Духовно - нравственное воспитание
материал на тему

Малышева Елена Андреевна

Воспитательная работа направлена на изучение нравственной воспитанности учащихся школы-интерната и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми современными методами и формами воспитательного воздействия, формирования ответственности за свои поступки, на создание условий для проявления  воспитанниками собственных достижений, поощрение воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание.

Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи воспитания:

  • Создавать условия для проявления воспитанниками нравственных знаний,  умений и совершения нравственно оправданных поступков;
  • Знакомить воспитанников с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
  • Изучать с воспитанниками нравственные традиции семей и поколений;
  • Развивать у воспитанников потребность в совершении нравственных поступков;
  • Создавать условия для нравственного самовоспитания воспитанников.

Воспитательная работа направлена на изучение нравственной воспитанности учащихся школы-интерната и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми современными методами и формами воспитательного воздействия, формирования ответственности за свои поступки, на создание условий для проявления  воспитанниками собственных достижений, поощрение воспитанников.

Формами внеклассной работы являются: тематические воспитательные часы, тренинги, экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами родного края, дискуссии по нравственной тематике.

Традиционные мероприятия: цикл бесед « Уроки нравственности»,  аукционы доброты, акции помощи ветеранам, пожилым людям, младшим детям, конкурсы знатоков «О братьях наших меньших», фестиваль добрых дел, игры «Практикум доброты» и т.д.

Методика №1. Диагностика нравственной самооценки

Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько с ними вы согласны, оцените ваш ответ в баллах».

Инструкция: 4 балла – если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла – если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла – если вы немножко согласны

1 балла – если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

Мне приятно делать людям радость.

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №3. Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я.
  • Пытаюсь ему помочь.
  • Думаю о том, что могло произойти.
  • Не обращаю внимания.
  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
  • Я скажу ему, чтобы он не приставал.
  • Отвечу, что не могу ему помочь.
  • Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
  • Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
  • Я не обращу внимания.
  • Скажу, что он размазня.
  • Объясню, что нет ничего страшного.
  • Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
  1. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
  • Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
  • Обижусь в ответ.
  • Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: 

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

  • 4 бала - высокий уровень
  • 2, 3 бала - средний уровень
  • 0, 1 бал - низкий уровень

Методика №4. Методика изучения воспитанности школьников

    «Хранилище человеческих качеств»

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.

Ход проведения: методика рассчитана на средний возраст школьников и проводится в форме игры.

    Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена».  Школьникам предлагается разбиться на небольшие группы по 5-6 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.) которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на свои положительные, которых у них в избытке.

  В конце первого этапа игры педагог подводит итог «обмена» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.

     Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы.

                                                                                                  Таблица 1.

№ п/п

Ф.И. учащегося

Положительные

 качества

Отрицательные

качества

1.

2.

   На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные проблемы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» школьника, но и по степени их критичности к себе и друг к другу. В течение всего года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств. В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закреплённые нравственные качества, которые, по их мнению, приобретены учащимися в классе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те отрицательные качества, которые ещё сохранились в классе. В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год.

    Заполняется следующая таблица.

                                                                                                                             Таблица 2.

№ п/п

Ф.И учащегося

Закреплённые положительные

 качества

Отрицательные качества, которые  ещё существуют в классе

   При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива.  Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива. Чтобы удобнее было рефлексировать результаты «обмена», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где учащиеся запишут качества отрицательные.  

  Методические рекомендации. Проводить исследование ежегодно в течение первой четверти. Затем производить коррекцию в направлении нравственного роста личности и коллектива.



Предварительный просмотр:

                      Методика «Диагностика нравственной самооценки» 6 класс

Начало 2012-2013 уч.г.

Конец 2012-2013 уч.г.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

0%

27%

50%

23%

0%

27%

55%

18%

                                                                                                                                                 

Уровень нравственной самооценки повысился на 5%

            Методика «Диагностика нравственной самооценки» 7 класс

Начало 2013-2014 уч.г.

Конец 2013-2014 уч.г.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

0%

31%

53%

16%

0%

33%

54%

13%

 

Уровень нравственной самооценки повысился на 2%

                 Методика «Диагностика нравственной самооценки» 8 класс

Начало 2014-2015 уч.г.

Конец 2014-2015 уч.г.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

10%

41%

45%

4%

14%

45%

41%

0%

   

Уровень нравственной самооценки повысился на 4%

                 

                Методика «Диагностика нравственной самооценки» 9 класс

Начало 2015-2016 уч.г.

Конец 2015-2016 уч.г.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

16%

49%

35%

0%

21%

54%

25%

0%

           

Уровень нравственной самооценки повысился на 5%

                   Методика «Диагностика нравственной самооценки» 5 класс

Начало 2016-2017 уч.г.

Конец 2016-2017 уч.г.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

0%

35%

35%

30%

0%

40%

40%

20%

Уровень нравственной самооценки повысился на 5%

          Методика «Диагностика нравственной самооценки» 6 класс

Начало 2017-2018 уч.г.

Конец 2017-2018 уч.г.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

4%

45%

38%

13%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

Внеурочная деятельность: духовно-нравственное воспитание. Курс "Духовное краеведение Подмосковья"

Полное планирование (по ФГОС) курса внеурочки по программе Л.А.Шевченко для первого класса (пойдёт и на второй), адаптированная на 34 учебных часа с полным развёрнутым планом и использованными материа...

ДУХОВНЫЙ ЧАС – ОДНА ИЗ ФОРМ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

        В воспитательной работе использую форму проведения  - духовный час.  Для того, чтобы реализовать ее,  необходимы серьезные размышления и специальная п...

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характер

  Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой нев...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....