Папка классного руководителя
учебно-методический материал на тему

Гончар Кристина Анатольевна

Воспитательная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka_kl.ruk_.doc667 КБ

Предварительный просмотр:

Программа        воспитательной деятельности

Классный руководитель

учитель начальных классов

Сидорова Кристина Анатольевна

Цели и задачи школы.

- Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, внесение необходимых корректив в систему по воспитанию;

- Осуществление изучения личности обучающегося, её склонности, интересы;

- Создание благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого ребёнка в классе;

- Помощь ребёнку в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями;

- Направление самовоспитания и саморазвития личности воспитанника;

- Помощь ученикам в учебной деятельности:

- Содействие получению учащимися дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, по месту жительства;

- В соответствии с возрастными интересами детей  и  требованиями жизни деятельности классного коллектива, его содержание;

- Соблюдение прав и свободы обучающихся; ответственность за их жизнь, здоровье, безопасность;

- Совместно с органами ученического самоуправления активная пропаганда здорового образа жизни;

Классный руководитель.

-  Организует в случае необходимости своевременную помощь учащимся;

- Ведёт установленную документацию по классу (личные дела, журнал, аттестаты), следит за состоянием дневников, анализирует успеваемость учащихся. Обеспечивает соблюдение ими учебной дисциплины, ведет учет посещаемости занятий;

- Проводит мероприятия, способствующие укреплению здоровья (горячие питания,”День здоровья”), охраны жизни и здоровья детей (ПДД, ГО, ОБЖ);

- Организует дежурство класса по кабинету, школе;

- Воспитывает у учащихся бережное отношение к государственному имуществу;

- Организует досуг учащихся, нуждающихся в материальной помощи;

- Организация общественно-полезного труда;

Нормативно-правовая основа.

- Закон РФ “Об образовании”;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Педагогика, детская, возрастная и социальная психология;

- Психология отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастная психология, школьная гигиена, педагогическая этика;

- Теория методика воспитательной работы, организация свободного времени учащихся;

- Инструктивно-нормативные документы;

- Основы трудового законодательства;

- Нормы и правила охраны труда;

Основные направления воспитательной

работы в школе.

Воспитание является комплексным и многомерным процессом, затрагивающий различные сферы формирования личности, которые отражены в направлениях: нравственных, экологических, гражданско-патриотических, эстетических, трудовых, физических.

Нравственное воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведения воспитанников, с целью формирования нравственных качеств.

Задачи:

-формирование нравственного сознания,

-воспитание и развитие нравственных чувств,

-выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание включает в себя:

- формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества,

- ознакомление с нравственными идеалами, доказательство их правоверности и разумности,

- превращение нравственных знаний в нравственные убеждения,

- формирование устойчивых чувств и нравственных качеств,

- формирование высокой культуры поведения, как одного из главных проявлений уважений человека к людям,

- формирование нравственных привычек.

Эстетическое воспитание - направленно на формирование эстетического отношения к жизни, труду, общественной деятельности, природе, искусству поведения.

Задача: формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов.

Критерием эстетической воспитанности считается овладение  эстетической культуры. Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность, человек чуткий к прекрасному испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Эстетическое воспитание неразрывно связанно с нравственное, умственным и физическим.

Физическое  воспитание.

Задачи:

- укрепление здоровья,

-содействия правильному развитию школьников,

-овладение физико-спортивного занятиями,

-развитие двигательных качеств,

- воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, коллективизма),

- формирование эстетических качеств (осанки, культуры движения),

-формирование жизненных умений, навыков.

Экологическое воспитание.

Задача: - воспитание потребностей природно-охранной деятельности.

Объектами становятся все источники жизни  деятельности – земля, воздух, вода, животные, растения. Потребности региона местного условия определяют направления, вид и осуществление воспитательных дел.

Трудовое воспитание.

