Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
статья (1 класс) на тему

Ткачук Елена Борисовна

Статья  содержит описание опыта работы учителя начальных классов по внеурочной деятельности: занятия кукольным театром. Советы, рекомендации по организации общественно-полезной деятельности, сотрудничества с другими организациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_27.11.15.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Тунгусовская СОШ»

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников  через внеурочную деятельность ( занятие кукольным театром)»

 

 Учитель начальных классов: ТКАЧУК ЕЛЕНА БОРИСОВНА

 2015 г.

 27.11.15

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников  через внеурочную деятельность ( занятие кукольным театром)»

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» В.А.Сухомлинский

         Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.  

 Одним из средств формирования нравственного здоровья, развития творческих  способностей, психологического раскрепощения детей   является    театральная   деятельность, а именно занятия кукольным театром.  Именно благодаря  этому направлению   осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.  Кукольный театр  также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей   всегда имеют нравственную направленность  Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Разрабатывая задачи по духовно-нравственному воспитанию  младших школьников в театральной игре были выделены следующие направления:

 1. Воспитание гуманных чувств детей.

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

 2. Воспитание коллективизма.

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;  
  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3. Воспитание любви к Родине.

  • приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);
  • формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;
  • воспитание чувства сопричастности к жизни школы села, района, страны.

Методологической основой моей работы в этом направлении являются труды ведущих педагогов и психологов: Я.А. Коменского, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.П. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского  Мною   разработана программа дополнительного образования «Кукольный театр»,в  которой основной задачей является — не только развить творческие способности, не только научить их быть артистами, но и помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром. Занятия кружка, начиная с  первого класса, проводятся систематически один раз в неделю. Содержание всех занятий имеет духовно – нравственную направленность и проводятся в различных формах (беседы-презентации,  игры-драматизации, экскурсии в сельский клуб, библиотеку, выступления .

Так в младшем школьном возрасте - воспитывается чувство заботы о слабых, отрицательное отношение к капризам детей, интерес и бережное отношение к театральным куклам, чувство дружбы и взаимовыручки, стремление детей радоваться успехам сверстников.В процессе разыгрывания сказок происходит воспитание интереса к русским народным сказкам, развивается культура общения.  Дети учатся оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к своим близким, определяют нравственные качества (послушание, забота о маме, умение соотносить свои желания с существующей ситуацией).В  последующих классах продолжается развитие способностей оценивать поступки героев, воспитывается чувство дружбы и товарищества,  развивается стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию. Большое внимание уделяется воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи, стремлению детей радоваться успехам сверстников

 

.Создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены: ширма, декорации, хранятся куклы.

Дети за 4 года обучения знакомятся с  различными видами театров: бибабо, настольный, теневой, пальчиковый,  ,  

 

2. Подобраны специальные тексты;

3.Моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;

Жанр  сказок является щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. 

Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира. Если вы просто  будете рассказывать младшим школьникам о добре, взаимовыручке и доброте, то  толк от этого, наверное, будет небольшой. А после драматизации или показа кукольного спектакля :«Под грибом» по мотивам сказки  В. Сутеева ,«Заюшкина избушка» ,«Кот и петушок» дети будут относится к окружающим, скорее всего, более внимательно. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.  Такие сказки как   «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших.Регулярно проводятся выступления детей занимающихся в кружке перед  малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях.  

Чтобы полностью осуществить воспитание правильного отношения детей к людям, природе, умение бережно обращаться с живыми существами в  своей работе я использую современные педагогические технологии: метод проектной деятельности, который в свою очередь предполагает тесное взаимодействии с семьей  и социумом

Наши родители получают огромное удовольствие от наблюдения за игрой собственных детей. И, кстати, воспитываются сами. Многие взрослые, посмотрев наши спектакли и пьесы,  видят свои ошибки в  семейном воспитании

В начале учебного года провожу беседы-консультации с родителями по теме "Искусство – прекрасный воспитатель", «Театр дома» и знакомлю с планом образовательной работы, в который включаю занятия по кружку. Обращаю внимание, что искусство, в частности театр, растит активного, самостоятельного человека, не теряющегося в потоке современной жизни.

Посещение учреждений социального окружения :клуба, библиотеки, школы формирует у  дошкольников ценностное, социо- культурное отношение к жизни.

Критерием духовно-нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Результаты, которые мною достигнуты:

- дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

В результате проделанной работы дети (на мой взгляд) стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных мероприятиях. В нашей работе немало трудностей и проблем, успешно преодолеть их мне помогает педагогический коллектив единомышленников, который всегда готов понять ребенка, помочь ему осознать себя как личность и адаптироваться в современном мире.

   Таким образом, театрализованная деятельность, в частности кукольный театр - один из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, он позволяет решать актуальные проблемы духовно –нравственного воспитания. Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств  младших школьников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества  школы  с семьей

Литература:

  1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
  2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
  3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
  7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  8. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  9.  Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  14. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  15. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.
  16. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

17Мигунова Е.В. М 57  Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006..

  1. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
  2. О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.

19 Н.Ф.Губанова «Театральная деятельность дошкольников» Вако 2011г
20 М.Д Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» ТЦ Сфера 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности.

Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них в моём классе ...

экологическое воспитание младших школьников (внеурочная деятельность)

план работы кружка "Йэнтойэк"( " Моя малая родина")...

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовные качества - вот что главное  в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл" - писал казахский философи ...

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

Духовные качества - вот что главное  в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл" - писал казахский философи ...

Доклад :"Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

В докладе отражена проблема общества воспитания патриортического воспитания среди подрастающего поколения.  приведены формы работы с детьми младшего возраста. представлены результаты работы....

Духовно - нравственное воспитание школьников через внеурочную деятельность..

Мы живем в сельской местности, где низкий уровень культуры, кроме клуба и библиотеки ничего нет. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей. Сегодня от школы зависит - к...