Внеурочная деятельность, направленная на формирование и развитие ученического самоуправления
статья на тему

Мещерякова Любава Борисовна

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. 

В статье описываются этапы и условия развития самоуправления в классе через реализацию долгосрочного педагогического проекта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мещерякова Любава Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Ключевская  

средняя общеобразовательная школа

Омского муниципального района

Омской области»

Внеурочная деятельность, направленная на формирование и развитие ученического самоуправления

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися 1-4-х классов.

Задачи внеурочной деятельности школы:

 -организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;

- включение учащихся в разностороннюю деятельность;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

- формирование здорового образа жизни;

- углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей, а также способствует развитию детского самоуправления.

С целью создания и сплочения детского коллектива считаю, что целесообразно и эффективно использовать самоуправление в классе. Оно позволяет создать условия для самовыражения и самоутверждения каждой личности, развития организаторских способностей, формирования лидерских качеств, проявления социального творчества и активной гражданской позиции детей. Таким образом детское самоуправление – это основа социализации личности и создания гражданского общества. Его цель – формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы.

Развитие ученического самоуправления происходит постепенно в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями членов коллектива. Процесс этот длительный и многоступенчатый. В моём классе это происходит следующим образом.

В 1 классе мной был разработан долгосрочный педагогический проект «Формирование и развитие классного самоуправления», рассчитанный на 4 года.

 Педагогическая цель проекта: формирование самоуправления и сплочение детского коллектива посредством выявления общих интересов и увлечений учащихся класса, развития их индивидуальный способностей.

Участниками проекта стали обучающиеся класса и их родители. На каждом этапе реализации этого проекта формулировались конкретные цели и задачи. Так, например, в 1 классе моей целью было формирование детского коллектива, а основной формой организации общественной деятельности была игра. Я помогала детям понять, что у них есть определённые правила и законы, которые они должны научиться выполнять. Воспитывала у ребят дух товарищества, сотрудничества и взаимопомощи, ответственность за порученное дело. Главными помощниками в организации и проведении мероприятий стали родители, которые вместе с детьми выполняли определённые задания и поручения.  

Во 2 классе уже была организована деятельность по группам. Мы разбились на звёзды по 5 человек, выбрали командира класса и командиров звёзд, которые организовывали деятельность учащихся по выполнению заданий и поручений. Каждое поручение носило общественно-значимой, воспитывающий и развивающий характер.

В 3 классе ребята предложили сохранить нашу форму самоуправления с незначительными перестановками. В классе уже установились товарищеские, уважительные и доверительные отношения. Мы решили объединить наши звёзды в единое Созвездие. Для этого был разработан групповой проект, который стал одним из этапов моего педагогического проекта. Его учащиеся реализовывали в течение 1-го полугодия.

Актуальность данного проекта выявлена самими детьми в результате распределения обязанностей в звёздочках. Была определена проблема – недостаточное количество информации друг о друге. После обсуждения было предложено составление телефонной книги и календаря именинников класса. В результате этой работы и появилась идея создания проекта, продуктом которого стал бы плакат, на котором отражены общественные поручения, интересы и увлечения, успехи и достижения каждого ученика.

Цель выполнения проекта для детей: выявление общих интересов и увлечений для сплочения класса.

Почему решили основываться на интересах и увлечениях? Ни для кого не секрет, что каждый человек талантлив по-своему. У кого-то таланты проявляются ещё в раннем детстве, а кто-то долгое время не может познать свои способности. Но у каждого есть свои увлечения и предпочтения в проведении свободного времени. Танцевальный кружок, музыкальная школа, спортивная секция, ИЗО или театральная студия помогают раскрыть способности и развить таланты. Возможно, общие интересы и увлечения помогут одноклассникам стать ещё более дружными и сплочёнными.

Для выполнения проекта был составлен развёрнутый план, состоящий из основных этапов и промежуточных шагов.

На выполнение всего проекта потребовалось 10 занятий.  Из них:

  1. Организационный этап: распределение по группам,
  2. Составление опросного листа
  3. Проведение опроса
  4. Составление календаря именинников и телефонного справочника
  5. Составление анкет
  6. Проведение анкетирования
  7. Выбор названия и создание эскиза своей звезды
  8. Оформление звезды
  9. Представление каждой звезды
  10.  Оформление Созвездия.

В ходе работы обучающиеся получили информацию о том, кто как отдыхает, чем любит заниматься, где и как развивает свои способности, нашли общие темы для общения.

В завершении работы ребята составили макет каждой звезды, дав им название с учётом общих интересов и увлечений. Родители тоже участвовали в реализации данного проекта: помогали ребятам в оформлении звёзд. На последнем этапе мы объединили их в единое «Созвездие талантов».

Наш проект был представлен на школьном фестивале групповых проектов. При защите проекта предоставлялось слово представителю каждой группы. Изложение презентации проекта было последовательно и логично, учащиеся свободно излагали сообщение о своих звёздах, не обращаясь к записям.

С этим проектом наш класс принял участие в дистанционном Всероссийском творческом конкурсе «Солнечный свет» и в номинации «Детские исследовательские и научные работы, проекты» занял 1 место.

Работа над проектом и его конечный результат очень понравились ребятам. Они стали более дружными, ответственными и самостоятельными. С интересом и увлечением продолжают дополнять и совершенствовать наше «Созвездие». В настоящее время этот проектный продукт активно используется в качестве экрана успешности выполнения общественных обязанностей и поручений, учёта творческих достижений и успехов. Таким образом наш проект продолжается, а ученическое самоуправление развивается, решая всё большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности обучающихся.

Продолжается и мой педагогический проект по развитию самоуправления в классе. Совместно с родителями мы планируем деятельность классного коллектива на следующий учебный год. При этом учитывается, что внеурочные занятия должны быть направлены на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность, развить свои способности, а в последствии стать полноценным членом гражданского общества.

Таким образом, внедрение и развитие ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков ЗОЖ, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя. Но самое главное – самоорганизация открывает перед учащимися различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданского общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...

Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...

Технология развития ученического самоуправления в начальных классах

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...

Описание опыта и системы работы по теме «Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»

Задача учителя – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, дей...

Занимательные игры во внеурочной деятельности, как средство формирования и развития учебной мотивации.

Как показывает  практика, успехов в обучении детей можно  достичь, опираясь на ведущую деятельность, которой является игра, ведь « игра – королева детства»....