Сценарий родительского собрания "Пойми меня"
материал на тему

Дмитриева Оксана Владимировна

 Собрание проводится ввиде ток-шоу и конкурсной программы

Цели собрания:

  1. Способствовать сплочению родительского коллектива класса
  2. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и  школы.
  3. Воспитание у обучающихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_roditelskogo_sobraniya_2_klassa.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ 2 КЛАССА

«ПОЙМИ МЕНЯ»

Цели собрания:

  1. Способствовать сплочению родительского коллектива класса
  2. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и  школы.
  3. Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Участники: классный руководитель, воспитатель,  родители второклассников, учащиеся класса.

Форма, проведения.- ток-шоу - торжественное родительское  собрание с детьми.

Организация родительского собрания:

•        подготовка приглашений для родителей;
-  выставка рисунков на тему «Моя семья»;

-   цветочки с ответами детей на вопрос «Что такое счастливая семья?»;

  • учащиеся вместе с родителями рисуют генеалогическое древо своей семьи;
  • родители готовят фирменное семейное блюдо;
  • оформление классного помещения;
  • разработка сценария родительского собрания.
  • плакаты с высказываниями:

«Любовь есть ключ к пониманию» (К. Бальмонт).

 «Ребенок - это цветок, красота которого зависит от ухода за ним» (В.А. Сухомлинский).

«Любите ребенка таким, какой он есть».

Дружная семья гору свернет.   Русская народная пословица

ХОД СОБРАНИЯ

I. Вступительное слово классного руководителя

-Дорогие ребята! Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на семейном итоговом празднике «Поймем друг друга». Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях, которые должны присутствовать в каждой семье. (Учитель читает стихотворение.)

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: - Я.

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: - Я.

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя?

На все это Ева ответила: - Я.

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

                         Свадебный тост

-        Семья - это самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Если заглянуть в словарь Даля, то там определение семьи звучит так: это совокупность близких родственников, живущих вместе.

Наши дети тоже думали над вопросом «Что же такое "счастливая семья"?» Вот несколько мнений по этому поводу.

(Приводятся мнения детей.)

 Счастливая семья - это когда все вместе собираются по вечерам и рассказывают о том, как провели день.

Когда в доме тепло и уютно.

Когда никто не кричит и не включает телевизор или магнитофон на всю громкость.

Когда все друг о друге заботятся.

IL Исполнение песни О. Митяева <Как здорово...»

-        Давайте начнем встречу песней О. Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь,

Качнется купол неба - большой

и звездно-снежный...

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.

Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка улыбнись!

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись.

Мечтами их и песнями мы каждый вдох

наполним...

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь,

Качнется купол неба - большой

и звездно-снежный...

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Ш. Представление семей, участвующих в конкурсе (три семьи)

Личное дело семьи

Муж, глава семьи -

Жена, хранительница очага и дома -

Дети, надежда и опора -

Семейный стаж -

IV.         Конкурс «Моя родословная»

Семья представляет рисунок, где изображено генеалогическое древо всей семьи. Приз получает семья, у которой самое «ветвистое» древо, т. е. кто больше знает своих предков (можно использовать семейное фото).

V,        Конкурс вопросов и ответов
Вопросы первой семье

  1. Назовите свой любимый семейный праздник.
  2. Советуетесь ли вы со своими детьми в принятии того или иного решения?

Вопросы второй семье

  1. Способен ли ваш ребенок позаботиться о себе сам?
  2. Как вы считаете, унизительно ли просить прощение у ребенка?
  3. Вопросы третьей семье

  1. Как поступить, если вы не одобряете выбора друзей своего ребенка?
  2. Если возникла ссора, как ее погасить?

VI.        Конкурс «Любимая песня семьи*

Исполнение всей семьей любимой песни. Аплодисменты помогут оценить  исполнение песен.

VII.        Конкурс «Играем в рифмы  «сочиняем стихи»

-        Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение о семье, используя рифму.

        дом

        живем

        я

        -семья

  • Пока семьи стараются стать поэтами, мы побеседуем со зрителями.
  • Продолжите фразу А. Герцена « Семья начинается с ...»(детей).
  • Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна.)
  • Какой овощ долгое время считался непригодным для пищи и назывался «чертовым яблоком»? (Картофель.)
  • Жена сказочного персонажа Михаила Потаповича? (Настасья Петровна.)
  • «Чем меньше женщину мы любим, тем...» (легче нравимся мы ей).
  • Закончите известное выражение М. Горького: «Дети - это живые цветы...» (земли).

VIII. Частушки о семейных делах

Не всегда получается быть улыбчивым, но этому можно научиться.

Неплохим тренингом этого качества являются частушки.

В исполнении наших детей прослушайте частушки о семейных делах.

(Дети поют частушки.)

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Эй, девчушки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Ох, сегодня в шесть часов

Родителей собрание!

Подложить подушку надо

К «месту наказанья».

Ах, сегодня праздник в доме,

Пироги капустные –

Петя выучил уроки,

Все и даже устные.

