Формы работы на уроках Выступление на педсовете
статья (4 класс) на тему

Иконникова Ольга Дмитриевна

Главная задача урока: обеспечить развитие каждого ребёнка, создав условия для ученического труда с максимально возможной производительностью для каждого из сидящих в классе. Думаю, важно, чтобы ученик знал, в чём должен заключаться его собственный конечный результат обучения на данном уроке, и видел, как его можно достичь. А это невозможно без интереса к делу, без разнообразия форм урока и видов работы на уроке, без их связи с жизнью.

Учение непременно должно быть активным: ученик умеет привлечь к делу собственную любознательность, своё желание во всём найти смысл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_formy_raboty_na_urokah.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы на уроках.

Главная задача урока: обеспечить развитие каждого ребёнка, создав условия для ученического труда с максимально возможной производительностью для каждого из сидящих в классе. Думаю, важно, чтобы ученик знал, в чём должен заключаться его собственный конечный результат обучения на данном уроке, и видел, как его можно достичь. А это невозможно без интереса к делу, без разнообразия форм урока и видов работы на уроке, без их связи с жизнью.

Учение непременно должно быть активным: ученик умеет привлечь к делу собственную любознательность, своё желание во всём найти смысл.

Моя педагогическая задача – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью; помочь ему найти своё индивидуальное место в жизни. Поэтому на всех занятиях уделяю внимание созданию атмосферы доброжелательности и комфортности, уважительного отношения к личности воспитанника. Создаются условия, когда каждый имеет собственный взгляд на проблему, высказывает свои гипотезы, не боясь ошибиться. Поощряю в детях нестандартность мыслей, стремление знать больше, серьёзное отношение к учебному труду. В своей работе я использую проблемные ситуации в исследовательской деятельности учащихся, так как это позволяет формировать у учащихся представление о характере и логике научного поиска, его трудностях и закономерностях. Они также дают возможность формировать опыт соответствующей деятельности, что будет способствовать развитию интуиции, воображения, умения нестандартно мыслить на основе системы научных знаний.

1.Словарные слова  

На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе, на мой взгляд, у них будет больше желания.

При применении метода графических ассоциаций составляется рисунок, обозначающий само слово, и обыгрывается в нем запоминаемая буква. В нём должна быть чётко выражена запоминаемая буква. Самостоятельнoe придумывание детьми таких рисунков способствует развитию у них фантазии и образного мышления. ( Буква о –молоко, колбаса, корова, котлета…)

Метод звуковых ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова из орфографического словаря особенно удачны:

  •  Трудные учить слова
  • Помогает нам игра!
  • Приеду завтра,
  • Привезу завтрак,
  • На завтрак - рак,
  • Кричи: «Уpa!»

Придуманная фраза и хорошо звучит, и лeгкo представляется.

Комбинированный метод - это использованиe при запоминании слова из орфографического словаря и графических, и звуковых ассоциаций одновременно.

Приведу пример работы над конкретным словом (петух)

1. Предлагается загадка: «Ha заборе сидит утром рано голосит, просыпаться всем велит». Ученики называют отгадку.

2. Учащиеся проговаривают слово петух орфоэпически, определяют ударный и безударный слоги.

З. Перед учащимися ставится задача: «B тетрадь самостоятельно записать слово, пропустив орфограмму (опасное место)».

4. Далее предлагается прослушать этимологическую справку как дополнительное средство к мнемоническим приемам: «Bce знают петуха, непременного персонажа многих сказок и басен, поговорок и загадок. Славится петух важностью походки и задиристостью характера.

Петух – своеобразные поющие часы. За способность громко и звонко петь и прозвали петуха петухом…».

Этимологическая справка как дополнительное средство к мнемоническим приемам способствует эффективному запоминанию орфографического облика слова.

5. Правильность ответа предлагается проверить по орфографическому словарю.

6. Проговаривание слова петух орфографически.

7.Вставка в «окошко» нужной буквы: е.

8. Повторное орфографическое чтение слова и самостоятельная запись нового слова учениками.

9. Для закрепления написания слова используется мнемонический приём:

  • Петуха спросили дети:
  • «Отчего зовут вас Петей?»
  • Петушок ответил детям:
  • «Хорошо умею петь я!»

В процессе работы рождается детское творчество, ученики сами придумывают «подсказки – запоминалки» и записывают их в индивидуальные словарики.

        Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Так, например, изучая тему по окружающему миру «Разнообразие растений на Земле», полезно обратиться к детям с вопросом «Хотите больше узнать о растениях нашей страны? Давайте найдём информацию в интернете, вместе составим презентацию». Благодаря презентациям, те учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Ещё одной эффективной формой работы является групповая работа, которая также используется на различных этапах урока (проверка домашнего задания, закрепление изученного, объяснение нового материала, проверка качества выполнения заданий), на уроках различного типа, в исследовательской и проектной деятельности.

