Особенности воспитания социально-нормативного поведения воспитанников с ОВЗ.
методическая разработка на тему

Апарина Юлия Геннадьевна

Снижение способности к конкретизации обобщений приводит к наблюдаемым у детей расхождениям между словом и делом. Этот недостаток может быть объяснен также и тем, что воспринимаемые ребенком обобщенные правила поведения, которые сообщаются ему взрослыми, не вызывают у него эмоционального отклика, не будучи связанными с личностными потребностями самого ребенка. Для коррекции этого недостатка я использую метод постоянного повторения и применения на деле моральных норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_29.03.18.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1 Особенности воспитания социально-нормативного поведения воспитанников с ОВЗ.

Слайд 2 Я являюсь классным руководителем 3А класса. Мы работаем вместе уже 3 год. В классе 13 человек, из них 10 мальчиков и 3 девочки, один ребенок находится на надомном обучении. Начав работу с этим классом я провела диагностику по выявлению интересов и особенностей детского коллектива. Класс довольно дружный, ребята доброжелательно относятся друг к другу и в целом  стараются помочь друг другу. Явного лидера  нет, хотя есть ученики, которые проявляют лидерские качества в различных ситуациях.  В результате диагностики, был выявлен ряд проблем в формировании социально-нормативного поведения у детей и разработана система по их устранению.

Снижение способности к конкретизации обобщений приводит к наблюдаемым у детей расхождениям между словом и делом. Этот недостаток может быть объяснен также и тем, что воспринимаемые ребенком обобщенные правила поведения, которые сообщаются ему взрослыми, не вызывают у него эмоционального отклика, не будучи связанными с личностными потребностями самого ребенка. Для коррекции этого недостатка я использую метод постоянного повторения и применения на деле моральных норм. Слайд 3 Например, в этом году был проведен классный час на тему «Твори добро», а так же тема добра и зла не однократно поднималась на уроках чтения и развития речи.

Способность к обобщению и закреплению в сознании социально ценных поведенческих актов связана с таким личностным качеством ребенка, как критичность мышления. Известно, что дети с нарушением интеллекта характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему. Слайд 4 Для профилактики отрицательного влияния  окружающей среды проводятся беседы с родителями по организации занятости, досуга ребенка, через организацию успеха ребенка в усвоении школьной программы происходит формирование адекватной самооценки. Так же я стараюсь включить  ребенка в активную внеурочную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей. Слайд5Учащиеся 3А класса принимают активное участие в работе таких школьных кружков, как Слайд 6  хореографический и вокальный.

В формировании правильного поведения учащихся важную роль играют те условия, в которых протекает их жизнь и деятельность, — режим, личный пример педагогов и других лиц. Эти условия, как и методы, можно отнести к средствам воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Элементарное понимание ответственности за соблюдение установленных норм поведения должно быть обеспечено уже в работе с учениками младших классов при изучении с ними правил поведения в школе и вне ее. Так, в моем классе уже на протяжении 3х лет идет активная работа по соблюдению правил поведения во время уроков,Слайд 7(Перед уроком достаньте из ранца все необходимые учебные принадлежности:

1) тетради;

2) дневник;

3) учебник;

 ит.д.),

Слайд 8 Во время перемен (На перемене постарайтесь хорошо отдохнуть и набраться сил перед следующим уроком.

Во время перемены ведите себя спокойно. Соблюдайте порядок, не кричите и не толкайте друг друга.

Запрещается:

• толкать друг друга;

• употреблять непристойные выражения и жесты;

• бросаться различными предметами;

• драться и применять физическую силу;

• играть в опасные игры, совершать действия, которые могут привести к травмам и порче школьного имущества;

• бегать по коридорам и лестницам, вблизи оконных проёмов, стеклянных витрин и в других местах, не приспособленных для игр;

• перегибаться через перила, съезжать по перилам, толпиться на лестницах.),

Слайд 9 При посещении столовой( Вести себя культурно, спокойно - не  шуметь, не кричать, не бегать, не устраивать игр, не мусорить; беречь стены, оформление, мебель, оборудование, Перед завтраком, обедом рекомендуется вымыть руки, при этом надо пользоваться водой правильно и т.д.).

