Классный час «Курение. Учусь говорить «Нет!»» (Для учащихся 3-4 классов)
классный час (3, 4 класс) на тему

Дейч Татьяна Викторовна

Дети, растущие в обществе, где широко распространено курение, должны иметь информацию о табаке и никотине, чтобы сделать здоровый выбор: не курить. Данный классный час направлен на формирование здорового образа жизни. На этом занятии ученикам предоставится возможность самостоятельно описать последствия курения, оказаться в ситуациях, в которых единственный способ ответственного поведения - отказ от курения. Так же, на занятии ученики познакомятся с формами отказа от табака и алкоголя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий27.89 КБ
Файл Презентация к занятию668.97 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Дейч Татьяна Викторовна

Учебное заведение: МБОУ «Гальбштадтская СОШ»

Тема классного часа: «Курение. Учусь говорить «Нет!»»

(Для учащихся 3-4 классов)

Цель: показать вредное влияние табачного дыма на организм.

Задачи: предоставить детям возможность описать последствия курения.

Объяснить, что информацию о действии табака на организм можно получит у учителя, врача или от родителей.

Показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения. Познакомить учеников с формами отказа от табака и алкоголя.

Метапредметные: коммуникативные

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Теоретические положения

Дети, растущие в обществе, где широко распространено курение, должны иметь информацию о табаке и никотине, чтобы сделать здоровый выбор: не курить.

        Дети при входе в класс. Садятся группами по 5 человек.

Учитель:

- Здравствуйте, дорогие ребята.

- Вы любите отгадывать загадки, решать головоломки, ребусы?

- Чтобы узнать тему нашего разговора, я предлагаю Вам разгадать один загадочный случай, который произошёл с Гражданином П.

- Сегодня вам предстоит выступить в роли детективов.

- Расскажите, как детективы собирают информацию, чтобы раскрыть преступление? (собирают улики, опрашивают свидетелей)

- От каждой группы вам нужно выбрать по 2 человека. Условие выбора: умение выразительно и быстро читать.

- Я приглашаю всех посмотреть пьесу «Случай с гражданином П»

Действующие лица:

Разгадкин, детектив.

Желудкин, доктор.

Свидетели:

Гляделкина,

Гостеприимова,

Кухаркина,

Пожаров,

Пальцев,

Зубов

        Дети подходят к стульчикам, на которых лежит табличка с именем персонажа пьесы, одевают её и берут свои слова. Готовятся к выступлению.

        Группам учитель предлагает собирать улики. Если кто-то уже догадается, что произошло с Гражданином П, пусть это тихонько скажет только членам своей группы и вместе обсудят. Когда чтение закончится, класс обсудит список улик, собранных каждой группой, и выслушает её догадки.

I. Инсценировка

Разгадкин. Давайте познакомимся, Я частный детектив Разгадкин. Попрошу всех присутствующих представиться (Актёры поворачиваются к зрителям с табличками на груди)  Я занимаюсь расследованием трагического случая с гражданином П. Не исключено, что имело место покушения на убийство…(испуганные возгласы)

Разгадкин. Итак, вы все, господа, присутствовали вчера на вечеринке в доме Гостеприимовой.  Прямо оттуда  Гражданин П в бессознательном состоянии был увезён на «скорой помощи» в больницу. Там, к счастью, после оказания ему медицинской помощи он пришёл в сознание. Но показания пока давать не может. Так, что именно от ваших показаний зависит, как скоро я поймаю преступника. Свидетельница Гляделкина, вы первая обнаружили потерпевшего. Что вы можете рассказать следствию?

Гляделкина. Я вошла в комнату и увидела Гражданина П, который сидел в кресле с книгой в руке. Голова у него была опущена. Вначале я подумала, что он задремал. Но меня насторожила его поза. Я позвала других гостей. Мы обнаружили, что Гражданин П без сознания, и тут же вызвали «скорую помощь».

Разгадкин. Благодарю вас за показания. Теперь я хотел бы услышать, что скажет хозяйка дома Гостеприимова.