Задачи:

- осознание целей и задач труда,

- воспитание мотивов трудовой деятельности,

- формирование трудовых умений и навыков,

- изменение экологической и социальной ситуации в стране, внедрения различных форм собственности координально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы. (смотреть концепции Бондаревского)

Воспитание патриотизма

Существует много определений «патриотизма» и «патриота», но можно рассмотреть основные, более обширные, чёткие определения.

Главное из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области, В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его Родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, посёлка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанина — обывательские понятия, отражённые в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к её историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Понятие «гражданственность» многозначно:

  1. Это      антитеза     антиполитичности,      активная      и      сознательная
    включённость  в  дела  политического   сообщества,   то   есть,   связано
    значение понятия с политикой и включается в деятельность сограждан.
  2. Психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом
    политического    сообщества,    поэтому    нужно    каждой    личности
    подготавливать себя психологически на политическую деятельность
    гражданина.

  4. Способность и готовность выступать в роли гражданина, то есть защищать свою Родину, страну, проявлять любовь и патриотизм к своему отечеству.

  1. Высшая    добродетель    свободного    и    полноправного    участника
    политического сообщества, чтобы каждый гражданин настолько любил
    свою Родину, чтобы мог пожертвовать ради неё жизнью.
  2. Приверженность интересам политического сообщества,  чаще всего
    государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов, то есть
    «гражданин» - это полноправный житель того или иного государства,
    подчиняющийся определённым его законам, жертвующий собой ради
    блага его страны.

Патриотизм и гражданство — это только некоторые составляющие компоненты понятия «нравственность», которые включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю, следование и умножение традиций своего народа, бережное отношение к  историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать её, воинская храбрость, мужество и самоотверженность, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Вот чего должны добиваться учителя в школе, ведь именно роль школы в формировании у младших школьников чувства патриотизма очень велика.

Классному руководителю!!!

К вопросу о планировании

воспитательной деятельности.

Программа воспитательной деятельности - основной документ классного руководителя. ( Программа под ребенка, а не ребенок под программу). Она отражает содержание, формы и методы воспитательной работы. Гуманистическая система воспитания - поддержка детской индивидуальности, формирование человека культуры и нравственности.

Ц+С+Ф+М+Р (цель + содержание + формы + методы + результат)

«Самый опасный результат образования - это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью».

Параметры качества личности:

•  Гражданские

•  Гуманистические

•   Творческие

•  Социально-педагогические

•   Экологические и экономические. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющих собой целостную         и         упорядоченную         совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива.

Памятка над классной доской

Каждый человек имеет право:

•         Быть здоров.

•        Не быть совершенством.

•        Сказать: «Я не понимаю»

•        Менять свое мнение

•        На чувства и ответственность за них.

•        Не оправдываться и не объяснять своих поступков другим.

•        На одиночество.

•        Просить то, что он хочет.

•        Делать ошибки и отвечать за них.

Ведущие потребности ребенка:

1. Самочувствие ребенка, его удовлетворенность пребыванием в школе

2. Отношение со взрослыми, сверстниками

3. Наличие поля деятельности для собственной  реализации  и. самоутверждение.

Гуманистический, личностно - ориентированный подход к' воспитанию.

БЛОК ЗАЩИТЫ (ЗАБОТЫ)

Обеспечение жизни, здоровья, полноценного проживания, защиты от агрессивных проявлений социума, обеспечение правильного взаимодействия с природой, режим, физическое и психическое самочувствие, забота о ребенке, гарантия его безопасности.