Сюда же можно отнести соблюдение правил безопасного поведения на дорогах и улицах. Для каждого ребенка мною разработан безопасный маршрут дом-школа-дом, Слайд 10 все учащиеся имеют памятки юного пешехода. Помимо этого мы ходим на экскурсии, на которых практически применяются правила дорожного движения. Проводятся занятия по программе «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах». Перед общешкольным конкурсом рисунков «Дети и безопасность движения»Слайд 11 были проведены в качестве подготовки викторина «Соблюдай правила дорожного движения» и игра «Счастливый случай» по правилам дорожного движения.  Ежедневно в конце последнего урока  уделяется время беседе о правилах безопасного поведения на дорогах и улицах, в которой особое внимание уделяется переходу через проезжую часть: посмотреть налево, если нет машин, начинать переход, на середине пути посмотреть направо и, если нет препятствий,продолжить путь.

Конечно, не дожидаясь перехода учащихся в старшие классы, их надо знакомить с вопросами уголовной ответственности за отдельные виды преступлений: против жизни, здоровья и достоинства личности, против общественного порядка (злостное хулиганство), против государственной и личной собственности. Для информирования школьников по этим вопросам мною был разработан цикл мероприятий «Ты и закон».  Приучение к соблюдению норм поведения начинается с младших классов, причем в ряде случаев оно может предшествовать разъяснению и убеждению, поскольку такие школьники часто оказываются не в состоянии понять смысл той или иной поведенческой нормы. Перед посещением различных общественных мест (цирка, кинотеатра, музея, парка и т.д) мы с детьми сначала повторяем правила поведения в том или ином месте, а затем применяем эти знания на практике. Во многих случаях важно обеспечить четкий, доступный показ образца поведения. Организуются неоднократные повторения в выполнении учащимися формируемой нормы поведения, причем в разнообразных условиях.

В связи с тем, что огромное влияние на развитие и воспитание ребенка в современном мире оказывает интернет, совместно с 3В и 1 классом было проведено мероприятие на тему: «Безопасный интернет детям».Слайд 12, 13.

Принципиально важным педагогическим требованием является создание у школьников положительного отношения к той норме поведения, которую формирует педагог. На закрепление такого эмоционально-личностного отношения ребенка влияют различные факторы: авторитет педагога и детского коллектива, понятность и доступность усваиваемой нормы поведения, эмоциональность той деятельности, в которой данный поведенческий навык отрабатывается. Вот почему в упражнения по формированию навыков социально-нормативного поведения я включаю и игровую деятельность, в частности, в ролевые и сюжетные игры. Например, я использую такие игры как «Дочки-матери», «Посещение врача», «Приход гостей», «Поход в магазин», а так же творческих сюжетные игры,  в них ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Большое значение имеет поощрение самостоятельности детей в попытках выполнить то или иное действие.

Для формирования умения подчинять свои действия четко установленным правилам очень полезны спортивные игры, мероприятия по воспитанию здорового образа жизни. Мною была разработана программа «Антикариес» -уход за полостью рта. Так же был проведен классный час на тему «Вредные привычки-курение». Слайд 13 Учащиеся моего класса приняли активное участие в школьной выставке плакатов «Мы выбираем здоровый образ жизни».

Среди методов формирования у детей навыков социального поведения должное место занимает организация общественно полезной практической деятельности учащихся. Мы с детьми учимся ухаживать за комнатными растениями, следить за состоянием учебников, раз в две недели у нас проходит игра «Будь здорова, книжка!», так же мы изготавливаем закладки для книг, учимся их оборачивать.

В заключении я хочу сказать, что все методы формирования навыков социального поведения, используемые в комплексе, дают положительную динамику в развитии школьников. В моем классе нет детей, склонных к правонарушениям, ни один учащийся не был замечан в нарушениях школьной дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-нормативного поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Презентация на тему "Особенности воспитания социально-нормативного поведения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями со...

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

«Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников».

Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуетс...

«Поведение воспитанников в случае пожара в школе – интернате».

Цель: формирование навыков пожаробезопасного поведения воспитанников.Задачи: - познакомить учащихся с правилами поведения при эвакуации во время пожара в школе.     - выработ...

особенности воспитания нравственной культуры обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста

Процесс развития духовно - нравственной личности является основным звеном в системе воспитания младшего школьника. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте  начального общего...

особенности воспитания у младших школьников ответственности за свои поступки и поведение

Формирование ответственности становиться наиболее актуальным с момента поступления ребенка в начальную школу.  В младшем школьном возрасте это качество находится в процессе формирования. Это...

«Поведение воспитанников в случае пожара в школе — интернате».

Беседа формирует навыки пожаробезопасного поведения воспитанников. Познакомит  с правилами поведения при эвакуации во время пожара в школе.Поможет выработать алгоритм действий при пожаре в школе...