Главные вкладки

    Практикум толкования пословиц в "Программе развития детей школьного возраста в группе продлённого дня" Ивановой Л.А. - воспитателя ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района СПб
    рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Иванова Людмила Алексеевна

    ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ.

    Цель исследования: выявить умение раскрывать переносный смысл текста, делать выводы нравственного характера, понимать воспитательный подтекст метафор, пословиц, поговорок.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Практикум по толкованию пословиц.

    Как мы уже знаем из теории, воспитывает не непосредственно учитель, а социальная среда, которую он умело организует в воспитательных целях. Активная деятельность ученика в коллективе как в воспитывающей среде, будь то на уроках или вне урока, вот подлинная движущая сила и источник развития личности школьника, воспитания из него активного гражданина общества.

    Учителю необходимо владеть умением организовать учебную деятельность таким образом, чтобы каждый урок обязательно имел воспитательный эффект развивал у учащихся интерес к научному содержанию учебного материала, вызывал у них желание овладеть им лучше, а сама личность учителя была при этом образцом для подражания. Наилучшей формой организации урока как фактора воспитания является совместная коллективная учебная деятельность в диалоговой, дискуссионной форме, которая представляет собой не просто односторонние действия в системе «ученик - предмет», что характерно для традиционной методики обучения, а двусторонне направленные действия в системах «ученик- ученик» и «ученик- учитель». Это и есть подлинно социальное взаимодействие субъектов деятельности, а учебный предмет при этом выступает, как объект овладения (усвоения) учеником, в результате чего он не только приобретает знания и умения, но и воспитывается как личность, интеллектуально развитая и умелая. Поэтому практикум мы предлагаем начать с задач учебных, но дающих воспитательный эффект.

    О связи обучения и воспитания, об их взаимовлиянии очень наглядно и убедительно свидетельствуют формы контроля и оценки успехов учащихся, применяемые в школьной практике. Психолог Ш.А. Амонашвили считал, что практикуемая в школе балльная система отметок играет отрицательную роль в воспитании. Он писал, что это приводит к расслоению учащихся на ярусы:

    1 ярус – учащиеся, успевающие на 5 и 4. Их называют отличниками, сильными учениками. Им адресованы отзывы: «умный», «одаренный», «талантливый», «способный». К ним обращены выражения: «гордость класса, школы».

    2 ярус – учащиеся, получающие в основном тройки. Их называют троечниками, средними, посредственными. Они часто оцениваются словами: «способный, но ленивый», «неспособный, но трудолюбивый».

    3 ярус – учащиеся, получающиеся преимущественно двойки. Их называют двоечниками, отстающими, слабыми. Они «плохие ученики», «трудные», «тянут класс назад», «позорят класс и товарищей».

    Таким образом, отметка, призванная сугубо условно выражать уровень знаний, умений и навыков учащегося, в действительности превращается в характеристику его личности в целом, влияя на все сферы его жизни и регулируя его отношения и общение (см. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательные функции оценки учения школьников. М. С. 40).

    Как отмечает психолог Л.М. Фридман, такое расслоение классного коллектива имеет тяжелые последствия для эмоциональной жизни школьников, для их социального и нравственного становления, для их жизни в семье, классе, школе, т.е. для воспитания.

    Применение учителем диалогового, дискуссионного метода организации учебной деятельности, использование приемов проблемного обучения, постановка учащихся перед необходимостью самим, собственными силами добывать новые знания способствуют развитию у них теоретического мышления и обучают творческому подходу к учебной деятельности, а в конечном итоге способствуют развитию творческой личности. «Учить мыслить!» - призыв, обращенный к школе много лет назад ученым Э.В. Ильенковым, подхваченный учителями и превращенный ими в лозунг: «Превратим школу памяти в школу мышления!» - становится линией поведения современного учителя, и все более активно используется как основной девиз, ставший руководящей идеей его деятельности.

    ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ.

    Цель исследования: выявить умение раскрывать переносный смысл текста, делать выводы нравственного характера, понимать воспитательный подтекст метафор, пословиц, поговорок.

    Материалы: набор пословиц и метафор.

    Ход выполнения и интерпретация. Испытуемому называют несколько метафор и пословиц, затем просят объяснить их переносный смысл.

    Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне обобщения. Результаты оцениваются с помощью таблицы или диаграммы, примеры которых приведен ниже.

    Оценка в баллах

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    Количество правильных ответов

    20

    19

    18

    15-17

    13-15

    10-12

    7-8

    5-6

    4

    Данный текст можно использовать в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.

    Методику можно применять при исследовании как подростков, так и взрослых.

