Внеклассное мероприятие: «Загляните в мамины глаза»
классный час на тему

Алтынбаева Динара Зиннятовна

Внеклассное мероприятие: «Загляните в мамины глаза»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaglyanite_v_maminy_glaza.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Загляните в мамины глаза

Цель работы. Формировать уважительное отношение к маме через умение видеть доброе и прекрасное в окружающей жизни.

Форма проведения. Литературная гостиная

Подготовительная работа

 Конкурс на лучшее стихотворение о маме;

 конкурс рисунков «Моя мама»;

 изготовление сувениров для мам из соленого теста;

 конкурс сочинений «Мамины руки»;

 изготовление украшений для класса;

 конкурс на изготовление лучшего подсвечника из соленого теста;

 подготовка презентаций «Наши мамы».

Учебные материалы. Магнитофон, аудиозапись песен и романсов; жетоны в виде сердечек для лотереи; компьютер, экран, мультимедийный проектор; гитара; сундучок – «черный ящик»; детская люлька и мягкие игрушки.

Класс оформлен в виде гостиной конца ХIХ века. Отдельные столики накрыты скатертями. На каждом столе – цветы и горящая свеча. Столик хозяйки гостиной расположен обособленно. Доска оформлена в виде окна. Помощники ведущей до начала вечера раздают всем гостям жетоны в виде сердечек для лотереи.

  1. Ход вечера

Ученик 1.

Зажжем таинственные свечи,

Затеплим ласковые речи.

Мы столько женщине должны,

Поскольку все – ее сыны!

Сотрем хоть часть морщин

С ее лица.

Забот немалых

Вон сколько давит на нее,

Вкривь изгибая бытие.

Под гром небес подставим плечи,

Участье часто душу лечит –

И вот, как прежде, молода,

Сияет женщина-звезда!

(В. Анисенко)

Ведущий. Добрый вечер! Сегодня я – ведущая литературной гостиной, а вы – гости. Наша гостиная посвящается маме, самому дорогому и близкому человеку для нас.

Одно из значений слова салон в переводе с французского языка – «гостиная для приемов».

Гостиная комната располагалась в дворянском доме там, где принимали гостей и проводили вечера. Салонов было много, но культурную ценность имели только литературные. Там звучал музыка, стихи, исполнялись танцы, то есть все, что относилось к понятию «культура».

Хозяйкой литературной гостиной должна быть женщина. Вяземский писал: «Умение держать салон – искусство». Главная особенность: руководить им может только женщина. Ее ум обольщает и господствует, он отменно чуток на чужой ум. Хозяйка встречает и приветствует гостей, располагает их, сама же остается в тени, чтобы просторно и вольно было гостям.

Пришло время представить хозяйку нашей литературной гостиной. Ее имя в переводе с древнегреческого означает «избранная, светлая». Это Елена.

Звучит торжественная музыка. Входит хозяйка.

Хозяйка гостиной. Добрый вечер! Рада принять вас в гостиной. Я хозяйка и проведение вечера беру в свои руки.

Я мама двух замечательных дочерей. Дети – самое дорогое в жизни матери. Счастье матери – это счастье детей. Первая их улыбка, первые шаги, первые слова – и лицо матери расцветает счастьем. С болью, с радостью – всегда они бегут ко мне.

Слово мама почти одинаково произносится на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, армянском. В нем есть открытый звук [а], который встречается в ласковых напевах колыбельной песни – «Баю-баюшки-баю». Дочки мои уже выросли, но я, как в годы младенчества, часто пою им колыбельные песни, стараясь перелить в них свою любовь и нежность.

Ведущий. Хозяйка литературной гостиной всегда блистала каким-либо талантом. Вот и наша хозяйка отлично поет. Она исполнит для вас колыбельную.

Хозяйка исполняет один куплет колыбельной из мультфильма «Умка».

Ученик 2.

Мама, склоняясь над кроваткой,

Спокойную песню поет...

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовет.

Я ее не буду трогать,

Только возле постою.

Пусть поспит она немножко –

Я ей песенку спою.

(М. Егорова)

Исполняется колыбельная Е. Благининой.

Ученица 1.

Мама спит, она устала,

Ну и я играть не стала,

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

Припев:

Баю-баю-баю, мама,

Буду я послушной самой.

Я тебе опять покоя не даю.

Баю-баю-баю, мама,

Буду я послушной самой.

Это я тебе пою.

Я бы многого хотела –

Не могу сидеть без дела.

Я могла бы танцевать

Или в куклы поиграть.

Но молчат мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

Припев.

Ведущий. Народ всегда высоко чтил Мать. В устной поэзии с древних времен ее облик наделяли самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, верная жена, защитница собственных детей, радетельница за всех обездоленных и обиженных.