1. Оформление социальных карт

2. Работа с родителями.

a) родительские собрания (4 темы)

b) индивидуальная работа с родителями

- спонсорская помощь

- помощь       в      организации       внеклассных мероприятий, праздников, экскурсий

- помощь в ремонте класса

- психолого-педагогическая помощь

1. Работа с учащимися

- требующими повышенного пед. внимания

- имеющими отклонения в поведении, связь с психологом

- с одаренными детьми

2. Организация каникул

3. Кружки, секции, факультативы

4. Страховка

5.  Питание 

6. Пед.диагностика. Анкетирование. Тестирование. Мониторинг

7. Работа с учителями-предметниками

8. Охрана жизни и здоровья

- ПДД, ППБ

- беседы по профилактике правонарушений

- профилактика         курения,         наркомании, алкоголизма

- личная гигиена

- половое воспитание

9. Поручения, участие в работе детских организаций

10. «Поиск», «Память», «Милосердие»

11. Организация дней здоровья

12. Дежурство по школе

i 3. Контроль за дневниками

блок развития (чувств, мышления, воли

с учетом индивидуальности, неповторимости личности ребенка)

Создание возможностей поиска вопросов к миру и своих вариантов ответа.

I. классных часа (в соответствии с календарем)

а) охрана жизни и здоровья

б) ситуационный классный час

в) этика поведения, отношений

г) тематический (запись в специальном журнале)

1. Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях

2. Походы и экскурсии (изучение родного края) - запись в спец. журнале

3. Организация общественно полезного труда (генеральная уборка школы, организация работы на пришкольных участках)

4. Контроль за произвол, трудом. УПК.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1. Анализ воспитательной деятельности за прошлый год.

2. Цель на перспективу.  

3. Характеристика (социально-педагогическая) класса

4. 3адачи на новый учебный год

Целевая ориентация воспитания:

Создание условий для устойчивого развития человека XXI века как субъекта культурного, исторического развития, развития и жизнетворчества.

Воспитательная стратегия:

Стремление сохранить национальную самоиндефикацию и одновременно обеспечить полное вхождение в планетарную человеческую общность.

Цель воспитательного процесса:

Подготовка учащихся и личностной гуманистической ориентации в современном мире и активному участию в осмыслении актуальных проблем и поиску оптимальных путей их решения, чтобы, бытие и общение с другими людьми с окружающим миром, было достойно, Человека.

Динамика воспитательных акцентов

1 кл

Формирование образа природы, как дома человека

2-3 кл

Приучение к социальным нормам культурной жизни

5-6 кл

Формирование образа своего «Я» человека

7-8 кл

Формирование представления о социальном устройстве жизни

9-10 кл

Формирование образа жизни, достойной человека

10-11 кл

Формирование жизненной позиции (поиск своего смысла жизни).

Цели и задачи на новый учебный год.

  1. Укреплять коллектив класса. Большое внимание уделять созданию общей атмосферы дружбы, приветливости, вежливости.
  2. Воспитывать интерес к занятиям, к учению, к чтению, к природе.
  3. Приучать детей к выполнению здорового режима дня, к разнообразным играм в школе и дома.
  4. Развивать художественные умения, способности в выразительном чтении, в изобразительном творчестве (рисовании, лепки).
  5. Учить действовать не в одиночку, а вместе со своими товарищами, согласованно, помогая друг другу.
  6. Формирование таких нравственных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, быть смелым, точным: сказал – сделал, обещал – выполнил.
  7. Формировать навыки организованности, исполнительности, вежливости, уважение к старшим; нетерпимости к лени, зазнайству, грубости, лжи, капризам, к тем, кто обижает младших, кто не любит природу, кто жестоко обращается с животными.
  8. Шире привлекать родителей к организации разнообразной жизни в коллективе.

Примерная тематика классных часов.

1. Экономическое воспитание.

Минутка час бережёт

1-ая четверть

Как организовать себя (о режиме экономии времени, режим дня)

2-ая четверть

“Моё” и “Наше”

3-ья четверть

Учись учится, чтобы уметь трудится

4-ая четверть

2. Экологическое воспитание.

Три клада у природы есть: вода, земля и воздух – три её основы

1-ая четверть

Игра ”Что? Где? Когда?”

2-ая четверть

Экологический конкурс викторина

3-ья четверть

Сохраним нашу землю зелёной. Экологический турнир

4-ая четверть

3. Этическое воспитание.

