Работа в парах на занятиях в ГПД
статья (1 класс)

Орлова Ирина Вячеславовна 29.03.63

В группе продленного дня воспитателю необходимо тщательно продумывать формы и методы организации деятельности учащихся.

      Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников (мы называем их «сильными» учениками).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_parah_na_zanyatiyah_v_gpd.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в парах на занятиях в ГПД: особенности организации деятельности.

Орлова Ирина Вячеславовна,

педагог- воспитатель                                                                                                              ГБОУ школы № 359

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

В группе продленного дня воспитателю необходимо тщательно продумывать формы и методы организации деятельности учащихся.

      Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников (мы называем их «сильными» учениками).

      «Сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще ничего не делают.

  Эту проблему можно решить через организацию коллективных занятий.

   Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого.

       В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. Такая организация занятий  позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний.

Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения

  1. При разговоре смотри на собеседника
  2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
  3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать. Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.

   Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д. Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идет обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чем я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.) Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.

       При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовиться к ответу ,учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится.

       Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.

Каких детей объединять в пары?

      При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый

Формы организации учебного процесса

       Работа ученика над выполнением домашнего задания, работа над сочинением, даже простое чтение учебника — это индивидуальная форма организации учебного процесса. Ученик решает задачу, выполняет упражнение, читает правило, учит стихотворение и при этом не вступает в личный контакт с учителем или учащимися. Такая работа выполняется без сотрудничества с кем бы то ни было.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые,

 В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные,групповые индивидуальные.

  При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп

К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Тренинг на умение работать в шуме

     Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает сомнение. Однако, это именно так. Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою — мальчикам.

Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед. Важно, чтобы эти фразы были написаны заранее, а не являлись экспромтом приходящих «гостей», тогда помимо основного навыка — работы в шуме — будет отрабатываться и дополнительный навык – умение обращаться с карточкой.

ЛИТЕРАТУРА

 Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва -      Ростов- на- Дону, 2004.

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.

Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003.

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов- на- Дону, 2002.

Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина - М., 2002.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.

Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.

  Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 1996.

  Сластенин В.А. Педагогика - М., 2002.

  Харламов И.Ф. Педагогика - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в паре на занятиях в ГПД: особенности организации.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова. Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. В групповой деятельности...

Работа в паре на занятии: особенность деятельности воспитателя

Проблема партнерского взаимодействия взрослого с ребенком актуальна в современной образовательной практике....

Работа в паре на занятии в группе продленного дня.

При систематической организации групповой и парной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление ...

Статья "Работа в паре на занятии детей с интеллектуальной недостаточностью"

В статье даются рекомендации, как научить работать в паре детей с интеллектуальной недостаточностью...

Работа в паре на занятиях по хору

Хоровые занятия предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.Индивидуализация обучения детей на дополнительных занятиях по хору  осуществляется со сторон...