произведены эволюцией по той причине, что страусы давно уже не летают: слишком тяжелы для полета. Некоторые исследователи полагают, что они никогда не летали, а произошли от древних птиц, которые еще не приспособились к полету. Но многие анатомические черты страусов убедительно говорят: их предки летали.

И на этом базируется точка зрения других исследователей. Последние считают, что страусы, по-видимому, произошли от летающих предков. Но их эволюция пошла задним ходом, отняв у страусов все «полетные принадлежности»- киль, крылья, маховые перья, легкость скелета.

А что дала она взамен? Быстрые и сильные ноги! В дикой природе редкий хищник догонит страуса. Да и связываться с ним никто не будет, удар мощной ногой может убить наповал взрослого льва. Страусы слишком тяжелы для полета и у них отсутствует киль, к которым крепятся мышцы, отвечающие за взмахи крыльев.

Образ жизни и питание

Страус обитает в открытых саваннах   и полупустынях, севернее и южнее зоны  лесов у экватора. Вне брачного сезона страусы обычно держатся небольшими стаями или семьями. Семья состоит из взрослого самца, четырёх-пяти самок и птенцов. Нередко страусы пасутся вместе с табунами антилоп и зебр, и вместе с ними совершают долгие переселения по африканским равнинам. Благодаря своему росту и прекрасному зрению, страусы первые замечают опасность. В случае опасности они бросаются в бегство, развивая скорость до 60—70 км/ч и делая шаги в 3,5—4м длиной, и при необходимости круто меняют направление бега, не снижая скорости. Молодые страусы уже в месячном возрасте могут бегать со скоростью до 50 км/ч.

Обычной пищей страусов являются растения— побеги, цветы, семена, плоды, но при случае они поедают и мелких животных— насекомых, рептилий  и остатки от трапез хищников. Молодые птицы питаются только животной пищей. В неволе страусу требуется около 3,5кг пищи в день. Поскольку у страусов нет зубов, для измельчения пищи в желудке они глотают мелкие камешки, а зачастую и всё, что им попадается: гвозди, куски дерева, пластмассы, железа и т. д. Страусы могут длительное время обходиться без воды, получая влагу из поедаемых растений, однако при случае охотно пьют и любят купаться.

         Яйца страусов, оставленные без присмотра взрослых птиц, часто становятся добычей хищников (шакалов и гиен), а также птиц-падальщиков. Стервятники, например, берут камень в клюв и бросают его на яйцо до тех пор, пока оно не разобьётся. Иногда птенцов ловят львы. Однако взрослые страусы опасны даже для крупных хищников— одного удара их сильной ноги, вооружённой твёрдым когтем, достаточно, чтобы серьёзно ранить или убить льва. Известны случаи, когда самцы, защищая свою территорию, нападали на людей.

Размножение страусов

          Когда приходит время размножения, самцы страусов своеобразно привлекают самок. Самец опускается на колени, ритмично бьёт крыльями, запрокидывает голову назад и трётся затылком о собственную спину. Шея и ноги у самца в этот период приобретают яркую окраску. Соревнуясь за самок, самцы издают шипение и др. звуки. Могут трубить: для этого они набирают полный зоб воздуха и с силой проталкивают его через пищевод— при этом раздаётся подобие глухого рёва.

          Яйца все самки откладывают в общую гнездовую ямку, которую самец выскребывает в земле или в песке. Её глубина всего 30—60см. Яйца страусов— самые крупные в птичьем мире, хотя относительно размеров самой птицы они невелики: длина яйца— 15—21см, вес— от 1,5 до 2 кг (это примерно 25—36 куриных яиц). Скорлупа страусиных яиц очень толстая— 0,6см, её цвет обычно соломенно-жёлтый, реже более тёмный или белый.

  Самка, отложив яйца, никогда к ним больше не подходит. Всю заботу берёт на себя самец-отец. Нередко днём яйца остаются без присмотра и обогреваются лучами солнца. Насиживание длится 35—45 дней. Тем не менее, часто многие яйца, а иногда и все, гибнут из-за недосиживания. Яйца высиживает только самец. Прочную скорлупу страусиного яйца птенец взламывает около часа, иногда и больше. Упирается одной ногой в тупой конец яйца, другой ногой в острый и бьёт клювом в одно место, пока не появляется маленькая дырочка. Потом делает так ещё несколько дырочек. Затем, чтобы выломать себе выход, птенец бьёт по скорлупе затылком, поэтому вылупляются птенцы африканских страусов с гематомами на затылке, которые быстро проходят.

     Страусята вылупляются зрячие, покрытые пухом и способные к передвижению. Только что вылупившийся страусёнок весит около 1,2 кг, а к четырём месяцам достигает 18—19кг. Птенцы на следующий день после вылупления оставляют гнездо и путешествуют вместе с отцом в поисках пищи. Вылупившиеся птенчики совершенно беззащитны, их может съесть любой хищник. Но страусята умеют хитрить. При малейшей опасности, чтобы сберечь свою жизнь, они падают и замирают без движения. Хищники думают, что страусята мертвы и не трогают их.  Птенцы крепко привязаны друг к другу. Если две группы птенцов оказываются слишком близко, то смешиваются, и их уже не разделить. Родители вступают в схватку друг с другом. Победители берут на себя заботу обо всех птенцах. Поэтому нередко встречаются группы разновозрастных птенцов. Африканские страусы живут, как и люди, то есть в среднем 75 лет.

Заключение

Таким образом, в результате нашего исследования, мы нашли много интересной информации и  узнали много нового  о нелетающих птицах, страусах. Они неумны, но очень быстры. Для того чтобы увидеть живых страусов, покормить их и даже покататься верхом, вовсе необязательно ехать в Австралию. Достаточно побывать на страусиной ферме и впечатлениями вы будете обеспечены надолго.

Список литературы

  1. Акимушкин И. И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. — 3-е изд. — М.: Мысль, 1995. — ISBN 5-244-00803-X
  2. Бейчек В. C., Штясны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия.— М.: Лабиринт.— 288 с.— ISBN 5-9287-0615-4
  3. Вагнер Ю. Н.Страус африканский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.).— СПб., 1890—1907.
  4. Где мы это узнали? Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. Михеев А.В.
  6. «Определитель птичьих гнезд»- М., 1975 г. Цветков А.В. «Наблюдения за птичьими гнездами» - №22, 1998 г.
  7. «Энциклопедия. Жизнь животных» (в шести томах), том 5/ 1970г. Йозеф Вагнер «Африка: рай и ад для животных» - М.: Мысль, 1987г.
  8. Интернет- источники: 

http://faunazoo.ru/straus http://otvet.mail.ru/question/6410710/ stihidl.ru›poem/60617/http://sitefaktov.ru/index.php/home/550-ostrausah http://www.fresher.ru/ интересные факты о страусах Картинки: http://multbaby.ru/2012/02/ , http://www.photoresource.ru/cat37.htm http://pocketkino.ucoz.com/publ/1-3-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"

В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...