Ученик 3. Лев Николаевич Толстой лишился своей матери в младенчестве, а 10 марта 1906 года он сделал такую запись на отдельном листке бумаги: «Целый день тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиленье-желание ласки-любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать и быть утешаемым.

Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей – ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты, приласкай меня. Все это безумие, но все это правда».

Ученик 4. Сколько великих художников посвятили свои полотна святому образу матери! Не сосчитать музыкальных произведений, воспевающих женщину-мать! А сколько поэтов благословила муза на великие нежные строки! Не обошла своим вниманием муза и детей. Вот какие замечательные стихи написали мои одноклассники.

Дети читают стихи собственного сочинения.

Ведущий. В литературных гостиных было принято читать мадригалы – короткие стихи, восхваляющие хозяйку.

Ученик 5.

Красота – неповторимый дар,

Подари нам добрый взгляд на память,

Подари нам свой счастливый смех,

Свой портрет нам нарисуй при всех,

Убеди, что ты нам не приснилась!

Ученик 6 (преподносит хозяйке розу).

Пусть день ваш будет солнечным, прекрасным,

И розами ваш устлан будет путь,

И каждый вечер – звездным, чистым, ясным.

О женщина, всегда счастливой будь!

Ведущий. И я в качестве мадригала дарю хозяйке романс на стихи Н. Заболоцкого «Очарована, околдована».

Исполняет романс.

– В разлуке с детьми нет для матери большей радости, чем их письма. И нет ничего томительней и горестней, чем ожидание вестей. Чего только не передумает она, когда письма не приходят или сильно запаздывают! Ночью бессонница, днем все валится из рук, картины одна ужаснее другой встают в воображении. «Ну, чего ты зря беспокоилась? – говорим мы при встрече. – Что могло случиться?» обещаем, что больше такого не повторится.

Дети читают стихотворение Сергея Викулова «Пишите письма матерям».

Ученик 7.

Поют гитар походных струны

В тайге, в горах, среди морей.

О, сколько вас сегодня, юных,

Живет вдали от матерей!

Вы вечно, юные, в дороге –

То там объявитесь, то тут.

А ваши матери в тревоге

Вестей от вас все ждут и ждут.

Ученик 8.

Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют –

Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще все-таки, ребята,

Пишите письма матерям.

Девочки под песню Витаса «Мама» исполняют танец со свечами.

Ведущий. В литературных салонах проводились различные игры. И мы с вами сегодня поиграем, окунемся в историю и узнаем необычное об обычных вещах.

Внесите черный ящик!

В черном ящике находится предмет, который являлся на Руси самым желанным подарком. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли с базара из города крестьянин, справлялись ли свадьба или крестины – всегда во всех случаях любовь, внимание, приязнь выражались этим подарком. О чем идет речь?

Дети. О головном платке.

Рассказывает подготовленная ученица.

Ученица 2. По древнему русскому обычаю женская голова должна была быть всегда покрытой. Какое же значение для женщины имел платок, если две трети своей жизни она с ним не расставалась?

Головные женские платки... Какие невыдуманные истории могли бы рассказать они о тех, чьи головы покрывали! Затаенные обиды, скрытые от всех слезы знал только платок – в укромном темном уголке шепотом перечисляла женщина свои горести, прикрывая рот уголками платка; этими же уголками вытирала она глаза, застланные слезой-тоской.

Плат – от самого дорогого, шитого золотом, до самого дешевого скорбного холщового покрова вдовы – был символом честности женской жизни. Самым большим позором для женщины в Древней Руси было насильственное публичное обнажение головы.

Хозяйка гостиной читает стихотворение В. Коротаева «Молоко».

Пошла, корову подоила,

Пришла,

Смахнула со стола,

По кружке мальчикам налила

И чашку дочке налила,

По самый край большую банку –

Хозяину, когда придет.

Плеснула котику в жестянку:

Пускай проворней будет кот.

Собаке –

В выщербленной плошке

Хлеб забелила в свой черед,

Еще подбавила немножко:

Скорее зайца принесет.

Повеселела,

Разогнулась,

Прошлась со вздохом по избе,

К столу присела,

Улыбнулась:

Ну, вроде можно

И себе.

Ведущий. Продолжим игру. Каждый народ на протяжении веков отбирал материалы, с помощью которых лучше всего можно было передать красоту природы и человека.

В Древней Руси любили поделки из дерева, белого камня, украшения из серебра и меди, изделия изо льна, но особое место принадлежит предмету, находящемуся в черном ящике. Все иностранцы, приезжавшие в Россию в ХVII–ХVIII веках, называли его национальным русским камнем, так много его было и так часто он встречался в изделиях народных промыслов в самых различных сочетаниях. О чем идет речь?

Д. О жемчуге.

