Моя малая Родина.
классный час на тему

Чевтайкина Валентина Семёновна

Познавательно- развлекательное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_dlya_detey_sredney_gruppyddd.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Моя малая Родина.

               

   Цели:

- формировать у детей чувства любви к своей Родине;

- закреплять знания детей о Мордовии;

- развивать у детей интерес к культуре мордовского народа;

- развивать в играх физические качества: ловкость, быстроту, выносливость;

- развивать артистичность;

- воспитывать уважение к национальным традициям.

   

    Ход мероприятия.

Ведущий: Шумбратада,  ялгат!  Здравствуйте, уважаемые  взрослые, дети!

Накануне Дня Народного Единства мы проводим  мероприятие, посвященное Республике Мордовии, нашей малой Родине!

Самое прекрасное на свете – Родина. Родина – это место, где ты родился, где прошло твое детство, где жили твои предки. Это родной язык, традиции, нравы, народ, среди которого ты свой. Родина – она огромна и прекрасна, у каждого она одна. Для нас малой Родиной является благодатный мордовский край, где мы родились, живем.

«Шачема крайнязе!» – признаются в любви к нему мокшане.

«Тирень енксонок!» - ласково и нежно называют его эрзяне.

«Туган илем!» - с любовью говорят о нем, проживающие здесь татары.

 

Дети читают стихи ( Показ слайдов о природе и достопримечательностях Мордовии.)  

 

1.В России средь берёзовых просторов

Полянка есть – Мордовия моя.

Она как песня матери, с которой,

За горы уходили, за моря!

                                  2.Милый край! Мордовия родная!

                                    Здесь раздолье рек, лесов, полей.

                                       Для меня нет лучше в мире края,

                                   Он мне всех дороже и милей.

3.Мокшень крайняй, шачем мастор,

  Ащат тон пяк мазы вастса.

  Тежянь киза ладязь эрят

  Русснень и лиятнень мархта.

                                    4.Здесь в Мордовии поля без края.

                                       До небес богатые леса,

                                       От весенних лучиков играя.

                                        Зацвела Мордовская земля!

5. Так цвети, Мордовия родная!

    Ты в семье народов не одна,

   Русь тебя от бед оберегает.

   Как родная старшая сестра!

                                    6. Мокшет, эрзят, русст и татархт,

                                        Марсот – кода фкя семья.

                                        Морсихт колгат шачем мастор,

                                        Панчфт и мазопт эрь шиня.

7. Мокшень крайняй, шачем шире.

   Тяста ковга аф туян.

   Сяс месс лацот цебярь васта

   Костовок мон аф муян.

 

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, как появился мордовский народ?

Ответы детей.

Ведущий: Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.

  Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, какие народы проживают в нашей республике?

Ответы детей.

Ведущий: Верно, в нашей республике дружно живут русские, мордва, татары и представители многих других народов. Их многое объединяет, они рядом живут и трудятся, создают семьи, дети их вместе ходят в детский сад, в школу. Но у каждого народа есть своя культура, песни, танцы, сказки. Они дошли до нас из глубокой старины. Без прошлого нет будущего, поэтому любой народ бережет свои традиции, обычаи, свой родной язык.

 Наше мероприятие посвящено народным играм, сказкам. Ведь они, тоже часть национальной культуры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.

 Предлагаю всем поиграть в русскую народную игру «Петушиные бои».

 Содержание и правила игры: на полу лежат обручи. По два участника входят в обруч и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы обруча. Кто остался внутри обруча, тот и победил.

Ведущий: игра «В круги»

Содержание и правила игры: играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу и приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становись в кружок

И скорей кто-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись!

После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет угадан, он становится в круг и игра продолжается.

Ведущий: теперь поиграем в мордовскую народную игру «Кот и цыплята». 

Содержание и правила игры: пока музыка играет «цыплята» «летают» и говорят следующие слова:

Минь лийхтяма, минь лийхтяма,

Пильгса, пильгса топатама.

Ката, фке, кафта, колма, ниле – так!

Тени бойкане кундак.

После этих слов «кот» ловит «цыплят». Игра продолжается до тех пор пока «кот» не переловит всех «цыплят».  

Ведущий: Наш край богат лесами. Ребята, а какие животные живут в наших лесах?

