Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь,играя" 4 класс
    рабочая программа (4 класс) на тему

    Добровольская Юлия Павловна

    Рабочая программа к курсу «Учусь, играя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов.Программа расчитана на 7ч в неделю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_uchusigraya_4klass.docx62.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ  Школа № 426

    Рассмотрено

    28 августа 2015 г
    Председатель ШМО
    ________________
    Новрузова С.Н.

    Согласовано
    28 августа 2015 г.
    Зам. директора по УВР
    ________________
    Першагина Т.Ю.

    Утверждено
    31 августа 2015 г.
    Директор школы № 426
    _________________
    Петрова Н.И.

    Рабочая программа
    по внеурочной деятельности

    «Учусь, играя»
    для 4 класса

    Разработчик программы

    Учитель начальных классов
    Добровольская Ю.П.

    2015-2016 учебный год

    Пояснительная записка

            Рабочая программа к курсу «Учусь, играя» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов.

    Программа разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, , программы  факультативного курса «Наглядная геометрия», программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах»,программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной.

    Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий .

              Актуальность выбора определена следующими факторами:

    на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

           Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

    1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса

    2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

    3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

    4. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

             Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий, расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

         

    Основные задачи курса:

    1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
    2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
    3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

    1. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
    2. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
    3. развитие мотивации к изучению русского языка;
    4. развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
    5. совершенствование общего языкового развития учащихся;
    6. углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
    7. знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
    8. обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
    9. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
    10. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

    Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

    Описание ценностных ориентиров содержания

    курса

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

    Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

    Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

    Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

    Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

    Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

    Особенности организации учебного процесса.

               Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

    Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

    На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

    На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

    В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

       Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

          Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

        В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

       В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них.

    Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

    • задания на развитие внимания;
    • задания на развитие памяти;
    • задания на совершенствование воображения;
    • задания на развитие логического мышления.

    Задания на развитие внимания

    К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

    Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

    Задания, развивающие память

    В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

    Задания на развитие и совершенствование воображения

    Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

    • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
    • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
    • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
    • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
    • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
    • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

                 - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

         Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

     Задания, развивающие мышление

     Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

     Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

    Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

    • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
    • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий  .
    • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
    • Учиться работать по предложенному учителем плану.
    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Читать и пересказывать текст.
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

    - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

    -выделять существенные признаки предметов;

    -сравнивать между собой предметы, явления;

    -обобщать, делать несложные выводы;

    -классифицировать явления, предметы;

    -определять последовательность событий;

    -судить о противоположных явлениях;

    -давать определения тем или иным понятиям;

    -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

    -выявлять функциональные отношения между понятиями;

    -выявлять закономерности и проводить аналогии.  

    Контроль и оценка планируемых результатов.

      В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

    Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

     Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

              Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

    Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

    Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

    – степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

    – поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

    – результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

    – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

             Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

    Содержание курса

    В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

    Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

    Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

    Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

    Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

    Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.


    Календарно-тематическое планирование занятий

     курса  «Учусь, играя»

    4 класс (7ч в неделю)

    № п/п урока

    Тема занятия

    Кол-во

    часов

    1,2

    Развитие способности комбинировать. Игра «Перестановки - 1»..

    2

    3

    Что такое орфоэпия?

    Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

    1

    4

    Игра «Сложи квадрат». Составление узоров из геометрических фигур

    1

    5,6

    Основные мыслительные операции.

    2

    7

    Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

    1

    8,9

    Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое -  разное у двух - 1».

    2

    10

    Что такое фонография или звукозапись?

    Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках

    1

    11

    Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино.

    Решение топологических задач.

    1

    12,13

    Причинно-следственные цепочки.

    2

    14

    Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

    1

    15,16

    Развитие способности рассуждать. Игра «Так же, как…»

    2

    17

    Звуки не буквы!

    Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

    1

    18

    Куб. Игра «Кубики для всех».

    Зрительный диктант.  Игра «Не пройди дважды».  Игра «Пифагор».

    1

    19,20

    Логика в окружающем мире.

    2

    21

    Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

    1

    22,23

    Развитие способности планировать. Игра «Шаги - 1».

    2

    24

    Звучащая строка.

    Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

    1

    25,26

    Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда.

    Практическая работа. Развёртка куба. Моделирование куба

    2

    27

    Интегрированный: логика в русском языке.

    1

    28

    Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

    1

    29,30

    Развитие способности комбинировать. Игра «Передвижения - 1».

    2

    31

    Банты и шарфы.

    Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами

    1

    32,33

    Каркасная модель куба. Развертка куба.

    Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком».

    2

    34

    Виды отношений между понятиями

    1

    35

    Римские цифры. Как читать римские цифры?

    1

    36,37

    Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое -  разное у двух - 2».

    2

    38

    «Пигмалион» учит орфоэпии

    Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

    1

    39

    Куб. Площадь полной поверхности куба.