Гостеприимова. Я сразу поняла, что с Гражданин П что-то неладное. У меня были потрясающие блюда: всё свежее, вкусное. Но, знаете, он не притронулся ни к чему. У него  совсем не было аппетита.  

Разгадкин. Так и запишем… (пишет в блокнот)

Продолжим опрос свидетелей. Свидетель Пожаров, что вы можете рассказать следствию?

Пожаров. Мы разговаривали с Гражданин П минут пятнадцать. Он рассказал мне ужасную историю. Оказывается, в его квартире был пожар. Он, правда, не сказал, почему начался пожар. Только всё время твердил: «Это моя вина… это моя вина…» Радовался, что пожарные быстро приехали и он остался жив.

Разгадкин. Пожар… Гм… Это подозрительно! Так и запишем…

Теперь послушаем, что скажет свидетельница Кухаркина.

Кухаркина. Я весь вечер провела на кухне. У меня не было времени разглядывать гостей. Но гражданин П мне запомнился. Он сидел в комнате и в течение долгого времени надрывно кашлял.

Разгадкин. Значит Гражданин П кашлял.  Понятненько…

Да, случай начинает вырисовываться. Надо уточнить ещё кое-что. Свидетель Пальцев, ваше впечатление.

Пальцев. Я вошёл в комнату сразу после того, как обнаружили Гражданина П. У него в руке была книга. Когда я забирал её, то обратил внимание на пальцы. Они были жёлтые, я бы даже сказал грязно-жёлтые.

Разгадкин. Спасибо, господин Пальцев. Ваши показания очень точные. Так и запишем…

У нас остался последний свидетель, господин Зубов. Что вы можете сказать следствию?

Зубов. Гражданин П лежал с полуоткрытым ртом. И я обратил внимание на его зубы. Они были такие жёлтые! И шёл неприятный запах изо рта.

Разгадкин. Спасибо свидетель. Запишем…изо рта.

По правилам расследования мы обязаны выслушать доктора Желудкина, который осматривал потерпевшего. Будьте добры, доктор…

Желудкин. Да, я осматривал Гражданина П.  Поставил ему градусник, проверил пульс. Медсестра взяла кровь на анализ. У пациента оказались учащённый пульс, пониженная температура, низкий уровень кислорода в крови. Я назначил потерпевшему рентген лёгких. Вот заключение. Не буду полностью читать…  Вот.. Лёгкие потерпевшего очень закопченные…

Разгадкин. Спасибо, доктор, картина ясна…

Теперь я точно знаю, что случилось с Гражданин П.

- А вы, ребята, догадались, что произошло с гражданином П?

- Из-за чего он попал в больницу? (он был курильщиком табака и заболел от отравления никотином)

-  Какие улики вам удалось собрать и отгадать загадку?

О каких последствиях курения шла речь в пьесе?

Отсутствие аппетита.

Пожар в квартире.

Сильный кашель.

Пальцы грязно-жёлтого цвета.

Лёгкие закопченные.

Зубы жёлтого цвета.

Неприятный запах изо рта.

-Как вы думаете, какая фамилия была у пострадавшего? (Папироскин)

II. Постановка темы и задач занятия.

- Назовите тему нашего разговора.

(Тема классного часа «Курение»).  

- Давайте уточним (Слайд) «Курение. Учусь говорить «Нет!»»

- Тема состоит из двух частей. Какие задачи вы для себя определите? (Уточнить знания о вреде курения. Научиться  действиям отказа от курения)

- Когда обсуждают какое-либо действие или предмет, то часто в названии темы можно встретить слова «Польза и вред» или «Друг или враг». Например: «Польза и вред шоколада» или «Ветер – друг или враг?». Почему же в нашей теме нет этих слов? (курение наносит только вред здоровью)

III. Сбор информации по теме.

- От кого вы впервые узнали о вреде курения?

- Где и как ещё можно получить информацию о вредном влиянии табака и никотина на организм?

- Предлагаю посмотреть видеоролик.

Обсуждение:

- Что из этой информации вы узнали нового о вреде курения?