Групповые формы работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса

На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается - двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Работа в группах

  • Русский язык  тема «Части слова»

Задание 1. Найти в каждой группе слов лишнее, т.е. отличающееся от других слов группы по своему составу. Учитель подсказывает ученикам, что это задание связано с изучаемой темой. Возможные группы слов:

I группа – забег, заплыв, закон, запуск (лишнее слово – закон, в нем нет приставки);

II группа – чайник, кофейник, молочник, веник (лишнее слово веник, в нем нет суффикса, оно, в отличие от других слов не образовано суффиксальным способом);

III группа – посмотрит, победит, подумает, погрустит (лишнее слово победит, в нем нет приставки, оно не образовано приставочным способом);

Каждая группа записывает оставшиеся три слова и разбирает их по составу.

- Что объединяет слова в каждой группе? Назовите как можно больше признаков.

Задание 2

 Что объединяет слова в каждой группе? Назовите как можно больше общих признаков.

I группа – берег, ветер, свет, воздух. (У всех слов нулевые окончания, нет суффиксов и приставок, основа слов равна корню, все слова – имена существительные).

II группа – солдатики, песенка, беленький, избушка, чёрненький. (Во всех словах есть суффиксы, при этом все суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение, слова образованы суффиксальным способом, основа состоит из корня и суффикса).

III группа – ледоход, ледокол, самолет, снегоход, снегопад, листопад. (Во всех словах два корня, образованы способом сложения, во всех словах соединительная гласная о, нулевое окончание, основа состоит из двух корней, все слова – имена существительные).

IV группа – придорожный, приморский, пригородный, прибрежный. (Слова образованы приставочно-суффиксальным способом, основа состоит из приставки, корня и суффикса, во всех словах приставка при-, все слова - имена прилагательные)

Даю дополнение к заданию: « Подумай сам. Посоветуйся с группой»

Математика:

Задание 1     «Решение задач»

Организую работу детей и по группам. Каждой группе предлагаю отдельную задачу.

  • Группа 1. « Для ремонта школьного двора в один день привезли 10 машин асфальта, а в другой день - на 4 машины меньше. Сколько машин асфальта привезли за эти два дня?»
  • Группа 2. « За день в магазине продали 7 женских велосипедов, а мужских на 6 больше. Сколько всего велосипедов продали?»
  • Группа 3. « В одной банке было 10 солёных огурцов, а в другой 6 огурцов. За обедом съели 4 огурца. Сколько всего огурцов осталось?»
  • Группа 4. « В столовую привезли 60 кг моркови. Для приготовления обеда взяли 40 кг, а потом привезли ещё 50 кг моркови. Сколько кг моркови стало в столовой?»

Руковожу работой учащихся в группах: « прочитайте задачу про себя, выделите условие и вопрос задачи. Коллективно обсудите в группах запись краткого условия задачи. Запишите краткое условие задачи, решите задачу самостоятельно. Кто затрудняется при решении задачи, обращайтесь за помощью к товарищу по группе. Обсудите свой ответ задачи с товарищами»

         Другой пример работы, которую выполняют два ученика. Обращаясь к классу, объясняю условия работы: « Сейчас мы с вами проведём математический диктант, в ходе которого повторим нумерацию чисел в пределах 100. Вы будете работать в паре со своим товарищем. Задания предлагаю в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого варианта. Работая в паре, нужно и важно помогать своему товарищу».

Парную форму работы использую для увеличения активности учащихся при выполнении различных заданий. Применение этого вида работы позволяет мне привлечь к активной работе максимальное количество детей, разнообразить формы общения детей на уроке, дает возможность каждому ребенку работать на доступном ему уровне в индивидуальном темпе, научить детей оценивать работу другого и осмысливать собственную информацию, которую передает другому.

Заканчивают дети парную работу, крепко взявшись за руки , и поднимают их вверх.

Содержание диктанта включает следующие задания:

  1. Вариант 1: Запиши число 100, Вариант 2: Запиши число, предыдущее этому числу.
  2. Вариант 1: Запиши число на 1 меньше, чем 60, Вариант 2: Запиши, сколько в полученном числе десятков.
  3. Вариант 1: Запиши число на 1 больше, чем 78, Вариант 2: Запиши, сколько в полученном числе единиц первого разряда.
  4. Вариант 1: Запиши число, состоящее из 3 дес. и 6 ед, Вариант 2: Запиши число, следующее за этим числом.
  5. Вариант 1: Запиши наибольшее двузначное число, Вариант 2: Представь полученное число в виде суммы разрядных слагаемых

         Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и поэтапное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирования качеств личности, моральных и нравственных установок, ценностных ориентиров. Обучающихся увлекает совместное погружение в проблему решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство; согласованность при выборе средств и методов решения.

         Совместная деятельность означает, что каждый ребенок вносит свой личный вклад, идет обмен знаниями, идеями, предположениями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, формировать умения и навыки, но и развивать познавательную деятельность. Ребёнок учиться работать в коллективе, общаться и находить компромиссы, каждый

 несёт ответственность за то, что он делает и предоставляет информацию другим участникам, объясняет суть полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование знаково - символической наглядности на уроках.Выступление на педсовете.

Особую группу познавательных УУД составляют знаково - символические действия: моделирование, кодирование, декодирование. Эти средства - элемент медиаобразовательных технологий....

"Работа с родителями" - выступление на педсовете

          В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше ...

Выступление на методическом совете "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в...

Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).

Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...

"Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников"

Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников...