«ПРОЩАЙ, Азбука!»
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Маслова Наталья Александровна

Закрепление знаний об изученных звуках и буквах, алфавите,совершенствование навыков правильного выразительного чтения- рассказывания стихов,песен о Азбуке,о школе, о дружбе.Пробуждение и постоянное поддержание у детей интереса к книге и читать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_azbukoy.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРОЩАЙ, Азбука!»

Подготовила и провела: учитель начальных классов Маслова Н.А.

Цели внеклассного мероприятия:
- закреплять знания об изученных звуках и буквах, алфавите;
- совершенствовать навык правильного выразительного чтения;
- пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание читать самостоятельно.

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята, сегодня у нас большой праздник. Мы закончили первую школьную  книгу букварь- азбуку. Совсем недавно, 1 сентября, вы переступили порог нашей школы и стали школьниками. И вашим  добрым другом стала эта книга (показ). За это время, что вы ходите в школу, вы все немножко подросли и уже научились читать. И ваш друг учебник сегодня прощается с вами. Он свою задачу выполнил – научил вас самостоятельно читать. А сколько интересного и полезного вы узнали! Давайте сегодня попрощаемся со старым верным товарищем, о котором мы всегда будем вспоминать с теплотой.

Пусть зовут нас «семилетки».

Пусть не ставят нам отметки!

Не ведём мы дневники!

Всё же мы….(хором) ученики!

За окошком солнце светит,

День приветливый такой.

Нынче праздник в первых классах:

День прощанья с букварём!

Ну, что такого в этом Букваре?

Его мы открываем в сентябре,

Когда мы только начали учиться,

И видим в нём картинку на странице.

Вот на столе лежит арбуз –

Как сладок и приятен он на вкус.

А рядом с ним три чёрточки видны.

Затем здесь нарисованы они?

Открыли эту книгу мы едва,

И сразу же узнали букву А.

Но для того, чтоб эту книгу прочитать,

Одной лишь буквы мало знать.

Составлен алфавит из разных букв.

Они – основа всех наук.

- Теперь мы знаем буквы, слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

- Изменились наши игры.
Стал серьёзным первый класс
Икс и игрек, икс и игрек
В голове у нас сейчас!

 Любим чистый светлый класс!

 Это раз!

 Вам читаем мы слова!

Это два!

Ну, а в третьих,

Я Лариске сам пишу уже записки,

И бабуля говорит:

«Мой внучонок – вундеркинд!»

Мы в школе почти уже год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом нам    

                                                       стал
Наш первый и главный… БУКВАРЬ!

ПЕСНЯ «ПРОЩАЙ БУКВАРЬ»

- Молодцы ребята, поёте вы хорошо. Но чтобы хорошо учиться нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я». Я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если вы не согласны со мной, то тихонечко молчите.

ИГРА «ЭТО Я!»

 - Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

- Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

- Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?

- Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?

- Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?

- Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

- Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?

- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?

- Есть ребята между вами те, кто помогает маме?

- Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?

- Кто из вас сюда принёс песни, шутки, смех до слёз?

- А сейчас отгадайте загадку.

У каждой девчонки, 
Любого мальчишки
В портфеле есть 
Эта заветная книжка.

Читают и ныне, 
Читали и встарь
Чудесную книжку 
С названьем...    (Букварь)

Учитель: Первая учебная книга «Букварь» – начало всех начал.

  Ученик:  Без книг, уж я-то знаю точно,

                     Не видать нам счастья,

                     А от невежества и глупости

                     Приходят все напасти.

                     Кто в детстве книг хороших не читает,

                     Тот многих радостей себя лишает.

                     Букварь нам в руки ключик к знаньям дал,

                     Поэтому букварь – начало всех начал.

Ученица: В Букваре живёт семья:

                   Буквы все от А до Я.

                   Две команды у них есть,

                   Кажется, они уж здесь.

Учитель: А ну-ка, скажите, на какие две группы делятся все буквы? ( гласные, согласные)

   

Ученица:  Гласные тянутся в песенке звонкой.

                Могут заплакать и закричать.

                В тёмном лесу звать и баюкать

                И в колыбельке сестрёнку баюкать,

                Но не желают свистеть и ворчать.

-Сколько гласных?  Назови!

Ученик:   Вот ещё одна команда,

                   И кого в ней только нет:

                   Звонкие и удалые,

                    И совсем-совсем глухие.

                    Встаньте парами, друзья,

                    Посмотрю на всех вас я.

