Патриотическое воспитание младших школьников.
статья (1, 2, 3 класс) на тему

ЩЕРБАКОВА ИРАИДА АЛЕКСАНДРОВНА

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_1.doc492 КБ

Предварительный просмотр:

 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  ЩЕРБАКОВЛЙ  И.А.  

                                 СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

           Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.  На основе чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

       Содержание понятия патриотизма включает в себя:

– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

– уважительное отношение к языку своего народа;

– заботу об интересах Родины;

– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.

        Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом.

     Привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, знакомятся с памятным и местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

                           

                              ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
                                                ВОСПИТАНИЯ В  КЛАССЕ

       

• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.      

DSC00541                DSC00542                     

                         В школьном музее

• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у школьников  высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

DSC00031                                  DSC00032                                 

                                    Воспоминания бывшего подводника.

Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

                                                                                                 DSC00090  DSC01314   

                                     Работы детей ко Дню космонавтики.

  • Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

         В преддверии 65- летия Победы дети  готовились к конкурсу чтецов, учили стихи на тему  « По дорогам войны», делали открытки и рисунки на военную тему. В классе была выпущена газета « Чтобы помнили».

DSC00676

В  рамках проведения Акции « Солдатский платок» в 1б классе была проведена беседа « Это надо  не мёртвым, это надо живым…»  Ребята читали стихи о войне, прослушали рассказ родительницы  Оксаны Олеговны Абушовой , о создании платков памяти.

DSC00673                           

DSC00680                                   DSC00696

                                                                                                  Рассказ о детях –героях.

       К 70- летию  битвы под Москвой в классе работали бригады по сбору материала об этом историческом событии. На классном часе делали доклады. Собранный материал систематизировали и создали презентации. С выступлениями дети выходили в другие классы с демонстрацией своих работ. Ребята участвовали в конкурсе рисунков. 

DSC02048

                    E:\DCIM\102MSDCF\DSC02139.JPG

Были проведены тематические классные часы:

- День народного единства   ;

- История государственных символов России

          В преддверии празднования Защитника  Отечества ребята класса собрали информацию о своих родственниках: братьев ,отцов, дедов. Каждый  рассказал о прохождении их службы и   выпустил боевой листок.  С рассказами  о  боевом пути и служении Отечеству своих родных  ученики выступали в классах начальной школы.

DSC02023     

 Выступление детей с рассказами  о своих родственниках.

DSC02010DSC02020

     

  Классный час «Служу  отечеству».   Обзор боевых листков.

• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

DSC01861

                                                 Участие в смотре – конкурсе песни и строя.

                                                                                                           

DSC00977                                                                                                                        DSC01202

                                                                         День здоровья.                                          

                                       PB293398

                 Участники конкурса «Папа, мама и  я -  спортивная семья».

   В  целях пропаганды здорового образа жизни ученики класса подготовили презентации и выходили  с докладами  в параллели 2, 3, и 4 классов.    DSC02003                                                                           

            При посещении краеведческого музея и музея игрушек в Загорске ребята познакомились с историей русской игрушки, прикоснулись к историческим  святыням.

DSC01389


Говоря о патриотическом воспитании школьников, необходимо особо подчеркнуть, то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников.

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников. Доклад сопровождается презентацией...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...