Ученик 9. 165 рек поставляли нашим предкам этот удивительный дар природы, который стал олицетворением красоты. Долгое время люди не могли догадаться, почему в некоторых раковинах появляются  жемчужины. Считали, что это яйца моллюсков, живших между жесткими створками. Лишь в ХIХ веке люди объяснили образование жемчуга. Когда в приоткрытые створки раковины моллюска попадает грубая песчинка, она ранит нежную поверхность мантии, и, стараясь защититься, моллюск вырабатывает перламутр, который обволакивает эту песчинку, сглаживает ее края – так возникает жемчужина.

Ученик 10. Люди доставали раковины со дна, вскрывали их, доставали жемчужинку и, чтобы она затвердела, 2–3 дня держали во рту, а после, завернув во влажную тряпицу, клали за пазуху на несколько часов. И только тогда жемчуг окончательно затвердевал.

Считалось, что добывать жемчуг могут только люди с чистой душой. Перед выходом на ловлю раковин полагалось старательно вымыться, выпариться в бане. Люди верили: ни дурных слов, ни дурных поступков, ни дурного запаха жемчуг не выносит. Не давался он в руки пустым людям, жадным, прельщавшимся наживой. Крестьяне, посадские люди, бояре – все носили жемчуг. А шитье жемчугом – это большая область русского прикладного искусства.

В Нижегородской области в начале ХIХ века каждая крестьянка носила на шее и в головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин.

Показ картин с изображениями головных уборов, шитых жемчугом. Хозяйка гостиной читает стихотворение А. Люкина «Мать и дочь».

– У матери моей –

Какое чудо! –

За два часа прошла простуда.

Дров наколола,

Вот и руки в тесте,

Работает,

А захворали вместе.

...Не знала дочь,

Но крепко знала мать:

Чтоб хлеб испечь,

Кому-то надо встать.

Ведущий. В нашем ящике находится еще один предмет. Это снаряд с зубьями. Бывает он редкий и частый. Делали его из рогов, черепах, в виде украшения для женской головы и для поддержки косы. О чем идет речь?

Д. О гребне, расческе.

Ученик 11. Гребень – это гребешок, гребенка, расческа. Гребень – это не только предмет, который вам поможет следить за внешним видом: это еще и оберег. Наши предки вешали на металлическую дужку в числе прочих оберегов и маленький гребешок.

Какая же сила заключена в гребне? В Древней Руси волосам приписывалась особая сила. Видимо, при расчесывании волос часть магической силы переходила на гребень. Маленький гребешок-оберег защищал от зла, невзгод, злых духов.

Ведущий. Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать за мамиными руками? Вспомните, как они ласково гладят вас, как ловко шьют, готовят вкусные пирожки, заботливо стирают белье.

Поделитесь своими воспоминаниями.

Выслушиваются рассказы детей, зачитываются отрывки из сочинений.

– В нашей литературной гостиной можно не только услышать стихи и песни о маме, но и совершить прогулку по классному Арбату. Настя и Лена нарисовали свои рисунки для мам, передав свою любовь к ним с помощью красок и карандашей.

Исполняется стихотворение.

Ученица 3.

Я подарок разноцветный

Подарить решила маме.

Я старалась, рисовала

Четырьмя карандашами.

Но сначала я на красный

Слишком сильно нажимала,

А потом за красным сразу

Фиолетовый сломала,

А потом сломала синий

И оранжевый сломала.

Все равно портрет красивый,

Потому что это мама.

Ведущий. Все дети постарались. Сегодня у вас будет возможность рассмотреть работы внимательнее.

Хозяйка гостиной. А сейчас – розыгрыш лотереи. Мне будут помогать Даша и Рома. На моем столике чудесный букет тюльпанов. Они-то и помогут определить победителей.

1. Разыгрывается предмет, который переводится с тюркского языка как «черный камень».

Что это? Верно, карандаш. Его получают номера 16, 4, 22, 23.

Рома раздает карандаши.

– Все нарисует карандаш,

Когда ему работу дашь.

Но сам без дела не сиди,

Подарок маме сотвори.

2. Разыгрывается предмет, которому уже почти 300 лет. У него два имени. Для его изготовления необходимы опилки, нефть, стеклянная пудра.

Правильно, ластик. Его получают номера 13, 42, 20, 1.

Даша раздает ластики.

– Всем школьникам, художникам, поэтам этот предмет необходим. Ластик сотрет ненужное на ваших рисунках, исправит строчки в стихах, которые вы сочинили для мам.

3. А этот предмет вам понадобится, когда вы поздним вечером перед сном будете читать маме ее любимые стихи. Он поможет вам найти нужную страницу.

Что это? Это закладка. Ее получают номера 5, 8, 37, 25.

Рома раздает закладки.

4. По описанию узнайте, о чем идет речь.

Он бывает солнечный, римский, юлианский, григорианский, лунный.