Игра « Гласные-согласные»( распределить буквы по группам, соединив красным мелом  гласные, а синим  согласные буквы, которые записаны на доске)

Ученик:  Буквы-значки, как бойцы на парад,

                  В чётком порядке построены в ряд.

                  Каждый в условленном месте стоит

                   И называется всё – алфавит!

         Песня « Алфавит» ( Р. Паульса)

- Да ребята, без букв вам не обойтись. Букв в букваре много, и тот, кто будет с ними дружить, тот быстро запомнит их.

 Стихотворение «Буквы с нами говорят»

Мы по улице гуляем,
сами вывески читаем,
что какая буква значит,
узнаём издалека:
О кругла, как будто мячик,
Ж похожа на жука.
Вот четыре буквы:
ВО-ДЫ
Вот ещё четыре:
МО-ДЫ
Воды-моды-лимонад!
Мы читаем
всё подряд!
Вот блестит,
белее снега,
слово горькое -
"
АПТЕКА".

Рядом сладкие слова -
"
ФРУКТЫ",
"
ПРЯНИКИ",
"
ХАЛВА".
А напротив них - другое
расползлось во весь этаж.
Правда, тёплое такое
это слово -
"
ТРИКОТАЖ".
Эй, ребята
ну-ка с нами
все читайте - всё подряд!
Буквы с вами,
как с друзьями,
обо всем поговорят.
(С. Погореловский)

- Предлагаю выйти детям с теми буквами, о которых идёт речь в стихах.

1. Утром на траве росою

Эта буква заблестит.

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит. (Р)

2. Эта буква на морозе,

Как оса ужалить может.

Ну а в мае на берёзе

Жук её узнать поможет. (Ж)

3. С этой буквой, добрым другом,

Долгою дорогой в дом

День за днём, назло недугам,

Даже под дождём идём. (Д)

4. Эту букву паровоз

На своей трубе привёз.

Губу вытяни в трубу

И получишь букву … (У)

5.Буква эта знаменита –

Стоит в начале алфавита. (А)

6.Эта буква бодрым шагом

В бой идёт под барабан.

И бодает буква букву,

Будто баловник баран. (Б)

Учитель:  Вот все буквы перед нами – каждый может их назвать.

                   А теперь нам надо с вами в слово буквы все собрать.

                    (Дети собирают слово «дружба»)

Ученик:    Получилось слово «дружба»

                    С ней дорога не беда.

                    С ней любое испытанье

                    Будет по плечу всегда.                        

 Клип: «  ДРУЖБА» (группа « Барбарики»)

Учитель: Да, ребята молодцы! Хорошо учились, это видно. Но наша Азбука учила нас не только алфавиту. Мы знакомились с ее помощью и с новыми сказками, пословицами, скороговорками.

-А какие скороговорки вы знаете? ( дети вспоминают)

-А знаете ли вы сказки?

Викторина по сказкам:

-Отгадай, кто говорит?

-Я от  дедушки ушел, я от бабушки ушел ( Колобок)

- Высоко сижу- далеко гляжу ( Маша)

–Не, пей, братец это водицы- козленочком станешь ( Аленушка)

 -Спи, глазок ,спи ,другой! ( Хаврошечка)

-Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу! (Иван-царевич)

-По- щучьему  веленью, по-моему хотенью ( Емеля)

-Чего тебе надобно, старче? (Рыбка)

-Кушай ,кушай, куманек ,больше потчевать нечем ( Лиса)

-Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по заулочкам ( Лиса)

Учитель: Мы с вами вырастили целое дерево знаний, за которым мы будем ухаживать, получая знания еще целых 10 лет. Так оно вырастет высоким и сильным, и в будущем будет помогать нам идти по жизни, закрывая нас своими могучими ветвями.

Очень крепкую опору подарила нам азбука. Чему она нас не учила: сначала буквам, потом слогам, а теперь вы все умеете хорошо читать:

В. Берестов  Читалочка»

 Вот сейчас мы и покажем, как мы умеем петь, порадуем нашу азбуку на прощанье.            

                                 Поют частушки.

 Ученица:

33 родных сестрицы,

 Писаных красавицы,
На одной живут странице,
 А повсюду славятся!
 К вам они сейчас спешат,
 Славные сестрицы.
 Очень просят всех ребят
 С ними подружиться!

Игра « Слова спрятались»:

 На доске слово  ПЕРВОКЛАССНИЦА-    НаЙти как можно больше слов, которые спрятались в этом слове.

