Конспект занятия на тему: "Хорошие манеры"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Кузнецова Наталья Викторовна

Конспект воспитательного занятия на тему:"Хорошие манеры" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hor.man_.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Международный Институт Развития «ЭкоПро»

Образовательный портал «Мой университет»

www.moi-universitet.ru 

Центр подготовки педагогов к аттестации

www.dis-kurs.ru , http://moi-uni.ru/ 

Конспект воспитательного занятия на тему: «Хорошие манеры»

Цели: Развивать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки; создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.

Задачи: - расширять и обобщать знания о правилах и нормах поведения;

воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета:

  быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным. 

- продолжать формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

- вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета;

- активизировать словарь: этикет, эмоции, привычки, культура, аккуратность, вежливость, доброжелательность.


Материал: Макет цветка с лицом и съемными лепестками, иллюстративный материал, игрушка, презентация. жетоны

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Добрый день дорогие ребята. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки.

Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу. Подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и дружны. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю вам хорошего настроения и интересного занятия.

Садитесь на свои места.

Перед вами цветочная полянка, но на одном цветке чего - то не хватает? (лепестков)

Это не простые лепестки, а лепестки с хорошими манерами и чтобы их нам вернуть, нам нужно справиться и выполнить много интересных заданий. - Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях, проявлять хорошие манеры друг к другу

Ребята как вы думаете что такое манеры?

Манеры - способ поведения, умение держаться в обществе.

Ребята вы прекрасно знаете, что хорошо и что плохо. - Но всегда ли вы проявляете хорошие манеры, бываете вежливыми, культурными мы сегодня узнаем на занятии?

- Ребята подумайте, и скажите, как будет называться тема нашего занятия?

Тема нашего занятия «Хорошие манеры»

Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, доброжелательность, аккуратность, умение говорить приятные слова. А также умение контролировать своё поведение, свои эмоции.

Плохими манерами принято считать: привычку очень громко говорить и смеяться, неряшливо одеваться, грубить, говорить плохие слова, драться, опаздывать и др.

Цель нашего занятия сегодня научиться правильно понимать и выполнять нормы и правила культурного поведения в обществе. Мы узнаем какими качествами должен обладать культурный человек.

Оцениваться ваши ответы на занятии будет так;

отличный ответ на 5 получаете красный жетончик и изображением совы умной и мудрой птицы

желтый жетончик означает хороший ответ на 4, при ответе допускаете небольшую неточность.

 и жетончик синего цвета означает, что на занятии надо стараться.

-А вот и 1-й наш волшебный лепесток –  «Вежливость», чтобы вернуть наш лепесток к цветку, нужно узнать хорошо ли вы знаете правила вежливости

  - Ребята, а вы всегда стараетесь быть вежливыми?

- А для чего нужно быть вежливыми?

-для того, чтобы с Вами было приятно общаться и рядом находиться всем окружающим.

- Давайте повторим несколько важных правил вежливости для себя.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

– Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (вежливые слова )

–Конечно же, это добрые, вежливые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)

– Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов?  (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу вежливое слово

- Работаем в командах на первом ряду первая команда, на втором ряду вторая команда.

Задания для 1 команды

1Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... 
(“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... 
(“Добрый день!”)
3На закате мотылёк залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече, скажем гостю: 
«…» (Добрый вечер!)
4
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, при встрече : ... 
(“Здравствуйте!”)

Задания для 2 команды

5Когда бранят за шалости, Мы говорим:(“Прости, пожалуйста!”)

6Дал Ивану царь Берендей За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю Говорит: 
(Благодарю!)

7Всем вам с большой любовью Желаю… (Крепкого здоровья.)

Дети Даша и Егорка сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы: «Дайте! Будьте
...» (так добры!)

- А теперь давайте узнаем какие вежливые слова, вы говорите в разных ситуациях, которые встречаются вам каждый день.

1) Герман, когда ты заходишь в класс, что нужно первым сказать 2) Вика встретив свою подругу с утра что ей скажет (привет)

3) Рома, уходя из школы на прощание скажет (До свидания)

4) Ульяна, нечаянно наступил Роме на ногу и она скажет ему (извини)

5) Костя услышит что кто- то чихнул скажет (будь здоров)

6) Самире помогут подежурить по столовой она скажет (спасибо)

7) Ярослава поблагодарят за помощь, а она в ответ им скажет (пожалуйста)

8) Коля ложится спать и говорит своим родным (спокойной ночи)

Молодцы, вы хорошо знаете правила вежливости и назвали много вежливых слов и лепесток вежливость возвращается к цветку 

2-й лепесток слово-«Аккуратность»  

Педагог: - Дети,  а вот и следующий наш волшебный лепесток, прочитайте его название.

