Классный час "Экология души. О чистоте речи"
классный час (4 класс) на тему

Классный час на тему "Экология души. О чистоте речи". Характерной чертой нашего времени является то, что мы очень много говорим, не задумываясь, просто говорим, и все. Сквернословие сейчас звучит в разговоре взрослых и детей, а для некоторых это основной язык их речи. Данный материал можно использовать при проведении классного часа, а также на занятиях внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

            Классный  час  «Экология души. О чистоте  речи»

Цель: воспитание уважительного отношения к языку.

Задачи: обратить  внимание на значение слова в жизни людей;

             познакомить с губительным воздействием  слова на моральное и        физическое здоровье личности;

              воспитывать культуру общения.

Оборудование: карточки  со  словами,  карточки  с частями  пословиц, плакаты.

                                           

                                                       Ход занятия

I    Вступление

     -  В одной из глав сказочной повести И. Токмаковой «Счастливо, Ивушкин!» енот Нотя старательно отстирывает в вёдрах облака, на которых оставляют пятна злые слова и сетует: «Хоть бы люди поняли, наконец, что плохое  слово не просто так – брякнул, и до свидания. Это каждый раз – грязное пятно   на  чистом   облаке ...». Таким  «грязным пятном» ложатся грубые  слова на человеческие взаимоотношения. Это в наших силах  - промолчать, когда на языке вертится грубое,  бранное слово. Мир  вокруг нас будет чище.

   Ученик.  Слова умеют плакать и смеяться,

                   Приказывать, молить и заклинать,

                   И, словно сердце, кровью обливаться,

                   И равнодушно холодом дышать.

                    Призывом стать и отзывом и зовом

                    Способно слово, изменяя лад.

                    И проклинают и клянутся словом,

                    Напутствуют, и славят, и чернят.

                                                         Я. Козловский

   -   Слова – это  одежда  для  наших  мыслей.  Все  мы  любим  красивую, нарядную  одежду. Такую, которую мы надеваем в праздничные  дни. Так и нашим мыслям хочется одеваться в красивую одежду, красивые слова всегда, каждый день, а не только в праздник.

     И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду – говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром – добрая, в плохом – злая. И она никуда не улетает, а ходит за своим хозяином следом, живет в его доме.  Предмет, сделанный с плохими словами, быстро ломается, им никто не хочет пользоваться. Дом, построенный с плохими словами, быстро рушится. Растения гибнут, слушая брань. И сам человек начинает болеть, не зная почему, у такого человека  рушатся отношения с близкими людьми.

       Вот  что  может слово!  А  еще  словами  можно  создать настроение,  вызвать  какие – то ощущения. Какие  - зависит от  произносимых  слов.

      Человек,  говорящий  хорошие,  чистые  слова,  всегда как  бы  с букетом  цветов  или  связкой  шаров.  Вокруг  него  всегда  сияние  и  красота. Слова  благодарности зажигают  звезды, от них расцветают  улыбки,  раскрываются  сердца.

      А  вокруг  сквернослова  всегда  вьется  рой  черных   мошек,  серых  тучек,  напоминающих чудовища. Только  видеть  это  могут  не  все.

II   Чтение сказки

                                   Сказка «Цветок мудрости»

В одном царстве – государстве все люди очень любили цветы. В палисаднике около дома каждый житель выращивал какие-либо цветы. Кто-то розы, кто-то пионы, кто-то маргаритки, а у самого короля рос цветок Мудрости. Это был самый необычный и самый прекрасный цветок, когда-либо известный людям. Каждый, кто видел его и вдыхал его прекрасный аромат, становился радостнее и мудрее. И не иссякал поток людей, желающих полюбоваться цветком.

Король был в восторге от цветка мудрости, и ему хотелось, чтобы цветок разросся еще больше и цвел еще пышнее. Он решил, что цветку нужно хорошее удобрение и кинул клич по всему королевству – кто привезет для цветка самую лучшую землю, богатую микроэлементами и удобрениями, того он по- королевски  наградит.

Многие откликнулись, но королю особенно понравилась земля одного крестьянина одной самой дальней избы – настоящий чернозем, так она была черна. Но не знал король, что на самом деле это был вовсе не чернозем, а земля была черна из-за черных, скверных слов, которые постоянно употреблял в своей речи этот крестьянин.

Когда в эту землю посадили цветок мудрости, то он, вместо того, чтобы расти и цвести пуще  прежнего, стал вдруг вянуть.

*Как вы думаете, почему стал вянуть цветок мудрости?

Король убрал привезенную землю, но цветок все  засыхал. Тогда король стал искать средство, которое поможет страдающему цветку обрести прежнюю красоту. Он позвал самого главного мудреца королевства.

*Ребята,  по вашему мнению, какое средство порекомендовал царю мудрец?

Правильно, красивые слова.

*А теперь представьте, что вы – жители королевства. Какие бы слова принесли вы для цветка?

Когда, ребята, все жители королевства сказали цветку мудрости красивые слова, то он почувствовал, что его очень любят, и перестал вянуть.