    Сказка. Графический диктант «Лампа». Задания на смекалку

    1

    40,41

    Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц

    2

    42

    Римские цифры. Решение задач

    1

    43

    Развитие способности рассуждать. Игра «Сходство, различие».

    1

    44

    Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

    Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

    1

    45,46

    Знакомство со свойствами игрального кубика.

    Игральный кубик. Задания на развитие пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру».

    2

    47

    Понятие о графах

    1

    48,49

    Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

    2

    50,51

    Развитие способности планировать. Игра «Прыжки - 1».

    2

    52

    Имена вещей.

    Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся.

    1

    53

    Равносторонний и равнобедренный треугольники.

    Графический диктант «Пирамида». Сказка. Практическая работа.

    1

    54

    Рефлексивность отношений.

    1

    55,56

    Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи

    2

    57,58

    Развитие способности комбинировать. Игра «Перестановки - 2».

    2

    59

    О словарях энциклопедических и лингвистических.

    Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

    1

    60

    Измерение углов. Транспортир.

    Градусная мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач.

    1

    61

    Симметричность отношений.

    1

    62,63

    Архимед. Упражнения, игры, задачи.

    2

    64,65

    Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое -  разное у двух - 3».

    2

    66

    В царстве смыслов много дорог.

    Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

    1

    67

    Построение углов заданной градусной меры.

    Алгоритм построения угла. Игра «Одним росчерком».

    1

    68

    Тест «Отношения между понятиями».

    1

    69,70

    Умножение. Упражнения, игры, задачи.

    2

    71

    Развитие способности рассуждать. Игра «Совпадения».

    1

    72

    Как и почему появляются новые слова?

    Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке

    1

    73,74

    Построение треугольника по трем заданным сторонам.

    Стихотворение. Задачи на развитие пространственного мышления.

    2

    75

    Классификация.

    1

    76,77

    Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

    2

    78

    Развитие способности планировать. Игра «Шаги - 2».

    1

    79

    Многозначность слова.

    Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

    1

    80,81

    Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

    Алгоритм построения треугольника. Оригами

    2

    82

    Язык и логика. Фразеологизмы.

    1

    83,84

    Деление. Упражнения, игры, задачи

    2

    85,86

    Развитие способности комбинировать. Игра «Передвижения - 2».

    2

    87

    «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов

     Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

    1

    88,89

    Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

    Песенка. Задачи на нахождение площади. Игра «Одним росчерком».

    2

    90

    Язык и логика. Образность и меткость речи.

    1

    91

    Делится или не делится

    1

    92,93

    Развитие способности планировать. Игра «Прыжки - 2».

    2

    94

    Об одном и том же - разными словами.

    Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи

    1

    95,96

    Площадь. Измерение площади палеткой.

    Палетка. Игра со спичками. Графический диктант «Белочка».

    2

    97

    Язык и логика. Речевые ошибки.

    1

    98

    Делится ,не делится. Решение задач

    1

    99

    Развитие способности рассуждать. Игра «Родственники».

    1

    100

    Как возникают названия.

    Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

    1

    101,102

    Числовой луч.

    Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор».

    2

    103

    Язык и логика. Пословицы.

    1

    104,105

    Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

    2

    106,107

    Развитие способности планировать. Игра «Шаги - 3».

    2

    108

    Слова – антиподы.

    Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

    1

    109

    Числовой луч (закрепление).

    Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

    1

    110

    Тест «Язык и логика».

    1

    111

    Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

    1

    112,113

    Развитие способности комбинировать. Игра «Перестановки - 3».

    2

    114

    Фразеологические обороты.

    Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

    1

    115

    Сетки. Игра «Морской бой».

    Игра «Морской бой». Правила игры

    1

    116

    Тест «Язык и логика».Работа над ошибками.

    1

    117

    Игра «Веришь или нет».

    1

    118,119

    Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое -  разное у трех - 1».

    2

    120

    Словари «чужих» слов.

    Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

    1

    121

    Сетки. Координатная плоскость.

    Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской бой».  

    1

    122

    Логические связки «или», «и».

    1

    123,124

    Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки

    2

    125

    Развитие способности рассуждать. Игра «Больше, чем…»

    1

    126

    Капитан и капуста.

    Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов

    1

    127,128

    Осевая симметрия.

    Игра «Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек».

    2

    129

    Логическая связка «если …, то».

    1

    130,131

    Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки

    2

    132,133

    Развитие способности планировать. Игра «Прыжки - 3».

    2

    134

    «Он весь свободы торжество».

    Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

    1

    135,136

    Симметрия.

    Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик»

    2

    137

    Логические возможности.

    1

    138

    Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

    1

    139,140

    Развитие способности комбинировать. Игра «Передвижения - 3».