Турнир рыцарей вежливости

1-ая четверть

Правила хорошего тона

2-ая четверть

Доброе слово, что ясный день

3-ья четверть

Доброта, что солнце

4-ая четверть

4. Трудовое воспитание.

Что ты знаешь о труде своих родителей

1-ая четверть

Они учились в нашей школе

2-ая четверть

Поздравляем наших пап и любимых мам

3-ья четверть

От увлечения – к будущей профессии

4-ая четверть

Новые горизонты и перспективы.

I. Организационные вопросы коллектива класса.

1. Организовать дежурство в классе.

2. Учиться подводить итог каждого дня, недели, давать оценку дежурным, фиксируя внимание на хорошем, на преодоление плохого.

3. Познакомить детей с обязанностями, правами и заповедями членов объединения детского движения “Мир радости”.

4. Оформить классный уголок экипажа «Почемучек», пополнять оборудование уголка с помощью родителей в течении всего года.

5. Выбрать командира экипажа (сентябрь).

6. Распределить поручение среди членов экипажа с последующей сменой (сентябрь).

7. Провести проверку состояния всех учебных принадлежностей (учебников – 1 раз в четверть, дневников – 1 раз в неделю).

8. Проводить беседы о культуре поведения дружеских взаимоотношениях в классе.

II. В помощь учению.

  1. Давать занимательные занятия по всем предметам. Показывать примеры удачных находок и поисков. По мере их выполнения и наполнения оформлять в особые папки.
  2. Проводить беседы «Как надо учиться»
  3. Организовывать взаимопомощь в учении.
  4. Приучать детей к выполнению  здорового режима дня.
  5. Следить за посещением библиотеке и читального зала библиотеке.
  6. Учить пользоваться  дополнительной литературой по каждому предмету.
  7. Поручить родителям изготовить ряд дидактических материалов и наглядных пособий по занимательной грамматике и математике.

III. Тематические экскурсии.

В багрец и золото одетые леса (природоведение)

I четверть

Самое красивое место  нашего города

II четверть

Памятники культуры нашего края (история)

III четверть

Посещение школьного музея

III четверть

Весны желанные приметы

IV четверть

IV. Физкультурно-оздоровительная работа.

  1. Разъяснять детям и их родителям необходимость соблюдения здорового режима дня.
  2. Ежедневно на каждом уроке проводить физкультминутку.
  3. Разучить новые игры, в которые удобно играть на перемене.
  4. Принимать участие в школьных соревнованиях.
  5. Формировать знания у детей о собственном здоровье и факторах, влияющих на состояние здоровье.
  6.  Формировать культуру общения с детьми, снижение агрессивности.
  7. Проводить спортивные праздники совместно с родителями типа «Папа, мама, я – спортивная семья».
  8. Беседы по профилактике курения, наркотиков и алкоголизма.

Спортивные мероприятия совместно с родителями.

  1. День здоровья. Соревнования в честь дня города.
  2. Поход в «Соловьиную рощу» осенью.
  3. Спортивные соревнования посвященные дню защиты отечества.
  4. Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

V. Художественное воспитание.

  1. Работать над развитием навыков выразительного чтения.
  2. Выявить новые классные «звездочки» (поэты, музыканты, танцоры, певцы…).
  3. Проводить классные конкурсы рисунков, лепки по темам. Готовить экспонаты на школьную выставку.
  4. Посетить с детьми спектакли, проводимые в школе; выставки.
  5. Вместе с родителями организовать поездку в кукольный театр. поездки по городу «памятники культуры нашего края».

VI. Занятия в природе.

  1. Воспитывать бережное отношение к природе. Учиться наблюдать за природой.
  2. Систематически использовать на уроках наблюдения детей за жизнью окружающей природы.
  3. Проводить совместно с родителями прогулки и экскурсии, посвященные природе родного края.
  4. Уделять большое внимание вопросу экологии.
  5. Воспитывать заботливое отношение к птицам, зимующим в нашем крае.