Что это? Это календарь. Его получают номера 9, 18, 44, 11.

Даша раздает календарики.

– Эти календарики напомнят вам, когда у мамы день рождения, именины, напомнят, что в выходные вы с мамой обязательно должны сходить в театр, музей, в кино.

5. Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица.

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена:

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки.

– Что это? Это ручка. Ее получают номера 12, 26, 35, 47.

Рома раздает ручки.

– Ручка вам понадобится, когда вы, уходя на прогулку или тренировку, захотите написать маме записку, чтобы она не беспокоилась.

Ведущий. Много слов прозвучало сегодня в литературной гостиной в адрес мамы.

А теперь я хочу проверить, какие качества вы выбрали для себя, как будете относиться к маме, какие чувства будете проявлять.

Напишите одно из качеств на сердечке и приклейте на нашем большом сердце, которое мы подарим всем мамам.

Мальчики читают стихи.

Ученик 12.

Любимые!

Как много вы нам дали!

Как многому вы научили нас!

Любовь свою мы к вам всегда скрывали,

И продолжаем мы ее скрывать сейчас.

Но хочется, чтоб знали вы и верили,

Что нет нигде таких на свете мер,

Которыми б любовь мы к вам измерили

И всю огромность ваших добрых дел.

Ученик 13.

Мы никогда ни за что не смогли бы

Всего, что вы сделали, перечесть.

Примите огромное наше спасибо

За то, что вы с нами,

За то, что вы есть.

Ученик 14.

Вам по-прежнему нет покоя –

Тревожат заботы детей.

Спасибо вам за сердце такое –

Выше звезд и глубже морей.

Спасибо вам за вашу доброту,

За преданность и нежность вашу,

А также за любовь и теплоту!

Спасибо вам, бесценные вы наши!

Ведущий. Чтобы в вашем доме всегда царили любовь, забота и внимание, чтобы сердце всегда оставалось добрым, а дом – гостеприимным, мы приготовили для вас подарок.

Ученица читает стихотворение:

В этом слове – солнца свет! Мама!

Лучше слова в мире нет! Мама!

Кто роднее, чем она? Мама!

У нее в глазах весна! Мама!

На земле добрее всех! Мама!

Дарит сказку, дарит смех!

И за нас грустит! Мама!

Пожалеет и простит! Мама!

В этом слове солнца свет!

Лучше слова нет!

Льется песенка ручьем!

Это мы о ней поем!

Ведущий. Ансамбль девочек исполняет песню «Наши мамы» на стихи И. Шаферана.

Та весна, казалось, будет вечной...

И глядят из рамочек со стен

Наши мамы в платьях подвенечных,

Наши мамы, юные совсем.

Брови разлетаются крылато,

Ни одной морщинки возле глаз.

Кто теперь поверит, что когда-то

Наши мамы были младше нас?

Мы еще в рассветных снах витаем –

Мамы просыпаются чуть свет.

Мы опять куда-то улетаем –

Мамы долго-долго машут вслед.

И лежат сыновние печали

Белым снегом на висках у них.

Если б матерей мы выбирали,

Все равно бы выбрали своих.

Можете объехать всю Россию,

Провести в дороге много дней –

Никого не встретите красивей,

Никого не встретите родней.

Шлите им почаще телеграммы,

Письмами старайтесь их согреть.

Всё на свете могут наши мамы,

Только не умеют не стареть.

Песня сопровождается презентацией слайдов «Наши мамы».

Затем дети дарят мамам подарки.

Хозяйка. На этой волнительной ноте я закрываю нашу гостиную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Загляните в мамины глаза"

Классный час ко Дню матери....

Литературная гостиная "Загляните в мамины глаза"

Сценарий литературной гостиной к 8 МАРТА или ДНЮ МАТЕРИ....

Загляните в мамины глаза.

Утренник посвящен к 8 марта....

КЛАССНЫЙ ЧАС "ЗАГЛЯНИТЕ В МАМИНЫ ГЛАЗА"

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА КО ДНЮ МАТЕРИ ГООУ «Новокашировская санаторная школа-интернат»        Открытое внеклассное мероприятие«Загляните в мамины глаза!»...

внеклассное мероприятие "Загляните в мамины глаза"

Мероприятие посвящено Дню Матери в 4 классе. Сегодня мы обсуждаем важную тему, посвященную Международному дню матери. Каждую секунду по статистике на планете Земля рождается три маленьких человек...

Внеклассное мероприятие на тему: «Загляни в мамины глаза»

Цель: способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родным и близким людям, к маме.Задачи:содействие укреплению и сплочению семьи;создание доброжелательной атмосферы в коллективе;фор...

Открытое мероприятие на тему: "Загляните в мамины глаза"

Открытое мероприятие на тему: "Загляните в мамины глаза"...