Ответы детей.

Ведущий: Сейчас мы встретимся с некоторыми из них в мордовской сказке: «Как собака друга искала».

Театрализация сказки.

 Ведущий.  Давным-давно в лесу жила собака, одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никогда не боялся бы. Идет собака по лесу, а под сосной…

                Что за зверь лесной?

                 Встал, как столбик, под сосной

                 И стоит среди зимы,

                 Уши больше головы.

Дети, давайте поиграем с зайчиком:

                 Зайка беленький сидит

                 И ушами шевелит.

                 Вот так, вот так, он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, приподняв их над головой в виде заячьих ушей.

                 Зайке холодно сидеть,

                 Нужно лапочки погреть.

                 Вот так, вот так, нужно лапочки погреть.

Дети повторяют за Зайчиком движения: потирают руки, хлопают в ладоши.

                 Зайке холодно стоять,

                 Зайка хочет поскакать,

                 Вот так, вот так, зайка хочет поскакать.

Дети подпрыгивают на обеих ногах.

Ведущий: Подошла Собака к Зайцу и говорит ему

Собака: Давай, Зайка, с тобой дружить, вместе жить?

Зайка: Давай.

Ведущий: Вечером они нашли местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо мышь, Собака услышала шорох, да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит волк. Придёт сюда и нас съест.

Собака: Неважный этот друг, боится волка. А вот волк, наверное, никого не боится.  

Ведущий: Раз, два, три, четыре, пять,

                 Негде зайчику скакать.

                 Всюду ходит волк, волк,

                 Он зубами щёлк, щёлк!

                 А мы спрячемся в кусты,

                 Прячься, заинька, и ты.

Появляется Волк.

Волк: Я лохматый, серый волк!

          Я в зайчатах знаю толк!

          Все они прыг да скок,

          Попадут мне на зубок.

Собака: Давай, Волк, с тобой дружить, вместе жить!

Волк: Что ж, вдвоём веселее будет.

Ведущий: Ночью легли они спать. Мимо синичка с ветки на ветку перепрыгивала, собака услышала, да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку.

Волк: Ах, ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.

Собака: И волк боится, уж лучше мне подружится с медведем.

Ведущий: Пошла она к медведю.

Медведь:       Я хозяин леса строгий.

                       Спать люблю зимой в берлоге,

                       И всю зиму напролёт

                       Снится мне душистый мёд.

                       Страшно я могу реветь.

                       Кто же я, скажи? (Медведь)

Собака: Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!

Медведь: Ладно. Пошли ко мне в берлогу.

Ведущий: А ночью собака вновь услышала какой-то шорох. Вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку.

Медведь: Перестань! Придёт человек, шкуру с нас снимет.

Собака: Ну и дела! И он оказался трусливым.

Ведущий: Убежала она от медведя и пошла к человеку.

Собака: Человек, давай дружить, вместе жить!

Ведущий: Согласился человек. Накормил собаку, построил ей тёплую конуру возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это. Спасибо говорит. С тех пор человек и собака живут вместе, дружно и весело.

Собака:     Вот какой весёлый пляс

                  Во дворе идёт у нас!

                  Не стоит никто на месте,

                  Все танцуют с нами вместе,

                  Все ногами топают,

                  Все в ладоши хлопают!

Звучат весёлые мордовские напевы, персонажи сказки пляшут.

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам викторину. Проверим ваши знания о родном крае.

  1. Ребята, скажите, в какой стране мы живем?
  2. А в какой республике?
  3. Как называется столица Мордовии?
  4. В каком году был основан город Саранск?
  5. Что означают на флаге и гербе Мордовии три главных цвета? (показ слайда).
  6.  В гербе Мордовии на застежке-сюлгаме помещены семь орнаментов. Что они означают?
  7. Самый молодой город в Мордовии?
  8. Сколько всего районов в Республике Мордовия?
  9. Первый ученый-энциклопедист из мордвы, просветитель мордовского народа?
  10.  Кто такой А. Полежаев?
  11.  Настоящая фамилия скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи?

Наше мероприятие подошло к концу. Благодарю вас за внимание.

Васедомазонк! До новых встреч, дорогие друзья!

7  

   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею"

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею". Выполнила ученица 3 класса....

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...