Работа с родителями в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Малышева Наталья Алексеевна

В статье говорится о том, что родители являются активными участниками воспитательного процесса. На встречах и родительских собраниях классному руководителю нужно научить родителей обмениваться опытом, обсуждать индивидуальные проблемы и проблемы класса для того, чтобы они стали активными участниками школьных дел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_v_nachalnoy_shkole.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями в начальной школе

Я считаю, что очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса, так как воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.   Традиционно главным воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни что не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.      

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. К тому времени, как ребенок идет в первый класс, у него уже сложились те или иные отношения к людям, к окружению. Из маленького играющего ребенка ему надо стать школьником, где дисциплина, обязанности, нагрузки учебного материала. Как известно, в первый раз в первый класс идет не только ребенок, но и его родители. Это период - один из этапов жизненного цикла семьи, связанного с моментом, когда дети выходят во внешний мир. Он очень ответственный и волнующий. Он также познавательный, в том числе и для родителей, готовых учиться  понимать своих детей. На этом этапе надо,  как можно ближе познакомиться с родителями, чтоб в дальнейшем сотрудничать с ними и иметь помощь от них в работе с их же детьми.  Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения, знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками школьных дел,  проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей; создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива. Это определяет  следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене; развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях. В последнее время выросло отчуждение между детьми и родителями. Утрачены семейные традиции. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях. Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа классного руководителя в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".    Для результативности работы с семьей необходима различная информация, поэтому на каждую семью, состоящую на учете в школьной социально-психологической службе, составляется социальный паспорт. Каждая такая семья и находящиеся в ней дети контролируются. С этой категорией семей и детей ведется индивидуальная работа: посещение, беседы, консультации, помощь в обучении.

Существует несколько видов проблем родителей:                                              

1.Социально-медицинские:

  • физические недостатки, патологии самих родителей;
  • физические недостатки, патологии ребенка;
  • психические расстройства одного из родителей;
  • психические заболевания ребенка;
  • алкоголизм, наркомания и т.п.;
  • нарушение санитарно-гигиенических норм питания.

2. Социально-педагогические:

  • ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
  • расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
  • языковый барьер (двуязычие).

3. Социально-психологические:

  • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
  • конфликты в семье.

4. Социально-экономические:

  • низкий материальный уровень семьи;
  • плохие жилищные условия;
  • низкая предметная обеспеченность.

5. Социально-юридические:

  • незнание своих прав и обязанностей как родителей;
  • юридическая некомпетентность.

Исходя из этих проблем, планируются этапы работы с семьей:                     

  • диагностика проблем семьи;
  • просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав;
  • диагностика результатов работы.

Цель такой работы:

   Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.

Задачи: 

  • повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
  • содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
  • коррекция внутрисемейных отношений.

Принципы, применяемые в работе с семьей:

  • повышение престижа здоровой семьи;
  • повышение активной жизненной позиции;
  • повышение активной жизненной позиции;
  • коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
  • поддержка самореализации семьи (клубы, круглые столы и т.д.);
  • социальное партнерство всех служб;
  • изучение и распространение новых технологий;
  • работа со СМИ (информационная, распространение позитивного опыта);
  • межведомственный подход к проблеме;
  • профилактика проблем.

Методы: 

  • беседа;
  • диагностика;
  • консультирование;
  • занятия.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, итогов работы родительских собраний, можно проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их проблемам.

Также одной из важных форм установления контакта педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.

К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:

  • Выбор темы собрания.
  • Определения целей родительского собрания.
  • Изучение классным руководителем  и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  • Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
  • Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
  • Приглашение родителей и других участников собрания.
  • Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
  • Оборудование и оформление проведения родительского собрания.

В проведении родительских собраний помнить о правилах: 

Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания. Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит они не любят своих детей или они выступают против формы и содержания проводимых собраний. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.

Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.

Родительское собрание – монолог классного руководителя – наименее удачная форма его проведения.

Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни были бурны и шумны дебаты, однако после окончания собрания, то о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями, разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.

Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу коллектива.

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания

и развития учащихся.

Классный руководитель может информировать родителей с помощью тематических родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составления карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведение дневников наблюдения за процессом развития ребенка или тетрадей достижений учащихся, направление родителям благодарственных и поздравительных открыток.

Также надо соблюдать профессиональный такт в работе с родителями:

  • Необходимо учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.
  • Начать разговор о ребенке обязательно с хорошего. Уметь увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток исключительно негативной информации о ребенке естественно вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.
  • Терпеливо выслушать родителей. Особое внимание обратить на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерывать рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына». Помнить, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.
  • Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.
  • При завершении беседы не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.        

При подготовке родительских собраний надо учитывать:

  • Каждое родительское собрание должно иметь конкретную тему и по своему содержанию быть коллективной педагогической консультацией по формированию и развитию личности детей. Не оправдывают себя и вызывают досаду большинство родителей собрания, на которых классные руководители говорят лишь об успеваемости и поведении каждого ученика.
  • Не следует превращать родительское собрание в место «проработки» и суровой критики матерей и отцов «трудных» учащихся. Игнорируя это положение, мы отталкиваем от школы ту часть родителей, с которой больше всего и нужно работать. Обсуждая на собраниях актуальные вопросы развития учащихся, просите поделиться опытом семейного воспитания родителей хорошо воспитанных детей.
  • Разнообразьте формы проведения родительского собрания, проводите встречи со специалистами (врачами, юристами, психологами), вечера вопросов и ответов, круглые столы с участием учителей-предметников, обзоры новой педагогической литературы по вопросам семейного воспитания.

Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания. Одной из приоритетных составляющих сферы общечеловеческих ценностей, формируемых в системе образования, является ценность семьи. Очень важно показать подрастающему поколению, насколько семья взаимосвязана со всеми сферами человеческой жизни.

Я считаю, что для выявления и развития  одаренности творческого вида наиболее подходит внеурочная деятельность. А формой работы с семьей в этом направлении выбираю семейные праздники, т. к. и детям и родителям они очень нравятся. Цель праздников: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности.

Таким образом, большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, классный руководитель влияет и на перестройку семейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы

Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы...

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Система работы с родителями в начальной школе

Необходимость и  важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....

Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)

Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...