Папа, мама, дорогие,

Что у вас за аллергия?

Как берете вы тетрадки,

Все трясетесь в лихорадке.

Ох, как вовремя мой папа

Весь так ровно облысел,

А не то, в дневник мой глядя,

Он бы сильно поседел!

Чтобы книжку сын читал,

Папа рубль ему давал.

Уйму книг сынок прочел –

Папа ж по миру пошел.

Каждый день в свою копилку

Я бросаю по рублю.

Чтоб купить себе братишку,

Целый год уже коплю.

Мама с папой и братишка –

Вот она моя родня!

Ох, спасибо, дорогие,

Что вы есть все у меня!

У частушки есть начало,

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец!

IX  Тест - опросник        

Семья - это общечеловеческая ценность, где формируются взаимоотношения детей и родителей. И только тепло наших душ поможет создать дом мечты для семьи, где все будут жить счастливо.

Ведь дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом - еще не дом.

И окно с живым цветком - еще не дом.

И даже чайник с баском - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так истина понятна и проста -

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

-        Каким я являюсь родителем?

Этот вопрос извечно стоит перед каждым из нас.

Сейчас с помощью теста-опросника «Какой я родитель?» постараемся ответить на поставленный вопрос. Я предлагаю вашему вниманию 21 высказывание. Вы с ним либо соглашаетесь, либо нет.

-        Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок
«да» или «нет».

  1. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  2. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  3. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  1. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  2. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя самое плохое.
  3. Ребенка с детства следует держать в жестких рамах, только тогда из него вырастет хороший человек.
  4. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  5. К моему ребенку липнет все дурное,
  6. Я жалею своего ребенка.

10.        Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок Достиг того, что лично мне не удалось.

приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

  1. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  2. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  3. Я часто признаю: в своих мнениях и претензиях ребенок по-своему прав.
  4. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  5. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  6. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
  7. Мой ребенок не в силах сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
  8. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  9. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  10. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителем.

Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанных с данным видом.

Кооперация: 7,9,11,12.13,14,15 –О – округлить данные номера.

Контроль: 1,6,10,16,17,19,20 - X - отметить крестиком.

Отношения к неудачам ребенка: 2,3,4,5,8,18,21.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим способом:

1. Кооперация - проявляет ли взрослый интерес к тому, чем занимается ребенок. Высокие баллы по шкале «Кооперация» -6-7 баллов - являются признаком того, что взрослый проявляет интерес к тому, что интересует ребенка, старается быть с ним на 'равных.

Низкие баллы по данной шкале - 1-2 балла говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Средние баллы - 3-5 балла говорят о том, что взрослый оценивает способность ребенка, одобряет его интересы, поддерживает планы.

2. Контроль - педагогические способности, правильно ли контролирует взрослый своего ребенка. Высокие баллы по шкале «Контроль» - 6-7 баллов говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою позицию.

Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «Отношения к неудачам ребенка» - 6-7 баллов являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, может быть неплохим учителем и воспитателем.

Средние баллы - 3-5 балла говорят о среднем уровне взрослого к неудачам ребенка, to есть к интересам, увлечениям, мыслям, чувствам ребенка относится понимающе.

-        Каждый для себя сделал вывод. Какой он родитель для своего ребенка? Мы очень хотим, чтобы вы любили своих детей такими, какие они есть, ведь любовь - это ключ к пониманию, а ребенок – это цветок, красота которого зависит от ухода за ним.

X. Конкурс «Смак»

-        В старину говорили: красна изба пирогами. Конкурс «Фирменное блюдо семьи».

(Звучит мелодичная музыка.)

XL Заключение

-        У нас осталась одна минутка, минутка откровения. Посмотрите друг другу в глаза, подумайте, что хорошего вы бы хотели сказать, но не словами, а глазами.

Любите друг друга искренним сердцем,

Любите друг друга открытой душой,

Чтоб не было места, где злобе пригреться,

Чтоб в сердце пришел долгожданный покой.

      - Мы говорим спасибо всем, кто оставил свои домашние дела и посетил нас. Мы не прощаемся с вами, мы говорим вам «До новых встреч!»

Дополнительный материал

Кинетический рисунок семьи

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Предложите: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь».

Во время рисования записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования.

После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

  1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?
  2. Где работают и учатся члены семьи?
  3. Как в семье распределяются домашние обязанности?
  4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты: 1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава

реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке); 2) анализ особенностей рисунка отдельна; членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей,  отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации

  1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения Например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между ними рисуются различные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь нескольких членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп. Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивное™ ребенка. о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.
  2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец,  братья, а другим - мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

1

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникать паузы перед тем, как ребенок начнет рисовать одну из фигур. Это в отдельных случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше не вступать в разговор.

Для теста КРС разработана система количественной оценки.

Выделяются пять симптомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация;

          4)тревожность;

          3)конфликтность в семье;

4)чувство неполноценности в семейной ситуации;

5)враждебность в семейной ситуации.