Учащиеся читают название лепестка - «Аккуратность»

Педагог: - Культурный человек всегда старается выглядеть аккуратно, для этого он постоянно пользуется предметами гигиены.

- А вы пользуетесь такими предметами?

- Какими предметами гигиены пользуетесь вы?

Работаем также в командах

Отгадывает загадки об этих вещах 1 команда.

 На слайде отгадки

загадки.

Хожу, брожу не по лесам, 
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длиннее
Чем у волков и медведей. 
(Расческа)

Я из хлопка и из льна

Носовой бываю я,

Очень нужен он, друзья, 

Его берите вы всегда.   (Носовой платок)

По утрам и вечерам 
Чистит - чистит зубы нам, 
А днем отдыхает, 
В стаканчике скучает 
(зубная щетка)

Что за дождь без облаков 
Целый день идти готов
Только кран я повернул
На меня и ливень хлынул
( Душ)
Чтобы волосы блестели и красивый вид имели,

чтоб сверкали чистотой, мною их скорей помой. ШАМПУНЬ

Ускользает, как живое, но не выпущу его я,

Дело ясное вполне, пусть отмоет руки мне. (мыло)

Вместе с мылом и водой, Я слежу за чистотой,
по спине плясала, спинка розовою стала. 
( Мочалка)

После бани помогаю, промокаю, вытираю Пушистое, махровое, чистое, новое.ПОЛОТЕНЦЕ

Воспитатель: - Молодцы, правильно отгадали все загадки. Но ещё хочу вам напомнить, что аккуратный человек всегда соблюдает правила гигиены и санитарии. Напомните мне их:

С утра и вечером чистит зубы своей зубной щеткой. Всегда моет руки после улицы и перед едой. Пользуется своим полотенцем. Следит за волосами, содержит их в чистоте, имеет свою расческу. После посещения туалета, смывает воду, тщательно моет руки с мылом. Следит за чистотой своей одежды и обуви, во время устраняет неполадки. Содержит в порядке книжки, ручки и тетрадки.

Есть такая пословица Чистота – залог здоровья

Ребята если вы всегда будем аккуратными и опрятными, то и здоровье будет в порядке.

Педагог: - Молодцы теперь мы  смело можем прикрепить к цветку лепесток «Аккуратность»  

 Следующий 3-й лепесток «Доброжелательность». 

Доброжелательность – это когда человек желает добра другим людям

Игра «Подари улыбку».

Педагог предлагает детям  встать в круг, посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь назовите ласково друг друга по имени, и пожелайте чего –то доброго друг другу, передавайте при этом игрушку чебурашки .

– Не забывайте о том как можно усилить красоту и обаяние эти слов?  (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда).

Молодцы, садитесь на места

Когда мы добры друг к другу, то у нас много друзей, но некоторые ребята говорят, что с ними никто не дружит. Что же делать? Как надо дружить? 

Я думаю что, не только слова должны быть добрыми, но и дела и поступки и чтобы быть настоящим другом я хочу поделиться с вами некоторыми советами.

  1. Помогай товарищу, и никогда не обманывай его. 
  2. Если умеешь что-либо делать – научи этому других. 
  3. Если товарищ попал в беду – помоги ему. 
  4. Делись с товарищем всем, чем можешь и чем можно. 
  5. Избегай споров, ссор по пустякам, не обижай товарищей. 
  6. Будь скромен, если у тебя получилось лучше, чем у других, умей порадоваться успехом товарища. 
  7. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят. 
  8. Умей хранить чужие тайны. 

Если вы будете пользоваться этими советами, то не будете одинокими, и у вас появится много друзья.  Стихотворение

Доброжелательность – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым? Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать тепло своё другим.

Быть добрым – значит понимать и близких и чужих

И радости порой не знать, заботясь о других.

Конечно, доброму трудней, И все же посмотри:

Как много у него друзей! А злой всегда – один…

- И наш  волшебный лепесток Доброжелательность возвращается к цветку

Физминутка под музыку «Если добрый ты».

4-й лепесток «Привычка».

Педагог: -А вот и  лепесток привычек.

Ребята что же такое привычка? Привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в жизни вырабатывается много привычек, как полезных, так и вредных. Давайте узнаем какие привычки вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу.

На доске листы с надписями вредные и полезные привычки

Педагог: - Чтобы вернуть лепесток к цветку,

поиграем в игру «Назови привычку».

Играть будем у доски в командах, я читаю привычку, а каждый член команды должен сказать нам вредная эта привычка или полезная и определить ее на свое место, называем по очереди. Жетон

Для 1-й команды

  1. Мыть руки перед едой – полезная привычка.
  2. Быть грязным и неопрятным  - вредная привычка.
  3. Чистить зубы перед сном – полезная привычка
  4. Грызть ногти – вредная привычка.