- О вреде курения знали уже наши предки. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки. Я провела мини исследование и вот, что мне удалось выяснить. Старинных русских пословиц о табаке и курении у нашего народа нет. Почему? А те пословицы и поговорки, которые мы сейчас прочитаем, появились гораздо позже. Убедитесь сами:

Курильщики впускают врага в свои уста, похищающего их мозг.
Табак курить и вино пить — здоровье губить.
Кто курит много, у того зубы желтеют.
Заядлого курильщика даже муха крылом может перешибить.

Курение — это не личное дело, а общественное зло.
Курильщик — плохой работник, все курит вместо дела.
Курит один, а плоды пожинают все.
Курит один, болеет — весь дом.
Курение табака — это медленное самоубийство.
Курение — отличная привычка для того, чтобы умереть.

- Какое отношение народа к табаку и табакокурению мы видим в этих пословицах?        

(Как мы видим, курильщиков на Руси не ценили и не ценят до сих пор, отсюда и негативные пословицы про курение)

 - А как обстоят дела в наше время?

Статистика курения в России показывает, что наша страна,  некогда самая некурящая страна в мире, сегодня  приняла на себя мировое первенство по потреблению табака. 44 млн. россиян подвержены этой пагубной привычке. А это 40 % всего населения страны. 

        В России приняты законы против курения. В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях, на транспорте.

IV. Практикум.        

- Как вы думаете,  почему же многие люди, зная о разрушающем действии никотина и табака на организм человека, продолжают курить? (ответы детей. Подытожить ответы: никотин вызывает привыкание, при попытке бросить курить может ухудшаться самочувствие и возникает желание опять закурить; реклама, влияние курящих друзей; давление дружеской компании; отрицательный пример подают взрослые)

- Как же уберечься от этой пагубной привычки? Как не попасть к ней в рабство? Здесь может быть только один ответ: надо учиться говорить…

Дети (хором): НЕТ!

- Вот мы сейчас и будем учиться это делать. К нам пожаловали гости из «Темного царства» - Кощей Бессмертный и Баба Яга. (Участвуют двое детей, читают текст по ролям)

А) Ролевая игра «Умей сказать нет»

Кощей Бессмертный: Предлагаем вам несколько способов, как попасть в царство вредных привычек.

Баба Яга: Посмотрите, какие красивые и изящные сигареты! Хотите?

Дети (хором) НЕТ!

Кощей Бессмертный: Какая красивая пачка! Открой ее, возьми сигарету.

Дети (хором) НЕТ!

Баба Яга: Как мужественно ты будешь смотреться с сигаретой в руках!

Дети (хором) НЕТ!

Кощей Бессмертный: Курить – это современно и модно!

Дети (хором) НЕТ!

Баба Яга: Если у тебя нет денег – угощайся, бери в долг, потом вернешь.

Дети (хором) НЕТ!

Кощей Бессмертный: Смотри, здесь все курят, попробуй за компанию.

Дети (хором) НЕТ!

Баба Яга: Курение – это средство от скуки!

Дети (хором) НЕТ!

Баба Яга: Почему-то все дети не клюют на такую рекламу.

Кощей Бессмертный: Могут нас здесь и побить, надо ноги уносить!

 - Как воздействовали на вас Баба Яга и Кощей Бессмертный? (Они оказывали давление)

Давление (Слайд) – это когда тебя заставляют сделать что-то такое, чего ты не хочешь.

Способы давления могут быть разными. (лесть, угрозы, шантаж, обещание награды, навязчивость и др.)

Б) Игра: «Учусь  сопротивляться давлению»

        Ученик в центре круга не хочет петь, но одноклассники сговорились заставить его.