V. Патриотическое воспитание.

  1. Воспитывать любовь к Родине, гордость за нашу страну.
  2. Помочь увидеть красоту родного края.
  3. Организовать экскурсии по родному городу.
  4. Знакомиться с трудом и профессиями родителей. Принять участие в конкурсе семейных газет.
  5. Знакомство с рассказами и стихами о защитниках нашей Родины.
  6. Проводить встречи с ветеранами ВОВ.
  7. Знакомить детей с народным искусством, с искусством дона и казачества.
  8. Познакомиться с обязанностями и правами членов детского объединения «Мир радости».
  9. Выполнять заповеди членов детского объединения «Мир радости».
  10. Учить детей откликаться на чужую беду. Принимать активное участие в акции «Милосердие».
  11. Учить детей заботиться о своей школе, заботиться о чести и авторитете своей школы.

Работа с родителями.

  1. Оказание помощи родителям в определении методов и приёмов воспитании своих детей.
  2. Развитие у детей и их родителей положительного отношения к школе, учению. Доверительное отношение к учителям.
  3. Содействовать укреплению родительского авторитета в семье и укреплению любви детей к родителям.
  4. Тактичное руководство самовоспитанием родителей.
  5. Добиваться помощи от родителей в оформлении кабинета, в проведении классных праздников, экскурсий, прогулок, посещение театров.
  6. Сочетать индивидуальные и коллективные формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, анкетирование.

Темы родительских собраний.

  1. Цели и задачи на новый учебный год.
  2. О роле родительского авторитета в семье.
  3. Охрана жизни и здоровья. Физическое воспитание в семье.
  4. Итоги учебного года. О летнем отдыхе детей.

Индивидуальная работа с родителями.

Примерная программа изучения условий семейного воспитания:

  1. Общие условия семейного воспитания (состав семьи, занятия родителей, материальность, санитарно-гигиенические условия, состояние здоровья ребёнка, нравственные устои семьи).
  2. Характер отношений в семье (отношения родителей и детей, взаимоотношения между детьми).
  3. Поведения ребёнка в семье (участие в домашнем труде, выполнение режима дня, отношение с товарищами).
  4. Характер воспитания в семье (применение поощрений и наказаний, контроль за поведением ребёнка (формирование привычек правильного поведения).

Анкета для родителей.

  1. Какие вопросы воспитания вас особенно волнуют?
  2. Выписываете ли вы семейные журналы и есть ли дома библиотека.
  3. Какие детские журналы вы выписываете?
  4. На что следовало бы обратить внимание учителю в работе с вашим ребёнком?
  5. Чем вы можете помочь учителю в работе с детьми нашего класса?

Анкета для родителей.

  1. Кто из членов вашей семьи систематически занят воспитанием детей.
  2. Где обычно ребёнок отдыхает летом?
  3. Состояние здоровья ребёнка.
  4. Жилищно-бытовые условия семьи: квартирные, есть ли место для занятий ребёнка.
  5. Ваше мнение о дисциплинированности ребёнка:

А) дисциплинирован

Б) Мало-дисциплинирован

В) Недисциплинирован.

  1. Ваше мнение о способностях ребёнка:

А) Талантлив

Б) Способен

В) Малоспособен

Г) Среднеспособен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка классного руководителя в начальных классах

Папка содержи схемы, таблицы для заполнения сведений о классе. Представлена табличная форма работы с детьми девиантного поведения, детьми, стоящими на учёте в ПДН и т.д....

папка классного руководителя

хороший материал в помощь классного руководителя...

Папка классного руководителя

Подробная папка классного руководителя, куда можно вносить свои коррективы. А может у кого есть более интеренсные предложения?!...

Папка классного руководителя.

Папка классного руководителя содержит основные разделы работы классного руководителя и тематическое планирование на учебный год....

В папку классного руководителя

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся...

ДЛя папки классного руководителя.

Циклограмма деятельности классного руководителя....

папка классного руководителя

материалы для кл.руководителя...