Ученик:

Мы прочли букварь до корки,
Нам по чтению – Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!

Ученица:
В том, что мы букварь
Прочли,
Полный курс наук 
Прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!

Учитель: Я поздравляю вас с праздником! Теперь вам по плечу любые книги, любые знания.

  Желаю вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний. Я желаю вам радости! Желаю не скучать! На память о нашем празднике я хочу вручить вам « Хрестоматии 1-4 класс»

Песня про книги( мотив « Песенка мамонтенка»)

     

Приложение:

  1. Песня: «Прощай, букварь!»
    1.Мой букварь, мой друг надёжный,
    Расстаёмся мы теперь.
    В новый мир большой и сложный
    Для меня открыл ты дверь.
    Припев: Расстаёмся с букварём,
                    Песню мы о нём поём! (2 раза)

    2.Много радостных событий
    Ты мне щедро подарил.
    К миру радостных открытий
    Ты ступенькой послужил.
    Припев: Расстаёмся с букварём, 
                    Песню мы о нём поём! (2 раза)

3.Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Припев: Расстаёмся с букварём, 
                Песню мы о нём поём! (2 раза)

 2.Текст песни «Дружба - это не работа»

Если друг не смеётся - ты включи ему солнце,

Ты включи ему звёзды - это просто.

Ты исправишь ошибку, превращая в улыбку,

Все грустинки и слёзы - это просто.

Воскресенье, суббота - дружба это не работа,

Дружба - это не работа.

   Припев:

Есть друзья, а для них,

У друзей нет выходных.

Есть друзья, а для них,

У друзей нет выходных.

 

Если свалится счастье - подели его на части,

И раздай всем друзьям - это просто.

А когда будет надо - все друзья будут рядом,

Чтоб включить тебе солнце или звёзды.

Воскресенье, суббота - дружба это не работа,

Дружба - это не работа.  

   Припев:

Есть друзья, а для них,

У друзей нет выходных.

Есть друзья, а для них,

У друзей нет выходных.

 

Если каждый друг по кругу другу протянет руку

То будет видно в иллюминатор - дружба это экватор.

Если каждый друг планеты другу ромашкой помашет

То станет ясно ,дружба это - планета ромашек.

   

   Дети поют частушки.
         

        1. Мы – весёлые ребята,      

В первом классе учимся.

Пропоём мы вам частушки,

Может, что получится!

     

       2.  Мы в нарядах нынче новых,      

И у всех счастливый вид.

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!

        3. Раньше мамы нам читали

Про зайчат и про лису.

А теперь читаем сами

Про любовь и про луну.

        4.  Разбудите меня ночью,  

В самой серединочке.

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

        5.  С азбукой кто не в ладу –

С тем я дружбу не веду!

У меня характер крут:

Уважаю с детства труд!

        6. «Сотню» слов в минуту нынче,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом проглочу!

       7.   Ну, а прописи у нас –

Просто загляденье!

Мы рисуем там зверят

И пишем предложения.

       8.   Мы простимся с азбукой

 И рукой помашем.

 И «спасибо!» десять раз

 Дружно хором скажем!

       9.   Не печалься, Азбука!

Лучше нету книжки.

Передам тебя теперь я

Младшему братишке!

      10. Мы пропели вам частушки,

Как сумели, от души!

Хороши наши частушки!

И мы тоже хороши!

  1. Песня про книги

 (на мотив «Песенки мамонтёнка»)

  1. Я книгу читаю – она друг надёжный!
    Ответ на вопросы найти я хочу.
    Ответы найти я хочу.
     (2 раза.)

Припев:

Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети!
 (2 раза)

  1. Её не заменит компьютер и видик.
    Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
    Ведь чтение книг и наука –
    Надёжное средство от скуки.

Припев:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Прощай, Азбука!"

В этой методической разработке вы найдёте материал для проведения последнего занятия по "Азбуке".  Благодаря подобранному материалу дети надолго запомнят этот день. В разработке встретятся сказоч...

Праздник "Прощай, Азбука!"

Театрализованное представление, подготовленное к завершению  работы над "Азбукой". Стихи. Конкурсы....

Прощай, азбука!

Урок прощания с азбукой для 1 класса...

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Праздник «Прощай, Азбука!»

Праздник в 1 классе...

Праздник "Прощай, Азбука".

Сценарий праздника прощания с Азбукой....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....