    Варианты пословиц:

    1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все то золото, что блестит5. Лес рубят — щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь.7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь дальше будешь. 15. Взялся за гуж не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне.26. Кишка тонка. 27. Два сапога пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой враг мой. 31. Заставь дурака Богу молиться он и лоб разобьет.32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в стакане воды. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

    Сравнительные результаты ответов в группах, где не проводились занятия по данной программе и где они проводились представлены на следующих рисунках:

    Построение различных вариантов диаграмм для анализа результатов ответов в группах выполнен с помощью компьютерной программы Excel; пример такой обработки приведен на следующем рисунке.

    Так, исследование индивидуальных особенностей детей с помощью тестов обычно вызывает у них большой интерес к познанию самого себя и стимулирует самовоспитание, вызывает стремление хорошо учиться и вообще «стать лучше».

    Итак, проведённая работа и в первом, и во втором вариантах отразилась в повышении интереса учащихся к учению (а через интерес приходит улучшение успеваемости), к развитию собственной личности, что облегчает педагогу решение воспитательных задач.

    Выводы.

    Программа развития составлена, апробирована лично автором в группе продлённого дня, подсчитана её эффективность по умению толковать пословицы с положительным результатом в 16,6 %.

    Автор надеется, что проделанная работа по развитию детей в ГПД отразилась на повышении интереса учащихся к учению, (а через интерес пришло улучшение успеваемости), на развитии собственной их личности.

    Это, в конечном счете, привело к формированию положительных качеств личности. В процессе обучения решались и задачи воспитания для достижения подлинного единства обучения и воспитания.

    Заключение.

    Итогом дипломной работы стала сама программа развития детей школьного возраста с положительной эффективностью: да, возможно развитие детей в группе продлённого дня. Цель и задачи, поставленные в данной работе, автором выполнены при проведении занятий в группе продлённого дня (с результатами тестирования умственного развития детей и толкования пословиц). Важно продолжать начатую работу через повторение и углубление способов развития и саморазвития коммуникативных умений детей посредством русских и греческих пословиц и поговорок (фольклора): умения слушать, выражать мысли, задавать вопросы, давать словесную обратную связь; внимания, памяти, мышления (речи) детей.

    При психолого-педагогической работе очень важна помощь в бесконфликтном формировании личности учащихся. Общение с другими есть основа овладения миром: отношения ребёнка к миру всегда опосредованы отношением к людям. Тем самым общение выполняет огромную роль в процессах присвоения культуры, развития умений и способностей. В каком бы то ни было произведении искусства – образа, звука, слова - сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, - с прошлым, и настоящим, и будущим.

    Процесс обучения и воспитания не ограничивается школьными годами. Вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание. Этим определяются перспективы «Программы развития детей школьного возраста в группах продлённого дня».

    Литература.

    1. Абраменкова В. Воспитание игрой. Игрушки лечат. - М.,<Лепта Книга>, 2008.

    2. Алёшин В.Н. Психодрама как инновационный метод обучения. Учебно-методическое пособие. СПб, 2009.

    3. Архимандрит Александр Милеант. Христианский дух в народных пословицах. -Изд-во храма Покрова Пресвятой Богородицы, США, 1996.

    4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одарённый ребёнок за компьютером. М. 2003, с.148-155.

    5. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя, кн. 1, 2 //Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. - М.<Владос>, 2000.

    6. Берсенева Т.А. (составитель). Педагогическая игра для детей начальной и средней школы "Здравствуйте". - СПб.,1999.

    7. Вундт Вильям «Проблемы психологии народов». «Космос», М., 1912. wundtwilglm02.rar

    8. Даль В.И. Из сборника. Православная Вера в пословицах и загадках русского народа. -СПб., <Ижица>, 2007.

    9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М. Просв-е, 987.

    10. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе.- СПб.,<Каро>, 2008.

    11. Зеньковский В.В. Психология детства. "Деловая книга", Екатеринбург. 1995.

    12. Ильин И.А. О национальном воспитании. Из книги <Путь к очевидности>.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

    Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....

    Индивидуальное адаптивное развитие детей дошкольного возраста в группе предшкольной подготовки.

    Дошкольное детство, как известно, уникальный период в жизни человека, период, когда происходит становление личности, закладываются основы здоровья. С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерс...

    Особенности психофизического развития детей школьного возраста с ОВЗ (категория -умственная отсталость)

    Классификация, причины, структура дефекта,клинико-психологическая характеристика детей с умственной отсталостью....

    "Программа развития детей школьного возраста в группах продлённого дня". Введение. Пояснительная записка Ивановой Л.А.- воспитателя ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района СПб

    В данной рабочей  программе пять разделов по пяти дням недели. "Программа развития детей школьного возраста в группах  продлённого дня" как аттестационная работа защищена в СПбАППО...

    Проблемы речевого развития детей школьного возраста в современном мире и пути их реализации

    В настоящее время увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией. Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как  «основы ...

    Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня

    Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка,характеризующийся преобладанием эмоционально &nd...