  А однажды, когда король путешествовал по своему королевству, он забрел высоко в горы и, к своему удивлению, увидел в горах хижину, вокруг которой благоухали красивейшие цветы из всех, кого-либо виденных им. Они были точь-в-точь как его цветок мудрости, только необыкновенно больше. Удивило короля и то, что росли–то они высоко в горах, где вообще вряд ли возможно была какая-либо растительность, а тут – цветы!

Человек, который жил в хижине, был очень добрым и отзывчивым.

- Как выросли у твоей хижины в таком изобилии цветы мудрости? – спросил король.

- Я думаю только чистыми мыслями и произношу только чистые и красивые слова, - ответил человек,- кроме того, я очень люблю эти цветы, и они мне отвечают тем же. Король сразу понял кто перед ним.

*Кто перед ним, ребята?

Правильно, мудрец.

Король стал брать пример с мудреца и цветок его королевства заблагоухал и расцвел, как никогда прежде. И долго потом люди вспоминали добрыми и красивыми словами правление этого мудрого короля.

   III   Работа в группах

         - А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать цветок Мудрости. (Уч-ся разбиваются на группы и рисуют)

 

  IV   Чтение стихотворения М. Небогатова  

        - Ребята, а сейчас обратимся к стихам Михаила Небогатова.  ( Учащиеся читают  стихи и выставляют  карточки с написанными словами:  мир, любовь, родина,  красота, мелодия, душа, песня)

       Ученик.   Шел  человек  полями и лесами,

                        Смотрел на мир влюбленными глазами,

                         Искал  слова, чтоб людям  рассказать,

                         Как  хороша  земля  его  родная

                        И в  зимний  день,  и  в  день  цветущий  мая,

                        Как  в  этом  мире  радостно  дышать.

                               Слова  теснились  пестрою  гурьбою –

                               С  листвой,  с цветами,  с речкой  голубою,

                               С  машинным  гулом,  с  запахом  хлебов.

                               Но  все,  что  в сердце  искрилось  и  пелось

                               Не  так  звучало,  как  того  хотелось,

                               И  легких  крыльев  не  было  у  слов.

                       А где-то  в  поле,  памятном  от  века,

                      Счастливый  взор  другого  человека

                      Впивался  жадно  в  ту  же  красоту.

                      Его  любовь  мелодию  рождала,

                      Да  только  слов  ей  нужных  не  хватало,

                      Чтоб  полететь,  окрепнув  на  лету.

                   И,  уловив  минуту  дорогую,

                  Одна  душа  услышала  другую.

                  Как  глубока  их  родственная связь!

                  Словам  дано  привольное  звучанье,

                  А смутным  звукам – точное  названье.

                   Поют.

                            Ты  слышишь?

                                                    Песня  родилась!

   V   Игра «Передай  словечко»

       Один  участник  передает  другому  что – то хорошее, доброе, красивыми  словами.  Их  становится  двое,  вдвоем  они  придумывают красивое выражение, передают  третьему и т. д., пока  все участники  не  соберутся  в один  хоровод.

    VI  Игра  «Собери  пословицы»

  • Доброе слово может исцелить,                      а злое – покалечить.
  • Пустые речи                                                      и слушать нечего.
  • Слово не воробей,                                             вылетишь – не поймаешь.
  • От сабли рана заживет,                                   от слова – нет.
  • Ласковое слово                                                  слаще меда.
  • От хорошего слова                                            и камень  добреет.
  • Недоброе  слово                                                 больнее  огня  жжёт.
  • Язык  голубит,                                                   язык  и  губит.

      VII  Заключение

        - А теперь  прочитайте  плакаты, которые вы видите на  доске  (слайде).

             Во мне все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

             Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

             С меня начинается честь и культура России.

        - Теперь  все  вместе

      Мы  знаем, что грубость – это не сила, а слабость.  Мы  знаем,  что  жизнь – это  бумеранг. Наши  мысли,  слова,  поступки  рано  или  поздно  возвращаются  к нам  с  удивительной  точностью.  Мы  знаем,  что  только, когда  отдашь  миру  лучшее,  что  есть  в тебе,  к  тебе  вернется  самое  лучшее,  что есть  в  мире.

- В завершении нашего урока позвольте дать вам несколько советов:

1. Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников – читай, не ленись!

3. И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но  и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга! 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Классная симфония души и сердца"

В работе представлены результаты работы меня, как классного руководителя....

Классный час на тему: "Чистота - залог здоровья"

Чистота – залог здоровья,Чистота нужна везде:Дома, в школе, на работе,И на суше, и в воде.Руки с мылом надо мыть,Чтоб здоровенькими быть.Чтоб микробам жизнь не дать, Руки в рот не надо брать...

Классный час(мероприятие) "Где чистота, там и здоровье". Уроки Мойдодыра.

Мероприятие о личной гигиене с использованием стихов , загадок о предметах личной гигиены....

Классный час "Гигиена тела. Чистота-залог здоровья!"

Цель: закрепить знания об основных правилах личной гигиены в игровой форме....

Классный час "Личная гигиена - чистота"

Классные часы в начальной школе...

Публичная лекция "Чистота речи как проблема сохранения первейшего признака её культуры".

Публичная лекция "Чистота речи как проблема сохранения  первейшего признака её культуры" затрагивает вопрос сохранения чистоты русского языка в современном мире....