Сольное и хоровое воспитание школьников
статья на тему

Кондратенко Ольга Алексеевна

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Хоровое пение– это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сольное и хоровое воспитание детей. Различия и особенности.

Кондратенко Ольга Алексеевна

Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Союз»
Выборгского района Санкт-Петербурга

Пение – самый распространенный вид музыкального искусства. Пению начинают обучать с раннего детства, детском саду, затем в школе. Исполняя песню ребенок отражает чувства, настроение, порой даже не осознаваемые им. Сольное и хоровое пение два сложных, очень близких вида искусства. Но имеются и различия.

Как показала работа с детьми, сольное пение предполагает голосовую одаренность, а в хор приходят все дети, желающие петь. Приходят в хор с вокальными данными даже ниже средних, поэтому к хоровому пению можно привлекать застенчивых и неуверенных в себе детей. В хоре тусклое пение компенсируется за счет сильных певцов. При общем звучании незаметны также и переходные ноты, смена регистров. Но успех здесь зависит от каждого певца. Специфика хорового пения заключается в умении петь в ансамбле. Однако в хоре маленькие певцы слышат больше звучание общее, чем себя. Им сложно контролировать себя полностью, так как нет опыта пения в коллективе. Поэтому часто приходится на занятии находить время и на индивидуальную работу с певцами. Коллективное хоровое  пение ограничивает динамику голоса певца. В хоровом коллективе важно, чтобы каждый участник контролировал силу голоса, слушал общее звучание. В работе над произведением хормейстеру   желательно не использовать яркую динамику, так  как это притупляет слух и возникает фальшь.  На репетициях лучше настроить хор на динамику пиано. В хоре требуется петь единой манерой, одинаково формируя гласные и согласные, чтобы звучание не было пестрым.

Опыт работы с детским хоровым коллективом показал, что детям с ярко выраженным тембром, трудно петь в унисон с остальными детьми. Академическое пение требует округлого прикрытого звучания,  поэтому желательно использовать индивидуальные занятия, чтобы ребенок мог сам себя слышать и контролировать. Большое внимание нужно уделять дикции, активной артикуляции в хоре. Отличие хорового исполнения от сольного состоит в том, что и все детали интерпретации, и общий план исполнения являются результатом не одного, а нескольких исполнителей, и реализуются они совместными усилиями.

«Хоровое пение – это не натаскивание, не  зазубривание  хоровой партитуры, не слепое выполнение воли дирижера, а прочувствованное понимание художественной сущности произведения, внутреннее согласие с замыслом и исполнительским планом дирижера»( Г. Струве).

В некоторых хорах педагоги, из-за малочисленности состава, сопрано присоединяют к альтам. Но при правильном звукообразовании свободное, естественного звучание не теряется. На занятиях хора значительное внимание уделяется развитию вокального слуха.

«Вокальный слух – это сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных, а может быть и еще некоторых других  видов чувствительности».

Я считаю, что на начальном этапе нужно научить певца слушать себя, разбираться в особенностях звучания, так как в этот период закладывается основа вокальных навыков.

Поэтому следует использовать самые простые определения звука: красивый, объемный, льющийся. Со временем, за мышечными ощущениями возникают зрительные (поднятые плечи, напряженные мышцы лица)

Дети постепенно осознают такие понятия как вокальная позиция, регистры голоса, певческая опора, полетность. Для большего понимания часто прибегаю к сравнениям, ассоциациям, вызывающим воображение детей. Например, для ощущения понятия мягкого нёба прошу спеть на зевке, чтобы почувствовать опору дыхания.

Вокальный слух помогает установить качество вокальной интонации, понять причины нечистого пения.

Развитие вокального слуха необходимо, будь то певец сольного или хорового класса. Самый  известный  метод развития вокального слуха, применяемый педагогами на практике – внутренние представления, ощущения. Но это возможно лишь при осознанном восприятии Именно в хоре, в отличие от сольного пения можно пользоваться цепным дыханием, когда хористы берут дыхание в разных местах в произведении, по цепочке. Такое дыхание позволяет петь продолжительную фразу на непрерывном дыхании.

Я считаю, что только при особой связи « дирижер – хор», глубокого взаимопонимание, возникает настоящая музыка. Во главе хора стоит  дирижер, который должен донести до слушателя смысл, идею исполняемой музыки. Хор – проводник этой идеи. Поэтому огромную ответственность несет дирижер, выражая себя через произведение. Вокалист же, большей частью поет через призму своего видения, интуитивно используя логику. Хоровой коллектив обязан обладать ритмической стабильностью, в логическом плане подчиняясь дирижеру.

    Литература:

Медушевский М. Интонационная форма музыки-М.,1993г

Зальцман А. О механизме звуковысотного слуха М.,1983г

Морозов В.Вокальный слух и голос   М.,2002г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы вокально – хорового развития школьников. Интонация

Одним из самых важных и основных условий хорошего хорового звучания является чистота интонирования, т. е. точное воспроизведение высоты звука.Чистота интонирования вырабатывается не сразу и требует дл...

Дополнительная образовательная программа эстетического воспитания школьников . Вокально-хоровая студия "Серебряный дождь".

Совместная программа учителя начальной школы и педагога дополнительного образования по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы....

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.

Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...