(Ученикам раздаются карточки с репликами. Они выходят к доске и образуют круг. Ученик, стоящий в центре круга, будет объектом давления группы сверстников. Члены группы используя фразы на карточках, будут стараться заставить его спеть. Примеры карточек:

  1. Спой, пожалуйста. У тебя такой красивый голос, лучше, чем у Полины Гагариной. (лесть)
  2. Спой, пожалуйста. Учитель пения говорила, что у тебя самый красивый голос в школе. (ссылка на авторитет)
  3. Спой! А не споёшь, я тебя поколочу. (угроза)
  4. Спой, пожалуйста. У меня болит голова, а от твоего пения боль сразу пройдёт. Если ты не споёшь, мне станет совсем плохо. (чувство вины)
  5. Спой! Если ты не споёшь, я расскажу учительнице, что ты сделал.(шантаж)
  6. Спой, будь другом! Если ты мне друг, ты споёшь. (дружеское давление)
  7. Если ты споёшь, я подарю тебе игру, о которой ты давно мечтаешь. (обещание награды)
  8. Ну спой, спой, ну спой. Спой, пожалуйста, ну что ты такой, спой, спой. (навязчивость)

- (Вопрос для ученика, стоящего в центре круга) Трудно ли тебе было отказываться? В каком случае было труднее всего?

Вывод: Важно уметь разбираться в давлении, и уметь сказать твёрдое «нет».

- Как следует вести себя в ситуации давления? (неагрессивно настаивать на своём, сказать «нет», уйти и др.)

Обобщение: сопротивляясь давлению не следует грубить или вести себя агрессивно. Это может привести к ещё большему давлению. Сдержанность и твёрдость – вот надёжные помощники)

V. Итоги:

- Методика «5-3-1». «Назовите 5 ключевых слов по этой теме. Теперь из них назовите только 3 наиболее значимых. А теперь оставьте только одно слово» значит, курение – это…….

Рефлексия

- На сколько значима для вас эта тема? Был ли полезен для вас этот разговор?

- Знать о вреде курения обязан каждый. Но очень важно научиться противостоять давлению со стороны сверстников, друзей, знакомых, взрослых, рекламы, и не поддаться соблазну попробовать курить. Желаю всем крепкого здоровья!

Памятка: (каждому участнику разговора)

Как сопротивляться давлению, если тебя заставляют пробовать курить.

1. Отказать без объяснений. «Нет! Я не буду курить!»

2. Отказать и объяснить причину отказа: « Я не буду курить, потому что это вредит моему здоровью»

3. Отказаться и честно объяснить свое отношение к такой просьбе: «Я не буду пробовать. Я осуждаю тех, кто курит.»

4. Отказаться и уйти.

5. Постараться объединиться с тем, кто не курит.

6. Постараться избегать курящих компаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пьеса «Случай с гражданином П»

Слайд 3

Тема классного часа: «Курение. Учусь говорить «Нет!»

Слайд 4

«Минздрав предупреждает: Курение опасно для вашего здоровья!»

Слайд 5

Пословицы и поговорки Курильщики впускают врага в свои уста, похищающего их мозг. Табак курить и вино пить — здоровье губить . Кто курит много, у того зубы желтеют . Заядлого курильщика даже муха крылом может перешибить . Курильщик — плохой работник, все курит вместо дела . Курит один, а плоды пожинают все . Курит один, болеет — весь дом.

Слайд 7

Игра «Учусь сопротивляться давлению» Давление – это когда тебя заставляют сделать что-то такое, чего ты не хочешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта

Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...

"Учись говорить о том, что растет и спеет в поле" - урок русского языка во 2 классе

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000023184 StartFragment:0000000535 EndFragment:0000023168 Тема: Учись говорить о том, что растет и спеет в полеЦель  урока: научить детей говорить о...

Классный час по правилам дорожного движения для учащихся 1 –го класса.

это мероприятие поможетзакрепить знания правил дорожного  движения, названия дорожных знаков,вспомнить, как правильно переходить дорогу,развивать наблюдательность и мышление, воспитывать умение р...

Классный час по теме стимулирование творческой деятельности учащихся учителя начальных классов МБОУ "Хучельская ООШ" д. Хучель Канашского Района Чувашской Республики Григорьевой Ренаты Валерьевны.

Классный час по теме " шляпочный турнир". Знакомство детей с головными уборами, частями шляпы, с национальными головными уборами, головными уборами разных профессий. Развитие творческих способностей д...

конспект классного часа "Учись говорить "Нет"

Профилактика и пропаганда здорового образа жизни среди учащихся младших классов....