Для 2-й команды

  1. Пользоваться носовым платком –  полезная привычка.
  2. Дразнить и обзывать детей – вредная привычка.
  3. Стричь ногти – полезная привычка.
  4. Принимать большое количество пищи– вредная привычка

-Ребята я предлагаю посмотреть вам какие еще есть привычки у людей и какие последствия несут они для жизни и здоровья человека Слайд о привычках

Педагог: теперь мы хорошо знаем о полезных привычках и последствиях вредных привычек и наш  лепесток возвращается к цветку

Педагог закрепляет  лепесток к цветку.

И последний наш 5 –й лепесток «Эмоции». Ребята что такое эмоции? - Этовременное переживание какого-нибудь чувства. - Под влиянием эмоций меняется наше выражение лица, настроение. - Эмоции проявляются с помощью интонаций в голосе, с помощью выражения лица - мимикой, жестов, движений.

Есть положительные и отрицательные эмоции

Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции какие? – радость, счастье, удивление, удовольствие.

Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции, какие это эмоции? – грусть, обиду, страх, злость.

Игра на слайде «Изобрази эмоции сказочных героев»

Ведущий: В этой игре вы будете превращаться в разных героев и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите:

  • Как удивляется красная шапочка, когда видит свою бабушку с огромными глазами, ушами и зубами;
  • Испуганных девочку и её братца, которых догоняли баба яга и гуси лебеди;
  • Как страдает и печалится Алёнушка когда видит что ее братик превратился в козленочка;
  • Как сердится волк на поросят, которые спрятались от него в домике;
  • Как радуется колобок, когда поёт свою песенку;
  • Как испытывает удовольствие черепаха и львёнок, когда лежат на солнышке.

Все то, что переживали, чувствовали сказочные герои, которых вы показывали, это и есть ЭМОЦИИ.

- Культурный человек умеет владеть своими эмоциями,

отрицательные эмоции надо контролировать и сдерживать, чтобы не причинить боль другому человеку.

Ребята а вы часто испытываете отрицательные эмоции?

Давайте избавимся от этих отрицательных эмоций, встаньте представьте что у вас в руках есть шарик, мы будем надувать его отрицательными эмоциями, надули, теперь завязали крепко ниточкой и отпустим его в небо там солнышко превратит их в положительные, добрые эмоции. Воспитатель: -Теперь наш лепесток эмоций возвращается к цветку. Вот и собрали мы все лепестки.  

- Ребята, посмотрите! Какой прекрасный Цветок мы получили.

- Это непростой цветок, а цветок «Хороших манер».

Мысленно поместите всё хорошее этого цветка внутрь в себя, в своё сердце. У вас появятся новые силы, силы здоровья, добра, счастья, радости. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали, как помог вам этот волшебный цветок.

Итог занятия

Ребята наше занятие подходит к концу, какие эмоции вы испытываете  

- Как называлась тема нашего занятия? Ребята сегодня мы закрепляли и повторяли правила и нормы поведения в обществе. Узнали какими качествами должен обладать культурный человек

Как вы думаете мы достигли цели нашего занятия?

- Для чего нам нужно знать эти правила? Зачем мы их учим, повторяем, и постоянно говорим об этом.

Давайте посмотрим, как мы сегодня работали

Посмотрим сколько жетонов в 1-й команде, сколько во второй.

Ярослав скажи, как работал твой сосед по парте в вашей команде.

А ты как работал, сколько жетонов ты принес своей команде. Другие оценивают друг друга.

Герман оцени себя как вежливого и культурного человека, свою работу в ходе нашего занятия

(ответы детей; я считаю себя вежливым и культурным потому что, мое настроение стало лучше или хуже).

- Что понравилось вам на занятии? – Молодцы ребята! Давайте всегда стараться быть вежливыми и культурными

На этом занятие закончилось. Спасибо за работу на занятии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по семейному воспитанию на тему: «Хорошее воспитание» 7 – 11 лет

Целью данного занятия является: способствование воспитанию хороших манер, культуры общения; ознакомление с историей возникновения и значением термина «этикет»;помочь воспитанникам задуматься о се...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Занятие в тренинговом режиме по внеурочной деятельности. Тема: Хороша кашка, да мала чашка

Цели, задачи:Обучающая: Познакомить учащихся с секретами русской кухни, с традициями старины.Развивающая: Предоставить возможность успешно сотрудничать в группе; умению высказывать свое мнение.Воспиты...

Конспект внеурочного занятия "Разговор о правильном питании". Тема "Хорошо пройдёт обед, соблюдая этикет"

В материале содержится конспект и наглядные материалы по данной теме....

Конспект занятия с детьми 2-ой группы продлённого дня "История хороших манер"

Развивать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки; создать условия для систематизации знаний детей о понят...