    2

    141

    Мы говорим его стихами.

    Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

    1

    142

    Симметрия (закрепление).

    Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка

    1

    143

    Ситуативная связь между понятиями.

    1

    144

    Математические фокусы.

    1

    145,146

    Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое -  разное у трех - 2».

    2

    147

    Слова, придуманные писателями.

    Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

    1

    148,149

    Поворотная симметрия.

    Кубик Рубика.  Практическая работа.

    2

    150

    Оценка ситуации с разных сторон.

    1

    151,152

    Конкурс знатоков

    2

    153

    Развитие способности рассуждать. Игра «Старше, моложе».

    1

    154

    Слова уходящие и слова – новички.

    Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

    1

    155,156

    Прямоугольный параллелепипед.

    Сказка. Задача на развитие воображения.

    2

    157

    Образное сравнение

    1

    158

    Открытие нуля. Загадки-смекалки

    1

    159,160

    Развитие способности планировать. Игра «Шаги, прыжки - 1».

    2

    161

    Словарь языка Пушкина.

    Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем

    1

    162

    Прямоугольный параллелепипед.

    Игра «На что похоже?». Задания с координатной плоскостью.

    2

    163

    Синонимы. Многозначность

    1

    164

    Открытие нуля.Решение задач

    1

    165,166

    Развитие способности комбинировать. Игра «Обмены - 1».

    2

    167

    Смуглая Чернавка.

    Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

    1

    168,169

    Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепи¬педа.

    Моделирование параллелепипеда. Задание на сообразительность

    2

    170

    Антонимы.

    1

    171,172

    Денежные знаки. Загадки-смекалки

    2

    173,174

    Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое -  разное у трех - 3».

    2

    175

    Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

    Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

    1

    176

    Цилиндр.

    Стихотворение. Задание на развитие пространственного мышления.

    1

    177

    Тест «Языковая логика».

    1

    178,179

    Решение задач повышенной трудности.

    2

    180

    Развитие способности рассуждать. Игра «Ближе, левее».

    1

    181

    Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

    Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

    1

    182,183

    Цилиндр. Закрепление изученного.

    Самостоятельная работа. Графический диктант «Кувшин».

    2

    184

    Тест «Языковая логика».Работа над ошибками.

    1

    185

    Игра «Цифры в буквах».

    1

    186,187

    Развитие способности планировать. Игра «Шаги, прыжки - 2».

    2

    188

    Какой словарь поможет избежать ошибок?

    Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

    1

    189,190

    Конус.

    Зрительный диктант. Загадки. Практическое задание.

    2

    191

    Комбинаторика. Решение задач с помощью графов

    1

    192,193

    КВМ «Царица наук».

    2

    194,195

    Развитие способности комбинировать. Игра «Обмены - 2».

    2

    196

    Словарь - грамотей.

    Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

    1

    197,198

    Пирамида

    Моделирование пирамиды. Развёртка.

    2

    199

    Рассуждения.

    1

    200,201

    Задачи с многовариантными решениями

    2

    202,203

    Развитие способности планировать. Игра «Шаги, прыжки - 3».

    2

    204

    Научная этимология.

    Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

    1

    205

    Пирамида.

    Графический диктант. Задание на развитие воображения. «Танграм»..

    1

    206,207

    Выводы в рассуждениях.

    2

    208

    Игра «Смекай, решай, отгадывай».

    1

    209

    Развитие способности рассуждать. Игра «То ли одно, то ли другое».

    1

    210

    Какие бывают имена?

    Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

    1

    211,212

    Шар.

    Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».

    2

    213

    Юмор и логика.

    1

    214,215

    Игра «Поле чудес».

    2

    216,217

    Развитие способности комбинировать. Игра «Обмены - 3».

    2

    218

    Древнерусские имена.

    Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

    1

    219

    Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела».

    Игра «Узнай по развёртке».

    1

    220

    Юмор и логика.

    1

    221,222

    Решение занимательных задач в стихах.

    Отгадывание ребусов.

    2

    223,224

    Развитие способности анализировать. Игра «Одинаковое -  разное у трех - 3».

    2

    225

    Отчество и фамилия.

    Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

    1

    226,227

    Мониторинг ЗУН

    Проверочные задания на сформированности геометрических понятий.

    2

    228,229

    Конкурс эрудитов.

    2

    230,231

    Интеллектуальный марафон

    2

    232

    Развитие способности рассуждать. Игра «То ли одно, то ли другое».

    1

    233

    Надо ли останавливаться перед зеброй?

    Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

    1

    234,235

    Геометрический КВН.

    2

    136

    «Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала

    1

    137

    Танграм: древняя китайская  головоломка.

    1

    138

    Урок-праздник «Хвала геометрии!»

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

    Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

    Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

    Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

    рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

    Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

    Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

    Спортивно - оздоровительное направление...