Работа в паре на занятиях в ГПД: особенности организации.
статья (3 класс) на тему

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова. Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_pare_gpd.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в паре на занятиях в группе ГПД: особенности организации.

1. Групповая работа

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова.

Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета воспитателя и внимания всего класса.

В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование). Ещё хочется отметить то, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса.

При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации.

Все ныне известные инновационные технологии обучения в школе так или иначе тяготеют к организации работы малых групп.

Понятием «малая группа» обычно обозначает относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях образовательного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно- воспитательных задач. Групповая работа на занятиях весьма привлекает школьников, а также воспитателей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание ее лишь как способа разнообразия организации учебной работы на занятии. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны воспитателя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.

В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными умениями, как постановка целей, контроль, оценка.

Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится важным участником общего дела - ведь от его труда зависит результат всей группы. В этих условиях школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.


Преимущества групповой формы работы:

Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и ,как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса, т.к. результаты учения в существенной мере зависят от его мотивов. В развитии интереса к учебе большую роль играет потребность детей в эмоциональном контакте.

Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.

В-третьих, в процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.

Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

  • Возрастает глубина понимания усваиваемого материала;
  • Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
  • Сплоченность детского коллектива группы возрастает;
  • Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
  • В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
  • Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду воспитателя.
  • Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
  • Воспитатель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
  • Воспитательная работа становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Задачи воспитателя гпд при организации групповой работы:

  • Выступает, как организатор самостоятельной, познавательной , исследовательской, творческой деятельности учащихся,
  • учит объяснить цели предстоящей работы;
  • учит самостоятельно добывать нужные знания;
  • учит критически осмысливать полученную информацию;
  • учит делать выводы и аргументировать их;
  • учит решать возникающие проблемы, используя добытые факты.

Принципы формирования групп:

  • группы создаются на различных этапах занятия в зависимости от дидактических, психологических и управленческих целей воспитателя гпд и результатов контроля
  • от этих же целей зависит и состав группы;
  • каждая группа существует столько времени, сколько ей отводится на решение предложенной задачи;
  • группа получает задачу на строго ограниченное время и по истечении этого времени отчитывается о результатах работы;

Численный состав группы.

Из моих наблюдений я могу сделать вывод, что члены групп по 4 человека проявляют большую склонность выражаться свободно и не стесняются высказывать свое мнение. С возрастанием численного состава группы снижается ее продуктивность, уменьшается число активно работающих учащихся, не все имеют возможность высказать свое мнение. В группах с четным числом учащихся чаще возникают конфликтные ситуации, в них труднее достигнуть согласия. Это объясняется возможностью распада такой группы на две равные подгруппы с противоположными точками зрения.

Таким образом, наиболее предпочтительной является группа из 5 человек, так как в группе из З участников не хватает мнений для продуктивного обсуждения, в группах из 4 и 6 человек может произойти раскол, в группе из 7 человек не хватает возможностей для высказывания своей точки зрения. Конечно, в зависимости от характера и содержания задания это число может изменяться.

Групповая деятельность учащихся на занятии складывается из следующих элементов:

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, единая общая цель, краткий инструктаж воспитателя.
  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей, функций.
  3. Работа по выполнению учебного задания.
  4. Наблюдение воспитателя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
  6. Сообщение учащихся по вызову воспитателя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством воспитателя, дополнение и исправление, дополнительная информация воспитателя и формулировка окончательных выводов.
  7. Индивидуальная оценка работы групп и коллектива в целом.
  8. Сотрудничество и взаимопомощь.
  9. Открывая дополнительные дидактические и воспитательные возможности, групповая работа требует от воспитателя более тщательной и продуманной подготовки к занятию, знания индивидуально-психологических особенностей учащихся группы.

Виды отчета могут быть следующими:

  1. Вся группа отчитывается назначенному воспитателем ученику
  2. Вся группа отчитывается воспитателю без привлечения других учеников.
  3. Один представитель группы по выбору воспитателя или детского коллектива микрогруппы рассказывает свою задачу всему коллективу гпд



Воспитатель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  1. он может контролировать,
  2. организовывать,
  3. оценивать работу учеников,
  4. участвовать в работе группы,
  5. предлагать участникам разные варианты решений,
  6. выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать, чтобы организовать эффективную групповую работу:

  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
  • нельзя давать слишком категоричных оценок — они действуют на участников подавляюще;
  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
  • не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии воспитателя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • раздача дидактического материала;
  • планирование работы в группе;
  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • сообщение о результатах работы группы;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

2. Организация на уроке парной работы учащихся.

При организации парной работы два ученика выполняют какую-то часть работы совместно. Если все пары выполняют одно и то же задание — работа единая, если разные — дифференцированная

Из моих наблюдений:

  1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
  2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать коллектив во время занятия на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите воспитателя до занятия".
  3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, воспитатель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
  4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут занятия в 1 классе и более половины занятия со 2 класса - это может привести к повышению утомляемости.
  5. Нельзя требовать абсолютной тишины. Во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю.
  6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив воспитателю до звонка)

Заключение

При систематической организации групповой и парной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми

Фрагмент воспитательного мероприятия в гпд

с детьми 3 классов

«Осень, осень, где ты? Расскажи свои секреты».

  1. Организационный момент
  2. Мотивация учебной деятельности

А) художественное слово

Унылая пора! Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышные природы увяданье, -

В багрец и в золото одетые леса…

3. Актуализация опорных знаний

Б) вступительное слово воспитателя

К нам подкрадывается Царица-Осень. Иногда её приход становится заметен, но чаще осень идёт тихой поступью, застенчиво, словно стыдясь говорить о себе. Осень украсила лес, как на праздник. Листья стали золотыми, тёмно-коричневыми, вишнёвыми, алыми. Листья опадают и разноцветным огнём устилают землю. К нам в класс залетели волшебные листочки красавицы-осени: красные, жёлтые, зелёные, алые.

4. Основная часть

А) деление детей на группы при помощи считалки

Б) правила работы в группах

В) выбор задания каждой группой (задания записаны на разноцветных листочках):

- вспомнить пословицы, загадки и приметы осени

- сделать аппликацию «Осень» из рваной бумаги

- вспомнить стихотворения или песни об осени

- сделать поделку из природного материала и пластилина

Г) группы занимают свои места и начинают выполнять выбранные задания, самостоятельное распределение обязанностей и поручений

В это время воспитатель контролирует, консультирует и помогает детям в выполнении работы. Целесообразно выполнять под музыку.

Д) презентация выполненных заданий каждой из групп

Е) подведение итогов работы, анализ

5. Физминутка (игра-конкурс «Гроза») выполняется в ходе работы детей

6. Итог занятия

Я узнал…

Я сумел…

Я запомнил…

У нас получилось…




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в паре на занятии: особенность деятельности воспитателя

Проблема партнерского взаимодействия взрослого с ребенком актуальна в современной образовательной практике....

Работа в парах на занятиях в ГПД

В группе продленного дня воспитателю необходимо тщательно продумывать формы и методы организации деятельности учащихся.      Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе был...

Работа в паре на занятии в группе продленного дня.

При систематической организации групповой и парной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление ...

Статья "Работа в паре на занятии детей с интеллектуальной недостаточностью"

В статье даются рекомендации, как научить работать в паре детей с интеллектуальной недостаточностью...

Работа в паре на занятиях по хору

Хоровые занятия предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.Индивидуализация обучения детей на дополнительных занятиях по хору  осуществляется со сторон...